Социальная политика государства: принципы и способы ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:02, реферат

Краткое описание

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА - дея­тельность государства по управлению развитием социаль­ной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интере­сов и потребностей граждан.

Основными задачами социальной политики являются:

а) повышение благосостояния;

б) улучшение условий труда и жизни людей;

в) осуществление принципа социальной справедливости.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная политика государства.docx

— 23.01 Кб (Скачать файл)

Социальная политика государства: принципы и способы ее реализации.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА - дея­тельность государства по управлению развитием социаль­ной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интере­сов и потребностей граждан.

 

Основными задачами социальной политики являются:

 

а) повышение благосостояния;

 

б) улучшение условий труда и  жизни людей;

 

в) осуществление принципа социальной справедливости.

 

Социальная политика должна учитывать  не только мате­риальные, но и политические, и духовные интересы членов общества.

 

Основная социальная функция экономической  политики заключается в обеспечении  заинтересованности работников в повышении  эффективности их экономической  деятель­ности. Социальная политика выдвигает перед экономикой следующие проблемы:

 

а)   как удовлетворить социальные потребности людей;

 

б)  каким образом обеспечить социально справедли­вое распределение благ в обществе;

 

в)   как обеспечить, чтобы  повышение благосостояния людей  происходило в соответствии с  повышением эф­фективности общественного производства.

 

Успех или неудача в решении  этих проблем предопреде­ляет устойчивость или неустойчивость данной экономиче­ской системы и самого общества.

 

Социальная устойчивость предполагает:

 

а)   стабильный уровень цен  на основные предметы потреб­ления и услуги;

 

б)   недопущение гипертрофированной дифференциации доходов населения;

 

в)   формирование надежной системы  социальной защиты и социальной гарантии для членов общества.

 

И наоборот, социальная неустойчивость общества обус­ловливается главным образом резкой дифференциацией доходов населения, означающей зарождение двух поляр­ных слоев населения — непомерно богатого и бедного насе­ления.

 

Социальная политика государства  реализуется посред­ством двух способов: социальной защитой и социальными гарантиями.

 

Социальная защита — меры государства  по обеспече­нию общественно необходимого материального и социально­го положения всех членов общества. Она означает:

 

♦     воспроизводство квалифицированной  рабочей силы;

 

♦     наличие условий  для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду;

 

♦     создание новых рабочих  мест и поддержку работни­ков, оказавшихся  безработными, и др.

 

Социальные гарантии — обязательства  общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых по­требностей. Они означают:

 

♦     общедоступность и  бесплатность образования;

 

♦     гарантии общества, связанные  с реализацией способ­ности к труду;

 

♦     гарантии неприемлемости принудительного труда и др.

 

В реализации социальной политики государства  исполь­зуются два подхода: социальный и рыночный.

 

Социальный подход предполагает, что  общество обяза­но гарантировать каждому его члену такой уровень доходов, который не позволял бы ему оказаться за чертой бедности.

 

Рыночный подход предусматривает  обязательства об­щества только создавать условия каждому его члену для осу­ществления экономической активности и получения дохода.

 

Основными показателями обоих подходов к реализации социальной политики государства  выступают показатели жиз­ненного уровня населения, к которым относятся:

 

♦     удельный вес фонда  потребления в валовом внутреннем продукте и национальном доходе;

 

♦     абсолютные объемы фонда  потребления, валового внутреннего  продукта и национального дохода на душу на­селения;

 

♦     уровень занятости  трудоспособного населения;

 

♦     условия труда и  производства;

 

♦     состояние здравоохранения, образования, культуры, воспроизводства  населения  и  продолжительности  жизни;

 

♦     уровень обеспечения  благоустроенными жилищами и коммунальными  услугами;

 

♦  состояние экологической  среды обитания людей и др.

 

Каковы особенности социальной политики государ­ства в современной России? Эти особенности вытекают из необходимости минимизации потерь в процессе пере­хода от централизованного типа народного хозяйства к децентрализованному типу. Эти особенности проявляют­ся в:

 

♦  сокращении масштабов бедности населения России;

 

♦     сокращении массовой безработицы трудоспособно го населения;

 

♦     создании основ для роста жизненного уровня населения по мере преодоления кризиса в стране и др.

