Соотношение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук. Между общественными, естественными и точными науками существует тесное взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о государстве, о праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных субъектах права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах. В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и сознание. Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Государство………………………………....…………………………..6
1.1 Предпосылки появления государств... ……………………………….......6
1.2 Понятие, признаки и сущность государства.. ……………..…..………....8
1.3 Сущность и типология государств………………………………………11
2. Понятие, признаки и происхождение права.………………..…………. .16
3. Соотношение государства и права..…………………………………18
3.1.Воздействие государства на право……………………………………...18
3.2. Влияние права на государство……………………………………….…21
3.3. Соотношение государства и права……………………………………..23
Заключение ……………………………………………………………………..25

Список использованной литературы……………………………………......26

Вложенные файлы: 1 файл

курсач тгп.docx

— 61.66 Кб (Скачать файл)

Цивилизационный подход подчеркивает, что государство определяется кроме экономических причин также духовно-культурными и нравственными факторами. Цивилизация, ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на государственную организацию общества. Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания соответствующих ей государственно-правовых начал, а также современная Япония.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индийская, эгейская и др.).

Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социополитических культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, признаки и происхождение права.

 

Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений[5], общепризнанного определения права не существует и в современной науке[6][7].

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывалось: Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остаётся одной из нерешённых в науке проблем[10].

В Большой советской энциклопедии было представлено классическое для марксистско-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция):

 Право — это совокупность  установленных или санкционированных  государством общеобязательных  правил поведения (норм), соблюдение  которых обеспечивается мерами государственного воздействия[11].

Либертарно-юридическая концепция: Право — единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости[12].

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удаётся добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом или просто с законодательством), либо с правовой системой[13]. При этом право как система права находит выражение в источниках права, а её правовое содержание определяется нормами права. Когда же говорится о праве как о правовой системе, помимо системы права обычно подразумеваются и другие правовые явления: правовая культура, правосознание и правореализация.    

Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены[8][9][10][11]:          -нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);  -общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов);             -гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);            -интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);                   

-формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);

-системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотношение государства и права.

3.1.Воздействие  государства на право.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем:

1) В осуществлении правотворческой  деятельности. Государство в соответствии  с познанными законами общественного  развития, закономерностями стихийного  правогенеза определяет потребность  в юридической регламентации  тех или иных отношений (деятельности), определяет потребность наиболее  рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти  и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной  власти формально-юридический, всеобщий  характер. В буквальном смысле  это означает, что государство  устанавливает нормы права.

2) В санкционировании  государством норм, которые не  имеют (не носят) прямого государственного  характера. Для некоторых правовых  систем такой способ «производства»  права является преобладающим. Так, образование мусульманского права  характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало  главным образом те нормы, которые  выработаны были мусульманской  доктриной. Из истории права известны  случаи, когда положением, выработанным  правовой доктриной или появляющимися  вследствие толкования применяемой  нормы, государство придавало общеобязательное  значение.

3) В признании юридически  обязательными регуляторами поведения  фактически сформировавшихся и  существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи  и отношения получают юридическое  значение. Таким образом, формируется  так называемое обычное и прецедентное  право, признаются в качестве  общих норм положения нормативных  договоров.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активность государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.

Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства на право. И, прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Влияние права  на государство.

 

В специальной литературе проблеме влияния права на государство удалено мало внимание. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во внутренней организации государства и 2) в его деятельности.

1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования  государства, как организация, нуждается  в праве. Право оформляет структуру  государства и регулирует внутренние  взаимоотношения в государственном  механизме, взаимоотношения между  его основными звеньями. Посредством  права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов  и должностных лиц. Право создает  юридические гарантии против  возможной узурпации власти одной  из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными  структурами получают правовое  регулирование, превращаются в правоотношения.

С помощь права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право, позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

2. Известны два метода, посредством которых государство  навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным  государствам, и цивилизованное  управление социальными процессами  с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ  государствам с развитым демократическим  режимом. Следовательно, современное  демократическое государство не  может вне и помимо права  осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую  сторону, аспект, свойство государственной  деятельности. Такое качество присуще  праву, поскольку оно незаменимо  как обще-социальный регулятор  и его использование обусловлено  объективными факторами, находившимися  вне государства. Право навязывается  государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не  может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для  общества не может манипулировать  правом или освободить от него.

Информация о работе Соотношение государства и права