Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теории социального государства.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. Рассмотреть исторические основы социального государства;
2. Определить сущность и функции социального государства;
3. Выделить основные проблемы развития и совершенствования социального государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..………….2
ГЛАВА. I.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………4
1.1. Исторические основы социального государства…………………………4
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО ГОСУДАРСТВА………………………………………………12
2.1. Понятие и сущность социального государства….………………………12
2.2. Функции социального государства…………….…………………………18
2.3 Принципы социального государства…………………..…………………21
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА………………..………………………….24
3.1. Приоритеты социальной политики государства…………...……………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….…….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….……….……30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая . Социальное годарство.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

 

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..………….2

 ГЛАВА. I.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………4

    1. Исторические основы социального государства…………………………4

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО ГОСУДАРСТВА………………………………………………12

2.1. Понятие и сущность социального государства….………………………12

2.2. Функции социального государства…………….…………………………18

2.3  Принципы социального  государства…………………..…………………21

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА………………..………………………….24

3.1. Приоритеты социальной политики государства…………...……………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….…….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….……….……30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  принцип социального государства признан во многих странах как один из основополагающих принципов современного цивилизованного государства - наряду с его правовым, демократическим и светским характером.1

Первой провозгласила  себя социальным государством Федеративная Республика Германия, указав в ч. 1 ст. 20 Основного Закона: «Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства...». Несколько позже, в 1978 г., в ч. 1 ст. 1 Конституции Испании было отмечено: «Испания конституируется в социальное и демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм». Так или иначе, данное положение законодательно отображено в Конституциях Португалии, Греции, Турции, Дании, Швеции, Нидерландов и России. В ст. 7 Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация декларируется как социальное государство. Правда, реализация данной концепции в России находится на самом раннем этапе: только начинается её разработка. Государственное управление в большинстве случаев осуществляется без реальной опоры на юридическую доктрину, нормативная база - неполная, определены лишь некоторые конституционные обязанности Российского государства в области социальной политики по отношению к его гражданам.2

Принцип социального  государства является на протяжении многих лет объектом пристального внимания исследователей: юристов, социологов, политологов, философов и экономистов. Его анализу посвящено множество публикаций, в которых рассматриваются проблемы масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.

В настоящее время  принцип социального государства  признан во многих странах как  один из основополагающих принципов  современного цивилизованного государства - наряду с его правовым, демократическим  и светским характером. Вместе с тем размах и способы осуществления социальной политики государств постоянно меняются, сталкиваясь с различными вызовами и рисками и заставляя науку и практику находиться в постоянном поиске их совершенствования и оптимизации.

Целью курсовой работы является изучение теории социального государства.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

1. Рассмотреть исторические  основы социального государства;

2. Определить сущность  и функции социального государства;

3. Выделить основные проблемы развития и совершенствования социального государства

Методологической базой исследования выступили общие и специальные научные методы, выступающие в качестве элементов познания, решения научных задач и достижения цели проводимого исследования, в частности, формально - юридический, а также такие частно - научные методы, как историко–правовой, сравнительно – правовой, логический, системно - структурный, аксиологический, аналитический.

Теоретическую базу работы составили достижения российских и зарубежных ученых в области теории права Чиркина В.Е., Малько А.В., Храмцова А.Ф., Хропанюка В.Н., Родионова О.В, Кутафина О.Е, Зорькина В.Д, Гончарова П.К. и др.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

ГЛАВА. I.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Исторические основы социального государства

 

Вопросы, связанные с  регулированием помощи, нуждающимся и малоимущим, долгое время оставались в сфере морали, их законодательное закрепление в государственно организованном обществе было достаточно редким. Примером могут служить предписания Законов Ману об установлении опеки для женщин, бедных, лишившихся семьи, бездетных больных, а также закрепление в них обязанностей кшатриев и вайшья раздавать милостыню. 3 Слишком общий характер подобных предписаний, как и отнесение их санкций в сферу морали и религии, не позволяет их считать нормами права, имеющими представительно-обязывающий характер.

