Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 22:53, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность данной темы заключается в том, что социалистическое государство является прошлым нашей республики, и изучение данной темы позволяет нам узнать какой тип государства подходит для нормального и стабильного развития нашей республики. Мы выбрали эту тему, т.к по нашему мнению единственным и правильным решением в начале 20 века для Кыргызской Республики был выбор развития по социалистическому типу. Государство социалистического устройства – это государство с достаточно специфической организацией власти, идеологией и формой производства. Основываясь на принципе борьбы классов против классов, оно провозглашало диктатуру пролетариата и власть Советов.
Содержание
Введение 1. Особенности социалистического государства 1.1 Возникновение социалистического государства 1.2 Форма социалистического государства 2. Особенности системы права социалистического типа 2.1 Возникновение и особенности социалистического права 2.2 Социалистическая правовая семья Заключение Список литературы
«Формой правления социалистического
государства, согласно марксистскому
воззрению, является республика»27. Но, для социалистического
государства приемлемой республикой является
лишь та, которая служит интересам трудящихся
масс и которая, следовательно, наполняется
социалистичким содержанием.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
РЕСПУБЛИКА
«Социалистическая республика
– особая форма государственного правления,
которая возникла в ряде стран в результате
социалистической революции и, по утверждению
основоположников марксизма-ленинизма,
должна была бы стать подлинно демократической
республикой, обеспечивающей полновластие
трудящихся во главе с рабочим классом
и его партией»28
Особенности социалистической
республики:
ведущая роль в государстве
принадлежит представительным органам,
составляющим основу аппарата государственной
власти;
политическое, хозяйственное
и культурное руководство общественной
жизнью сочетается в едином государственном
механизме, с целью обеспечения суверенного
распоряжения государственной властью
обобществленными средствами производства,
регулирования и контролирования материальных
и духовных благ;
высшие и местные органы определяются
в единую представительную систему, основанную
на принципе демократического централизма;
законодательная и исполнительная
власть соединяются в лице работающих
представительных учреждений;
подотчетность и подконтрольность
исполнительно-распорядительных органов
органам законодательной власти;
создание необходимых условий
и предпосылок для обеспечения руководящей
роли рабочего класса и его партии в общественной
и государственной жизни.
Различаются три разновидности
социалистической формы государственного
правления:
Парижская коммуна;
Советская республика;
Народно-демократическая (народная)
республика.
ПАРИЖСКАЯ КОММУНА
«Парижская коммуна – это первая
конкретно-историческая форма государства
диктатуры пролетариата»29
«Впервые социалистическая
республика как форма государства возникла
в 1871 году в Париже и просуществовала всего
72 дня»30, однако, столь кратковременный
исторический опыт Парижской коммуны
не помешал ей стать прообразом будущих
пролетарских государств.
Захват власти произошел способом
насильственного захвата власти -революции
18 марта 1871 года, в результате которого
ЦК Национальной гвардии провозгласил
себя временным правительством до избрания
Парижского коммунального совета, состоявшейся
28 марта. В декларации «К французскому
народу» говорилось об основных целях
Коммуны: уничтожение милитаризма, эксплуатации,
различных привилегий, так же выражались
идеи патриотизма и интернационализма,
о необходимости создании истинного союза
наций.
По мнения сторонников марксизма,
её признание как существенно новой формы
государственного правления, было обусловлено
её организацией: единая, централизованная
власть, способствующая осуществлению
политических и экономических задач диктатуры
пролетариата.
Парижская коммуна реализовала
принцип всеобщего и равного избирательного
права. Она представляла собой орган власти
рабочих, служащих, мелкой буржуазии, который
избирался путем всеобщих выборов в округах
Парижа. Устранялись всякие привилегии
депутатов, вводилось право их отзыва,
обязанность отчитываться перед избирателями,
реально была осуществлена выборность
и сменяемость должностных лиц, также
ликвидировались высокие оклады чиновникам
и устанавливались им ставки, не превышающие
зарплату квалифицированного рабочего.
