Социальная политика государства: понятие, принципы, основные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

В философском смысле экономика всегда, во все времена должна быть социальна. Она ведь не может существовать без человека и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей экономика не может функционировать, от качества самого человека (людей) зависит развитость экономики. А с другой стороны, от уровня и стадии развития экономики зависит человек, уровень и качество его жизни.
Однако эти связи и зависимости не прямолинейны и не однозначны, они опосредованы целым рядом процессов, явлений и отношений. В результате целые века человеческой истории прошли без реальных ощущений такой связи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Социальная политика государства: понятие, принципы, основные функции………………………………………………………………...5
2. Уровень жизни населения……………………………………………..8
Заключение…………………………………………………..……………….12
Список литературы……………………………….………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

экономика труда.docx

— 28.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

  1. Социальная политика государства: понятие, принципы, основные функции………………………………………………………………...5
  2. Уровень жизни населения……………………………………………..8

Заключение…………………………………………………..……………….12

Список литературы……………………………….………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В философском смысле экономика всегда, во все времена должна быть социальна. Она ведь не может существовать без человека и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей экономика не может функционировать, от качества самого человека (людей) зависит развитость экономики. А с другой стороны, от уровня и стадии развития экономики зависит человек, уровень и качество его жизни.

Однако эти связи и зависимости не прямолинейны и не однозначны, они опосредованы целым рядом процессов, явлений и отношений. В результате целые века человеческой истории прошли без реальных ощущений такой связи. Это, в свою очередь, привело к ставшему традиционным утверждению, что максимизация производимой товарной массы и прибыли – ведущая цель общества и высшее достижение человеческого прогресса. Человек же, люди при таком подходе выступают без личностным и безликим "фактором" производства.

Изменившиеся реалии жизни, глобальное обострение в XX и ХХI веках социальных и экологических проблем, логика развития экономических систем настоятельно требуют пересмотра таких представлений.

Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика. Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.

Социальная политика - это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, нациями, отдельными социальными группами населения, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и на этой основе - на повышение эффективности функционирования экономики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная политика государства: понятие, принципы, основные функции.

 

Социальная политика – совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.

Ныне общепризнано, что целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:

  • достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
  • обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
  • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
  • нормализация и улучшение демографической ситуации. Снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
  • улучшение социальной инфраструктуры.

Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики являются:

  • принцип социального равенства людей – членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
  • принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;
  • принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения симметричности (или эквивалентности) в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального положения человека).

Основные функции социальной политики можно свести к следующему:

  • стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
  • поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
  • социальная поддержка и защита.

Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально–экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей. Социальная политика не только многофункциональна, но и сложна структурно. В структуре социальной политики можно выделить пять важнейших структурных частей:

  1. политику регулирования доходов населения;
  2. политику обеспечения занятости;
  3. политику социальных гарантий;
  4. политику социальной защиты;
  5. политику защиты здоровья и экологической безопасности населения.

 

Таким образом, переходный период в связи со своими особенностями и крупными издержками резко усиливает значимость грамотной и эффективной социальной политики. Более того, без такой политики социальная неустойчивость или того хуже – социальный кризис и взрыв могут свести на нет все усилия по достижению задач переходного периода. Поэтому, проводя социальную политику, важно четко представлять особенности ее структуры и вовремя актуализировать соответствующие функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Уровень жизни населения.

Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Он выражается величиной различных его компонентов: состоянием здоровья, характером питания, условиями жизни, доступностью образования, условиями труда и отдыха и т.д.

Для уровня жизни важно наличие двух взаимосвязанных сторон: уровня развития и степени удовлетворения потребностей населения. Уровень развития характеризует развитость потребностей, которые выступают исходным фактором, побуждающим человека к действию. Степень удовлетворения потребностей населения определяется путем сравнения достигнутого уровня удовлетворенных потребностей желаемым. В качестве желаемых могут выступать, например, нормативные потребности (уровень потребления населением материальных благ и услуг в развитых зарубежных странах, желаемый порог потребления, устанавливаемый на основе научных разработок, медицинских рекомендаций и т.д.).

Уровень жизни населения измеряется различными индикаторами и показателями. К индикаторам относятся основные параметры уровня жизни (доходы, покупательская способность, расходы, уровень образования, продолжительность жизни и др.) и конкретные, частные показатели, позволяющие отразить все стороны жизни населения (средний доход, расходы на обучение, количество лет обучения в школе и т.д.). Всемирный банк для характеристики социального развития использует более 90 индикаторов.

