Социальное государство на примере Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:59, доклад

Краткое описание

Под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Содержание

Введение
Глава 1. Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан
Глава 2. Социальная защита граждан
I. Пенсионное обеспечение
II. Обеспечение занятости населения
III. Прожиточный минимум и борьба с бедностью
Глава 3. Здравоохранение, образование и культура
I. Здравоохранение
II. Образование
III. Культура
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

казахстан.docx

— 38.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан

Глава 2. Социальная защита граждан

  1. Пенсионное обеспечение
  2. Обеспечение занятости населения
  3. Прожиточный минимум и борьба с бедностью

Глава 3. Здравоохранение, образование и культура

  1. Здравоохранение
  2. Образование
  3. Культура

Заключение

 

  Введение

  Под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

  Подлинно  социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

  Эта тема актуальна, потому что неработоспособные, малоимущие граждане должны быть объектом особой заботы государства. Социальный характер государства проявляется в принятии особых законов о молодежи, о малоимущих гражданах, о пенсионерах, а также в практической деятельности Президента, Правительства, специальных органов.

  Объект: Республика Казахстан.

  Предмет: государство в Республике Казахстан.

  Цель  данной работы: выяснить, построено  ли социальное государство в Казахстане.

  Исходя  из цели, вытекают следующие задачи:

  1. Выяснить, как определяет государство Конституция Республики Казахстан;
  2. Рассмотреть социальную защиту граждан в Казахстане;
  3. Выявить, какое в Казахстане здравоохранение, образование и культура.

 

  Глава 1. Конституция РК –  гарант социальной защищенности граждан

  Обретение Казахстаном государственной независимости  поставило перед собой задачу «строительства сильного суверенного  государства с социально ориентированной  рыночной экономикой» и обусловил  формирование принципиально новых  общественных отношений. При этом упор был сделан на активизацию процесса либерализации экономики. Предполагалось, что чем большую силу наберет  данный процесс, тем успешней будут  продвигаться экономические реформы, тем быстрее страна выйдет из острого  социально-экономического кризиса.

  Конституция и действующие законы дают всем гражданам  независимо от национальности равные права на социальную защиту, здравоохранение, условия труда, на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества и запрещают дискриминацию по национальным и языковым мотивам. Конституция устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому гражданину Казахстана необходимый жизненный уровень. В ранг общегосударственной политики возводится создание экономических, социальных и правовых условий, обеспечивающих свободное развитие человека. Конституция РК 1993 г. закрепляет основные направления социальной политики государства, которыми стали:

  - установление гарантированного  минимального размера заработной  платы и пенсии, социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни,  инвалидности, потери кормильца;

  - обеспечение гарантированного бесплатного  среднего обязательного образования;

  - обеспечение права на охрану  здоровья и бесплатное получение  гарантированного объема медицинской  помощи;

  - охрана окружающей среды, благоприятной  для жизни и здоровья человека, рациональное природопользование.

  С принятием  в августе 1995 года новой Конституции РК в стране начался очередной этап преобразований общественного мировоззрения, создания макромодели нового казахстанского социума. Новый Основной Закон страны поставил перед РК цель – построение демократического, светского, правового, социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие человека. Тот факт, что одной из целей конституционного реформирования является построение сильного социального государства, поставило перед обществом ответственность за эффективное претворение принципов Конституции в реальной жизни. Конституция закрепляет основные направления социальной политики государства. Они были направлены, прежде всего, на защиту и поддержку государством брака и семьи, материнства, отцовства и детства, на установление гарантированного минимального размера заработной платы и назначение пенсии, социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. Таким образом, задачами государства по новой Конституции становятся не только гарантия в прожиточного минимума каждого члена общества и мероприятия в сфере здравоохранения, жилищного строительства и семейной политики, но и выравнивание различий в стартовых возможностях через государственную систему образования, перераспределение национального дохода в рамках налоговой политики и регулирование рынка рабочей силы.

 

Глава 2. Социальная защита граждан

  1. Пенсионное обеспечение.

  Началу  реформирования пенсионной системы  предусматривалось принятие мер, стабилизирующих  ситуацию с пенсионным обеспечением из Государственного центра по выплатам пенсий и создающих предпосылки  для возникновения новой системы  пенсионного обеспечения в части:

  - пересмотра политики предоставления  пенсионных льгот, имея в виду  их частичное сохранение только  для военнослужащих, сотрудников  органов внутренних дел и Государственного  следственного комитета;

  - упрощения порядка исчисления  трудового стажа и расчета  пенсионных выплат из Государственного  центра по выплатам пенсий;

  - обязательств по выплатам социальных  пенсий, пенсий по инвалидности  и пенсий в случае потери  кормильца, которые переносились  на государственный бюджет, а  в дальнейшем и на систему  обязательного страхования работников  работодателями;

  - введение персонифицированного  учета пенсионных взносов и  накоплений граждан на основе  автоматизированных систем накопительных  пенсионных фондов;

  - изменение предельного возраста  выхода на пенсию мужчин и  женщин с учетом их постепенного, в период до 2016 года, повышения  и выравнивания;

  - обеспечения регулирования и  контроля со стороны государства  за деятельностью накопительных  пенсионных фондов и компаний  по управлению пенсионными активами, созданию условий для функционированию страховых компаний для обеспечения страхования риска превышения пенсионных выплат над суммой пенсионных накоплений.