Как отмечает Э. Ренан, а  эпоху Римской империи общественная помощь возникла лишь при императорах Нероне и Трояне, а наибольшего расцвета достигла при Марке Аврелии.4 На основе его исследований можно сделать вывод о том, что лишь во II веке нашей эры миру стал известен принцип, который заключался в организации опеки по отношению к бедным и рабам, а некоторые исследователи не видят принципиального различия между семейными отношениями и публично-правовым институтом социальной защиты и полагают, что Русская, Правда - первый славянский закон, включающий в себя подобие социальной программы в области защиты детей.

Личное участие человека в поддержке нуждающихся, не являющихся членами его семьи, связывалось  не только с особыми отношениями  благотворительности, но и с реализацией ряда иных правоотношений.5

В Древней Греции обычаи предписывали архонтам заниматься попечительством сирот, вдов и наследниц. И если в первом случае некоторая помощь нуждающимся вытекала из необходимости обеспечить нормальный ход судебного разбирательства, то во втором попечение выступает как деятельность, сопутствующая главной задаче архонта - надзору за гражданскими отношениями, в основе которых лежат отношения имущественные. Таким образом, налицо ситуация, когда общество не ставило перед собой задачи социальной защиты, но косвенно, в отношении отдельных членов и в отдельных ситуациях, ее реально закрепляло.

В средневековой Европе помощь необеспеченным или неспособным  содержать себя осуществлялось за счет:

  • «рекомендации себя под чье-либо покровительство», что, по- сути, было установлением личной зависимости, при которой не имеющий средств «отдавал» себя господину, который должен был оказывать помощь в пище, одежде6;
  • грамот о передаче своего наследственного достояния с условием предоставления пищи и одежды, которые заключались с целью оградить себя от бедности, связанной с наступлением старости.7

Наряду с этим феномен  частной благотворительности, имеющий  тысячелетнюю историю и остающийся актуальным и сегодня, находился под влиянием морали и религии и был неподвластен детальной регламентации со стороны государства.

Первоначально такая  помощь и понимание сути социального обеспечения сводились и проявлялись в достаточно примитивной форме и касались не всего общества, а наиболее обездоленной его части - нищих, убогих, больных. Основной формой социальной помощи указанным слоям была милостыня. Но, как и всякое явление, милостыня, с одной стороны, действительно служила серьезным подспорьем для выживания неимущих, а с другой - порождала иждивенчество, паразитизм, в определенном смысле развращала людей. Нищенство постепенно стало превращаться в профессиональное занятие, а в ряде случаев приобретало весьма внушительные размеры.

Например, Стоглавый собор (1551 г.), созванный Иваном Грозным, отметив  распространение нищенства, рекомендовал принять практически первую на Руси «социальную программу». В этой рекомендации отмечалось: «...да повели благочестивый царь всех прокаженных и престаревшихся описати по всем Градам опроче здравых стоев, да в кождоему граде устроити богадельни мужския и женския, и тех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигде же головы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одеждою». В отношении же здоровых, трудоспособных нищих предлагалось, чтобы они «питались бы по дворам ходячи от боголюбцев, якоже и до днесь, а которые возмогут работать и они бы страды подлежали».8

Высказанные Собором рекомендации, говоря современным языком, носили комплексный характер. Во-первых, рекомендовалось провести перепись обделенных. Причем предписывалось не просто их переписать, а классифицировать нищенствующих, выделив больных, престарелых, а также здоровых, способных работать. Во-вторых, для первых двух категорий предлагалось создать специальные закрытые заведения - богадельни, где на средства общества под строгим государственным надзором, на основе закона царского повеления оказывать помощь нуждающимся. И, в-третьих, там была заложена идея борьбы с тунеядствующими нищими и привлечения трудоспособных к работе.

С воцарением династии Романовых, особенно в царствование Алексея  Михайловича, функции призрения  начинают выполнять центральные  государственные учреждения - вначале Патриарший приказ, затем Монастырский, а еще позже специально для этого созданный Аптекарский приказ и, наконец, в 1670 г. Приказ строительства богаделен.