Для систематизации используемых в мировой практике социальных индикаторов и показателей их разбивают на четыре группы:

  • индикаторы дохода (данные о доходах и расходах населения);
  • индикаторы социального участия (индикаторы и показатели, отражающие уровень жизни семьи: структуру питания, регулярность потребления определенных продуктов, участие в общественных мероприятиях и т.д.);
  • субъективные индикаторы (кого считать бедным, соотношение уровня жизни человека с уровнем бедности и др.);
  • комбинированные индикаторы, включающие индикаторы дохода и недоходные индикаторы (грамотность, обеспечение жильем, здоровье и др.).

В отечественной практике для характеристики уровня жизни населения используют следующую группировку показателей:

  • социально-демографические показатели (смертность, рождаемость, продолжительность жизни, заболеваемость в целом и по отдельным социальным группам населения; удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности и др.);
  • показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и др.);
  • показатели, характеризующие состояние окружающей среды (вредные выбросы в атмосфере, уровень шума, обеспеченность питьевой водой и т.д.);
  • показатели уровня обеспеченности жильем (общая площадь жилья на одного человека, социальная норма площади жилья на человека и т.д.);
  • объемы потребления материальных благ и услуг (потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта, обеспеченность товарами длительного пользования и др.);
  • доходы и расходы населения (в целом, по группам и на душу населения).

По функциональному признаку данные социальные индикаторы и показатели можно представить через следующие блоки:

 

    1. Доходы и расходы населения;
    2. Социальное обеспечение (пенсии, пособия, предоставляемые льготы);
    3. Социальная демография (удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности, рождаемость, смертность людей, среднее количество детей и др.);
    4. Потребление населением материальных благ и платных услуг (обеспеченность товарами длительного пользования – холодильниками, легковым автотранспортом, телевизорами и т.д., радиоэлектронными средствами связи; количество механизированных прачечных, кинотеатров, театров и др.);
    5. Жилищно-коммунальные условия жизни (количество жилой и общей площади на одного жителя, обеспеченность горячей и холодной водой, отопление, число жителей, в том числе молодых семей, нуждающихся в получении и улучшении жилья, и др.);
    6. Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания (количество торговых предприятий, их удаленность от потребителей, объем реализации товаров в торговых предприятиях различных форм собственности, обеспеченность столовыми, парикмахерскими и др.);
    7. Транспорт и связь (транспортная подвижность населения, количество поездок одним жителем в общественном транспорте, удаленность остановок общественного транспорта от мест работы и проживания, средняя продолжительность и протяженность поездки одного пассажира, количество установленных телефонных аппаратов на 100 жителей и др.);
    8. Охрана здоровья населения (средняя продолжительность жизни, обеспеченность лечебными учреждениями, детская смертность, наличие инфекционных заболеваний, качество продуктов питания и др.);
    9. Рабочее, внерабочее и свободное время (продолжительность рабочего дня, время, связанное с прибытием на работу и возвращением домой, восстановлением жизнеспособности, повышением общеобразовательного потенциала и др.);
    10. Организация и условия труда (коэффициент занятости трудовой деятельностью, уровень загрязнения воздуха в производственных помещениях, наличие ионизирующих излучений, степень механизации ручного и тяжелого физического труда и т.д.);
    11. Состояние и охрана окружающей среды (наличие вредных выбросов в воздушный бассейн, на местность, обеспеченность питьевой водой, зелеными насаждениями, уровень шума, облучение от воздействия радиоактивных веществ и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле - социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Социальная политика в узком смысле - это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние.

Социальную политику государства отличает ряд особенностей. Она имеет дело непосредственно с человеком и ориентирована на него. Социальная политика связана со сферой распределения и потребления общественного продукта. Способ распределения определяется способом производства, но распределительные отношения, будучи относительно автономными, могут тормозить либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения общественной производительности труда. В то же время специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и умножение материального богатства. Отсюда следует, что так же, как социальная сфера общества неотделима от экономики, социальная политика государства неотделима от экономической политики, они тесно связаны между собой. Их диалектическая взаимосвязь объясняется тем, что цель экономической политики - регулирование деятельности людей по созданию материальных благ и услуг как важнейшего условия роста народного благосостояния, а социальная политика воздействует на отношения между людьми в потреблении ими материальных благ и услуг, направлена на улучшение условий жизни и всестороннее совершенствование всех членов общества, исходя из принципа социальной справедливости. Другими словами, то, что для одной политики является итогом, для другой - исходным пунктом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - М.: Бек, 2009.
  2. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения: Учеб. пособие. - 2008.
  3. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити-дана, 2007.
  4. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2009.
  5. Елисеева И.И. Социальная статистика: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  6. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской – Смирновой Е., Романова П. – М; ИНИОН-РАН, 2008.
  7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2009.
  8. Экономика труда: (социально – трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2003.
  9. Одегов Ю.Г., Волгин Н.А. Экономика труда. 2009.
  10. Генкин Б. М. Экономика и социалогия труда. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2008.

Информация о работе Социальная политика государства: понятие, принципы, основные функции