Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:57, курсовая работа
Актуальность темы, выбранной мною, продиктована временем. События в современной России развиваются очень бурно и динамично. Позиция каждого гражданина определяет будущее России. Эта тема очень заинтересовала меня как студентку юридического факультета. Она показалась мне интересной тем, что соотношение морали и права было извечным вопросом истории. Данной темой в разные годы и периоды истории нашего государства занимались многие философы, историки и классики теории государства и права: Фридрих Вильгельм Ницше, Николло Макиавелли, Христиан Томазий, Иоганн Готлиб Фихте, Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Лев Иосифович Петражицкий.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-концептуальные подходы к понятию права и морали.……………………………………………………………………………5
§1.1. Понятие и сущность права……………………...…………..……....5
§1.2. Мораль: понятие, функции…………………………………………11
Глава 2. Соотношение права и морали: единство (сходство) и различие, взаимодействие и противоречия …………………………………………….15
§2.1. Общие черты и различия …………………………………..………15
§2.2. Взаимодействие и противоречия …………… …………..……......19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников и литературы………………………26
Обычай может стать источником права лишь при определенных условиях: обычай должен содержать в себе юридическое воззрение, которое порождает право; данное юридическое воззрение должно многократно
проявляться в реальности и соблюдаться в течение длительного периода времени.6
В настоящее время в различных странах мира преобладают разные формы позитивного права. Так, обычное право является преобладающим в ряде неразвитых государств. В прогрессивных странах доминирует прецедентное право (Великобритания, США) либо право законодателя (Франция, Германия, Россия).
1.2. Мораль: понятие, функции
Мораль, как и право, является такой же динамической и регулятивной системой. Она играет важную роль в регулировании общественных отношений и поведении людей. Ее исторический путь развития восходит от принципа талиона и «кровной мести» до начал терпимости, прощения и покаяния.
Есть несколько определений морали. Приведу наиболее распространенные и известные из них.
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Мораль - нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность.7
Под моралью и нравственностью
мы будем понимать одно и то же. В
научной литературе и на практике
они употребляются как
В различные периоды своего развития нормы морали представали в следующих формах:
Следует отметить и то, что моральные нормы одной и той же культуры могут сильно различаться в различных жизненных ситуациях. Приведу один из ярчайших примеров, которым является библейская притча о человеке, который был готов принести в жертву Богу своего единственного сына, в соответствии с божественным повелением. Разумеется, убийство невинного человека не соответствует христианским нормам морали. Но в том случае, если так надобно Богу, этот поступок для человека христианской веры не является аморальным. Ведь повеления Бога по определению не могут быть аморальными.
Подобные примеры можно зачастую встретить и в обыденной жизни, ведь понятия морали и нравственности субъективны. Каждый человек определяет для себя что морально, а что аморально в соответствии со своим воспитанием, взглядами на жизнь, психикой, а так же жизненным опытом. Не существует какого-либо единого постулата морали, в соответствии с которым все люди будут одинаково оценивать различные поступки с позиций добра и зла.
Мораль обладает едиными свойствами для всех форм сознания (религия, культура, наука):
Особым свойством морали является императивность – требование определенного поведения. Данное свойство согласует общественные интересы с интересами личности, утверждая приоритет общественных
интересов, но при этом, не ущемляя интересов личности.
Существует два вида норм морали:
Роль морали в жизни всего общества и каждой личности многочисленна. Довольно проблематично объяснить, почему существует такое явление как мораль и нравственность, зато предельно ясно для чего она существует. Если для животных и других обитателей нашей планеты образ жизни и поведения уже предначертаны от природы, то человек, являясь существом разумным, сам творит свое поведение и судьбу. В процессе жизнедеятельности человек все время руководствуется нормами морали, которая обладает определенными функциями и с помощью них оказывает немалое воздействие на каждого человека и общество в целом.
Рассмотрим чуть подробнее эти функции.
То есть при наличии у человека способности к самосовершенствованию, он может самостоятельно определять ту или иную линию поведения и непрерывно развивать ее.
Все вышеперечисленные функции соединяются воедино в таком явлении как мораль и непосредственно воздействуют на человека, его поведение, самосознание, манеры общения, воспитание и уровень культуры.