В правовом отношении  существенным шагом в регуляции  вопросов социальной защиты и помощи является Соборное уложение 1649 г., которое устанавливает общегосударственный сбор денег на выкуп пленных. Важным шагом в становлении социальной политики на Руси стал Земский собор 1681 г. Он повлек разработку правительством в 1682 г. особого акта, который хотя и не был подписан царем и не обрел силу закона, но сыграл в последующем значительную роль в становлении и развитии социальных функций Российского государства.

Характерный для Петра I государственный подход к решению  всех проблем, последовательность в их реализации проявились в вопросе строительства системы государственного призрения. Законы, указы, распоряжения, изданные в это время, регламентируют весьма широкий спектр социальных вопросов. Так, обращалось особое внимание на то, что наиболее эффективным средством борьбы с нищенством является его предупреждение.9

Во-первых, жестко ставилась  задача разделения нищих по категориям. Из нуждающихся выделились работоспособные  и профессиональные нищие. Предписывалось выяснять причины нужды и в  связи с этим определять соответствующую помощь. Предусматривался ряд строгих мер к здоровым и ленивым, сделавшим нищенство профессией.

Во-вторых, регламентировался порядок частной благотворительности, формировались органы призрения и выделялись необходимые на это средства. Запрещалась раздача частными лицами милостыни тем, кто не заслуживает помощи. Данные деяния рассматривались как зло, а те, кто предоставлял пристанище у себя дома для профессиональных нищих, подвергались штрафам. Желающим оказывать помощь нищим рекомендовалось отсылать ее в богадельни.

Последовательность Петра I в этом вопросе проявилась и  в изыскании необходимых средств на благотворительность. Программа адресной помощи не просто декларировалась, но и обеспечивалась материально. Средства для ее осуществления направлялись из штрафных денег с раскольников, сборов венечных денег, вычетов из жалованья у чинов и, естественно, из частных пожертвований. Бесспорно, эти средства были крайне незначительными, но сам факт их обособления говорил о зарождении именно государственной системы призрения, регламентированной нормативными актами.

До 1775 г. заведование системой государственного призрения лежало на Правительствующем Сенате, без  определения которого никто не мог  быть помещен в богадельню. Но непоследовательное внимание к этой проблеме со стороны Сената привело к тому, что общее число нищих умножилось «а паче при церквах и в рядах».10

Существенный вклад  в дальнейшее развитие государственной  системы социальной помощи был внесен в царствование Екатерины II. Она не только продолжила начатое Петром I дело, но и значительно продвинула его в направлении централизации и охвата больших слоев нуждающихся. Так, в это время утверждается в двадцати шести епархиях по богадельне, определяются меры по социальной опеке психических больных, утверждается «вдовья ссудная и сохранная казна», организуются учреждения для призрения незаконнорожденных детей. Екатерина II своим указом создает сеть специальных учреждений под названием «приказы общественного призрения», которые были открыты в сорока губерниях.

Таким образом, в России последовательно осуществлялся  переход заботы государства от милостыни  и богаделен для нищих до государственного регулирования вопросов образования, здравоохранения, заботы о сиротах, о трудоустройстве и т.п.

В царствование Александра I правительство издало положение, определившее порядок социальных пожертвований. Этим положением предусматривались совместные действия государства в лице губернаторов и частных лиц. Для координации всех усилий был учрежден Совет Императора от Человеколюбивого общества.

В рамках исследования исторических условий формирования идеи социального  государства следует заметить, что  рядом особенностей отличается та поддержка, которую государство оказывало  своим служащим или лицам, особо отличившимся перед ним. Известны следующие формы социально-правового обеспечения престарелых и нетрудоспособных лиц, ранее бывших государственными чиновниками:

1) пожалования средств  на лечение, которые в середине XIX в. были заменены общим пенсионным обеспечением;

Информация о работе Социальное государство