Таким образом, Парижская коммуна явно
показывала, что управлять государство
могут не только профессиональные чиновники.
«Парижская Коммуна сломала
старую буржуазную государственную машину
и создала государство нового типа, основанное
на принципах пролетарской демократии»31. Вместо профессиональной, постоянной армии и полиции была создана национальная гвардия из граждан, способных носить оружие. Национальная гвардия была и интернациальна: здесь, наряду с французами, находились поляки, венгры, болгары, итальянцы. Был образован новый суд, в котором судьи являлись ответственными перед коммуной и были сменяемы. Провозглашалось отделение церкви от государства, церковные имущества объявлялись народной собственностью, народное образование – светское. Высшим органом власти являлся Совет коммуны. Он распадался на десять комиссий (исполнительную, военную, юстиции и другие), через которые Коммуна осуществляла высшие законодательные, исполнительные и судебные функции. Административным руководством в округах занимались уполномоченные коммуной депутаты.
Структура государственной
власти, созданная при Коммуне, полностью
отвергала буржуазный парламентизм и
связанную с ним теорию разделения властей.
Таким образом, по-мнению К. Маркса, Парижская коммуна превратилась в корпорацию,
одновременно исполняющую законодательную
и исполнительную функцию, создающую и
исполняющую законы.
При достаточно хорошей организации
государственной власти,28 мая 1871 года
Парижская коммуна все-таки потерпела
поражение. История находит этому объяснение
в пренебрежении военными действиями.
Более организованная и численно превосходящая,
больше чем в два раза, армия версальцев,
под руководством Тьера, воспользовавшись
нерешительностью армии коммунаров, отсутствием
общего руководства и, отчасти, её интернациональностью,
одержала победу в майской контрреволюции.
На поражении коммуны сказалось
и недостаточная зрелость, и организованность
пролетариата, отрицательное влияние
мелкобуржуазных идеологических течений,
отсутствие единой руководящей силы -
революционной марксистской партии.
Однако, несмотря на все ошибки
и на довольно короткий срок ее существования,
Парижская коммуна является величайшим
достижением пролетарского революционного
движения XIX века. Так, основатели марксизма
высоко ценили заслуги Парижской коммуны,
отмечая в её действиях образец создания
государства нового типа – государства
пролетарской диктатуры. Главное – Коммуна
показала реальность осуществления социалистической
революции, и дала надежду на её возможную
победу. Она показала необходимость вооруженной
защиты завоеваний революции, наступательной
тактики в революционной войне, решительности
в борьбе с врагами революции.
РЕСПУБЛИКА СОВЕТОВ
«Республика Советов – разновидность
социалистической формы государственного
правления, возникшая в новых исторических
условиях в России»32
Так, «развивая идеи о республиканской
форме правления социалистического государства
применительно к России, В.И.Ленин признавал
в качестве таковой лишь Советы»33: Советы рабочих, батрацких
и крестьянских депутатов, Советы народных
депутатов и депутатов трудящихся по всей
стране.
Республика Советов представляет
из себя однотипную с Парижской коммуной
однотипную форму организации государственной
власти:
Слом старого буржуазного государственного
аппарата и образование таких органов
власти, которые бы обеспечивали защиту
завоеваний революции вооруженной силой
рабочих и крестьян.
«В Советском Социалистическом
государстве народу принадлежит не только
политическая власть, но и право собственности
на орудия и средства производства»34
Обеспечение реального участия
трудящихся масс в управлении государством,
превращение Советов в политическую основу
государственного строя, совмещение в
них функций законодательного и исполнительного
органа. Советы формировались по принципу
открытого классового представительства
и стали органом изоляции буржуазии. Они
наиболее полно выражали народовластие
во всех сферах жизни общества, являлись
политической основой нового государства
– главного орудия социалистического
строительства.