В отличие от права, мораль не применяет наказаний за аморальное поведение, но человек получает общественное порицание, которое в какой-то степени заставляет его измениться. Конечно, о моральном или аморальном поведении можно спорить вечно, ведь то, что для одного человека является добром, для другого может являться злом, и каждый из них расценивает различные действия в соответствии с субъективными критериями о нравственности и морали и отстаивает собственную точку зрения.
Глава 2. Соотношение права и морали: единство (сходство) и различие, взаимодействие и противоречия
§2.1. Единство и взаимосвязь права и морали
Право и мораль – самостоятельные институты. Каждый из них несет для общества свою пользу, и является ценностью. По природе своего происхождения мораль и право лежат в различных плоскостях.9 Но как бы ни было, эти два института имеют и общие друг для друга черты и характерные признаки, которые находят свое отражение в том, что они являются частью содержания культуры общества, обладают содержанием нормативного характера и служат регулятором поведения людей. Мораль и право имеют единые экономические, социальные и политические условия общественной жизни, служат для согласования интересов общества и каждой отдельной личности, обеспечивают возвышение достоинства и чести человека, поддерживают общественный порядок.
Для того, чтобы точнее уяснить в чем же проявляется единство права и морали, обозначим их общие черты:
И мораль и право имеют способность вторгаться в самые разные сферы общественной жизни. Ни мораль, ни право не ограничивают себя какой-либо отдельной сферой общественных отношений. Они напрямую относятся к поведению людей в широчайших областях их взаимодействия. Принимая во внимание эти факторы, а также учитывая универсальный характер морали, мы можем прийти к выводу о том, что мораль и право никак нельзя разграничивать и разделять сферы, которые они регулируют.
Следовательно, у морали и права нет каких-либо специфичных предметно или обособленных пространственно сфер, они взаимодействуют в едином пространстве общественных связей. Тесная взаимосвязь морали и права, которая определяется общими сферами социума, не значит, что при любых исторических ситуациях они действуют в одном направлении, и при этом взаимно дополняют друг друга. Наиболее реалистичную картину соотношения морали и права можно выявить только в результате проведения конкретно-исторического анализа.
Общность морали и
права, которая порождается едиными
социальными отношениями, дополняются
общностью их функций, ведь и мораль
и право формируют некие
Правовая жизнь социума не должна развиваться изолированно от моральных норм, гуманизма, добра, чести и совести. Включенность данных принципов и идеалов в существующие правовые отношения является показателем возрастания моральной ценности правовых норм. Мораль и право, являясь социальными регуляторами, соприкасаются с проблемами свободного волеизъявления индивида и ответственности, за совершаемые им действия. Они обращены к воле и разуму человечества и помогают ему приспособиться к сложным и изменчивым общественным отношениям. Свобода и ответственность – две грани активности человека, а так же основной способ его жизнедеятельности в правовых и нравственных отношениях.
Право и мораль тесно связаны между собой, более того, можно сделать вывод о том, что право и мораль взаимопроникают друг в друга, дополняют, обуславливают и обеспечивают действие друг друга при регулировании сфер общества. Такое тесное взаимодействие обуславливается тем, что правовые акты впитывают в себя принципы справедливости, гуманности и равенства всех между собой. Иными словами, законы развитого правового государства отражают в себе высшие моральные ценности нынешнего общества.
Анализируя вопрос о взаимодействии морали и права, большая часть правоведов обозначают тот факт, что все подпадающее под правовое регулирование, в той или иной степени регулируется и моралью, то есть подлежит нравственной оценке.
Оригинальную точку зрения на соотношение права морали развивает Коркунов Н.М.: «Нравственность дает оценку интересов, право - их разграничение».11
Человеку приходится ограничить реализацию отдельных целей и задач, а от некоторых даже отказаться. Поэтому нужна оценка интересов. Если интересы одного человека сталкиваются с интересами других людей, то одной оценки интересов для поддержания в деятельности людей порядка и гармонии будет недостаточно. При равноценности и тождественности интересов, нравственная оценка не может указать на то, как устранить столкновение интересов. Необходимо разграничение интересов, которое осуществляется правом.