 

Среди этих особенностей социальной политики следует осо­бо выделить проблему борьбы с бедностью и безработицей.

 

Бедность есть такое экономическое  состояние людей, которые не имеют  минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Выделяют абсолютную и относительную черту бедности.

 

Абсолютная черта бедности —  минимальный уровень жизни, который  определяется на базе физиологических  по­требностей человека в продуктах питания, одежде, жили­щах. В России — это прожиточный минимум.

 

Относительная черта бедности характеризуется  уров­нем, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в странах ЕС — ниже половины средних суммарных расходов до­машних хозяйств по стране).

 

Бедность характеризуется следующими показателями:

 

а)   число бедных;

 

б)   коэффициент глубины бедности;

 

в)   коэффициент остроты бедности.

 

Число бедных изменяется с изменением экономиче­ской конъюнктуры в стране. В России, по некоторым дан ным, число бедных семей превышает 25% их общей чис­ленности.

 

Коэффициент глубины бедности выражает среднее от­клонение доходов обследуемых семей от величины прожи­точного минимума и характеризуется величиной суммар­ного дефицита дохода, соотнесенного с общим числом обследуемых семей.

 

Коэффициент остроты бедности —  средневзвешенное отклонение доходов  обследуемых семей от величины про­житочного минимума, определяется величиной суммарно­го квадратичного дефицита доходов, соотнесенного с об­щим числом обследуемых семей.

 

С целью ликвидации бедности в стране исчисляется лаг бедности, или  дефицит дохода; оценивается величина до­полнительных средств, необходимых для доведения дохо­дов малоимущих групп населения до уровня прожиточно­го минимума.

 

В характеристике бедности устанавливается  профиль бедности. В развитых странах  бедность связана со стату­сом занятий. Большинство бедных либо престарелые, не­трудоспособные, больные, либо безработные мужчины и их семьи. Значительную долю бедных составляют женщины и дети. В нашей стране широко распространена бедность сре­ди большой части работающих, ибо бедность у нас не име­ет отношения к безработице.

 

Расходы на социальные нужды зависят  от уровня раз­вития экономики: в  странах с относительно низким эконо­мическим потенциалом доля этих расходов в ВВП ниже, в странах с развитой экономикой она выше.

 

Выделяют индикаторы уровня жизни  и индикаторы ка­чества жизни. В интегральные индикаторы (показатели) уровня жизни включают:

 

♦     реальную заработную плату;

 

♦     реальные доходы населения;

 

♦     доходы от вторичной  занятости;

 

♦     доходы от реализации продукции личного подсобно­го  хозяйства;

 

♦     дивиденды (по акциям и облигациям);

 

♦     проценты по вкладам  населения;

 

♦     пенсии, пособия, стипендии.

 

К частным индикаторам уровня жизни  относят:

 

♦     показатели потребления  отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным груп­пам, регионам);

 

♦     показатели обеспеченности товарами длительного пользования,    жилищем,    коммунально-бытовыми удобствами.

 

Среди частных индикаторов выделяют:

 

♦     натуральные индикаторы, которые непосредственно характеризуют   уровень   потребления,   обеспечен­ность теми или иными благами;

 

♦     стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику; группируются по видам потребностей. На­ пример, затраты на питание, оплату жилища, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т. д.

 

Под качеством жизни населения  понимается совокуп­ность показателей, характеризующих материальное, соци­альное, физическое, культурное и духовное благосостоя­ние населения данной страны.

 

Основными индикаторами качества жизни  населения являются:

 

а)   индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП);

 

б)   индекс интеллектуального  потенциала общества;

 

в)   человеческий капитал на душу населения;

 

г)   коэффициент жизнеспособности населения.

 

Индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП)

 

представляет собой среднюю арифметическую трех индексов:

 

♦     ожидаемой продолжительности  жизни (1Ж);

 

♦     уровня образования (1О);

 

♦     ВВП на душу населения (ВВПДН).

