Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:32, реферат
Власть – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях.
В юридической литературе разные авторы рассматривают власть по разному:
как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу;
как волевое отношение властвующего и подвластного субъектов;
как способность властвующего навязывать свою волю другим лицам;
Соотношение социальной, политической и государственной власти
Власть – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях.
В юридической литературе разные авторы рассматривают власть по разному:
Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей.
Социальная власть присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом.
Социальная власть - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка, иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность.
Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в коллективах проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.
Социальная власть всегда содержит элемент принуждения.
Формы принуждения,
как и пути «присвоения» чужой
воли, многообразны, в связи с
чем различается множество
Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти.
В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».
Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества - органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п.
Так, в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
органы местного самоуправления не входят
в систему органов
Вместе с тем
если государственная власть выступает
от имени всего общества, то политическая
- зачастую от какой-либо его части
или социальной группы, являющейся
субъектом политического
В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами.
Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.
Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его участии, разрешении.
Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Подобная власть
осуществляет функцию, связанную с
руководством, управлением и координацией
волевых действий людей, государственная
власть ведет к установлению таких
отношений, в которых она выступает
как высший авторитет, добровольно
или вынужденно признаваемый всеми
членами социального
Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению.
Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями (Г.Н. Манов).
Государственная власть:
Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие.
Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой.
Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, в то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом.
Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих элит является легитимация своей власти и политики, то есть обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных.
Чтобы добиться усиления своей поддержки обществом, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.
О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей, по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения, бунтов, восстаний, по результатам выборов, по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.
Информация о работе Соотношение социальной, политической и государственной власти