Вводился принцип подконтрольности
и подотчетности исполнительно-распорядительных
органов Советам.
Для Республики Советов было
характерно выборность органов государственной
власти, обязательность решений вышестоящих
органов государственной власти для нижестоящих.
Руководящая роль в организации
государственной и общественной жизни
страны принадлежит партии рабочего класса,
которая определяет и направляет внутреннюю
и внешнюю политику государства.
«Республика Советов по сравнению
с буржуазным парламентаризмом, отмечал
Ленин, представляет собой такой шаг вперед,
который имеет всемирно-историческое
значение. С учетом особенностей республики
Советов Ленин говорит о ней как о всемирной
форме государственного правления»35
НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (НАРОДНАЯ) РЕСПУБЛИКА
Народно-демократическая (народная)
республика – форма государственного
правления, возникшая после второй мировой
войны и повторяющая в своей основе структуру
и характер советской формы правления.
Основные признаки народно-демократической
республики:
Политическую основу республики
составляли народные органы власти: Народные собрания, Народные
советы (местные органы государственной
власти, наделенные достаточно широкими
полномочиями и подотчетные населению)
и Национальные комитеты;
Все нити государственной и
общественной жизни находятся в руках
партократии;
Высшие органы власти являются
носителями суверенитета, полновластия
трудящихся масс. Они осуществляют верховное
руководство страной и народный контроль
над деятельностью государственного аппарата
власти;
Местные органы власти носят
представительный демократический характер. «Народно демократическая республика
– государство подлинной демократии,
государство социалистического типа,
возникшее в результате победы СССР над
гитлеровской Германией и империалистической
Японией и революционной борьбы народов
этих стран против буржуазии и помещиков»36
Примером народно-демократической
республики могут выступать Албания, Болгария,
Венгрия, Чехословакия, Румыния, Китай,
Корея, Монголия, Вьетнам.
2. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ
ПРАВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТИПА
2.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ
И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРАВА
Между отдельными социалистическими
странами существовали большие различия
в экономике, культуре, праве, в путях и
методах решения задач социалистического
строительства. Эти различия свидетельствовали
о разновидностях социалистических правовых
систем. Различия между социалистическими
правовыми системами в основном были обусловлены:
способом их возникновения и развития;
тем обстоятельством, что они относились
к разным этапам строительства социализма;
особенностями социалистического пути
развития.
В советской юридической науке
социалистический тип права рассматривался
как исторически наивысшая и последняя
ступень в развитии права37. Он как бы представлял собой
логическое отрицание и антипод эксплуататорских
типов права. В социалистических правовых
системах впервые в истории были разработаны
юридические формы для таких явлений,
как коллективные формы собственности,
государственное руководство экономикой,
плановое ведение народного хозяйства.
В социалистических правовых
системах находили отражение их социальные
цели и классовый характер, при этом особо
подчеркивалось, что они суть средство
выражения и закрепления интересов рабочего
класса и всего трудового народа. Цели,
на достижение которых направлена правовая
система, а также средства их достижения
формулировались в принимаемых правовых
актах.
Идейную основу социалистических
правовых систем составлял марксизм-ленинизм.
К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин сформулировали
основные характеристики социалистического
права: его обусловленность социально-экономическим
строем общества; классовость права как
возведенной в закон воли экономически
господствующего класса, орудия его политической
власти; способность права оказывать значительное
обратное воздействие на развитие социально-экономических
и политических отношений. Они обосновали
экономические, политические и идеологические
предпосылки необходимости права в социалистическом
обществе. Остро критикуя буржуазное право
и доказывая необходимость его революционной
отмены, они не выступали за ликвидацию
в ходе пролетарской революции всякого
права вообще. В.И. Ленин писал по этому
поводу: "...не впадая в утопизм, нельзя
думать, что, свергнув капитализм, люди
сразу научаются работать на общество
без всяких норм права, да и экономических
предпосылок такой перемены отмена капитализма
не дает сразу"38.