 

Индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП) рассчитывается по формуле:

 

 

 

ИРЧП=1Ж+1О+ ВВПДН  /  3

 

 

 

Этот показатель варьирует от 0,25 в Эфиопии до 0,96 в Канаде. В  России он составляет 0,76. Индекс развития че­ловеческого потенциала определяет ООН с 1,990 г.

 

Индекс интеллектуального потенциала общества отра­жает уровни образования населения и состояния науки в стране. При его расчете учитываются:

 

♦     уровень образования  взрослого населения;

 

♦     удельный вес студентов  в общей численности насе­ления;

 

♦     доля расходов на образование  в ВВП;

 

♦     доля занятых в науке  и научном обслуживании в об­щей численности занятых;

 

♦     доля затрат на науку  в ВВП.

 

За время рыночных реформ в России интеллектуаль­ный потенциал общества снизился с 0,71 в 1989 г. до 0,47 в 1997 г. В 2003 г. этот индекс составит, по оценкам специа­листов, 0,37.

 

На снижение интеллектуального  потенциала общества влияет т. н. «утечка  умов» из России за границу, которая  за последние 10 лет, по экспертным оценкам, составила до 15% исследовательского персонала науки и высшей школы. Наиболее квалифицированные кадры  устремля­ются в США. По некоторым сведениям, из России выбы­ло около 50 тыс. математиков, физиков, химиков, биоло­гов, что приносит стране ежегодный ущерб в $5 млрд. В России в настоящее время удельный вес специалистов с высшим образованием на 1 тыс. человек работающего на­селения снизился на 12%.

 

Человеческий капитал на душу населения  отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образова­ние, здравоохранение и другие отрасли  социальной сферы на душу населения. Чем выше уровень экономического раз­вития страны, тем больше уровень  человеческого капитала и его  доля в структуре всего капитала.

 

В России в 2001 г. доля расходов составляла: на здраво­охранение 3,8%; на образование - 1,8; на науку - 1,7; на культуру, искусство  и кино - 0,5% государственного бюд­жета, что совершенно недостаточно.

 

Коэффициент жизнеспособности населения  характери­зует возможности сохранения генофонда, интеллектуально го развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики. Этот показатель изме­ряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падение качества жизни насе­ления до предела, за которым начинается вымирание населе­ния. По данным ЮНЕСКО (Всемирной организации здра­воохранения), в 1995 г. этот показатель в России составлял 1,4 балла, т. е. ниже, чем, например, в Боснии и Западной Сахаре. Естественная убыль населения России началась с конца 1991 г. и продолжается до настоящего времени. Со­гласно прогнозам экспертов ООН, Россия относится к стра­нам с наиболее быстро убывающей численностью населе­ния. К 2050 г. численность населения в России сократится на 25,94 млн человек, Японии — на 21,59 млн, Италии — на 16,15 млн, Украины — на 11,36 млн, Испании — на 9,41 млн, ФРГ — на 8,8 млн, Румынии — на 5,98 млн человек, затем идут Болгария, Венгрия и Польша.

 

Основным фактором вымирания населения  и прибли­жения демографической катастрофы в России является смертность российских мужчин, средняя продолжитель­ность жизни которых не достигает 60 лет. Россия по разни­це продолжительности жизни мужчин и женщин занимает первое место. Если в других странах мужчины живут мень­ше женщин в среднем на 2-4-6, максимум — на 8 лет, то в России — на 12,5 лет.

 

Отдельные стороны качества жизни  характеризуют ча­стные индикаторы. К ним относятся:

 

♦     социально-демографические  показатели (продолжи­тельность жизни, динамика заболеваемости, рождае­мости, смертности, естественного прироста);

 

♦     экономическая активность населения (уровень без­работицы, миграция населения и ее причины);

 

♦     социальная напряженность (участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики  в ВВП, динамика преступности);

 

развитие социальной сферы (доля расходов в ВВП на образование, науку, здравоохранение, культуру, ко­личество учащихся и студентов, включая обучаю­щихся бесплатно и платно, среднее число студентов и учащихся на одного преподавателя);

 

экологические показатели (содержание вредных ве­ществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания; доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основ­ной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ре­сурсов).

Hosted by uCoz


Информация о работе Социальная политика государства: принципы и способы ее реализации