  Эти основные положения легли в основу принятого 20 июня 1997 года Парламентом  страны Закона РК «О пенсионном обеспечении  в РК». С выходом этого Закона была создана нормативная база по созданию стройной системы пенсионного  обеспечения, направленной на конкретного  человека, а также для осуществления  со стороны государства разрешительных и контрольных функций в области накопительных пенсионных фондов. Законом определялось, что граждане РК имеют право на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством РК, а иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории РК, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

  В соответствии со статьей 9 нового закона назначение пенсионных выплат из Центра предусматривалось с 1 июля 2001 года выплачивать пенсию мужчинам по достижении 63 лет, женщинам – 58 лет. Граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимально радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 10 лет, в соответствии с Законом РК «О социальной защите граждан, пострадавших в последствии ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне» имеют право на назначение пенсии: мужчины – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 45 лет при общем стаже работы не менее 20 лет. Проживающие в сельской местности женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 года, но не более чем на 3 года в целом.

  Ежегодно  индексируются и повышаются размеры  пенсионных пособий. Было осуществлено дифференцированное увеличение пенсионных выплат в зависимости от прежнего трудового стажа, которое коснулось  более миллиона человек. Выросли  также пенсии у ветеранов силовых  структур. Все пенсионные и социальные в стране выплачиваются своевременно – месяц в месяц.

  2) обеспечение занятости  населения

  В начале 90-х годов наряду с блоком экономических  законов был принят ряд других, сыгравших свою роль на начальном  этапе формирования рынка труда. Это прежде всего законы «О занятости населения», «О профессиональных союзах», «Об охране труда» и др. Однако в республике до 1 января 2000 года действовал КЗоТ Казахской ССР, принятый еще в эпоху тоталитарной системы и рассчитанный к применению именно в тех социально-экономических условиях. Кризисные явления в экономике к середине 90-х годов значительно осложнили проблему занятости. Занятость во всех сферах экономики, особенно в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве снизилась. Среднегодовые темпы снижения общей численности занятых с 1991 по 1996 год составил 3,7 процентов. Уровень официально зарегистрированной безработицы превышал 3 процента, а скрытой – 11 процентов от общего числа занятых.

  Обострение  данной ситуации обусловило принятие Правительством РК Концепции государственной  политики занятости населения. Основной ее целью определялось достижение полной, продуктивной и свободно избранной  занятости, сокращение безработицы  и ее поддержание на социально  приемлемом уровне, создание правовых, экономических и организационных  условий функционирования и регулирования  рынка труда. Эти положения легли  в основу принятого 30 декабря 1998 года Закона РК «О занятости населения». Государственные гарантии в сфере  занятости предусматривают: свободу  выбора ими вида занятости, защиту их трудовых прав; защиту от любых форм дискриминации и обеспечение  всем равных возможностей в получении  профессии и работы; подбор подходящей работы и трудоустройство. Государство обеспечивает дополнительные гарантии категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите, таким как: молодежи до 20 лет; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; родителям, воспитывающим детей-инвалидов до 16 лет; инвалидам; лицам, продолжительное время, более одного года, не имеющим работы, независимо от основания последнего увольнения; лицам предпенсионного возраста (за 2 года); лицам, освобожденным из мест лишения свободы; беженцам, мигрантам и испытывающим трудности в поиске работы, путем реализации целевых программ содействия занятости молодежи; женщинам; сельскому населению; населению, проживающему в регионах экологического бедствия. 

  3) прожиточный минимум  и борьба с бедностью

  Очередным шагом в усилении социальной защиты населения стал Закон РК «О прожиточном  минимуме», принятый Парламентом в  ноябре 1999 года. Законом вводится необходимый  минимальный денежный доход на одного человека равный по величине стоимости  минимальной потребительской корзины  и впервые вводится определенное понятие – черта бедности. Это  – граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных  потребностей человека, устанавливаемая  в республике в зависимости от экономических возможностей. Прожиточный  минимум рассчитывается ежеквартально  по республике и по регионам в среднем  Правительством: на душу населения  и по половозрастным группам населения. Минимальная потребительская корзина  представляет собой минимальный  набор товаров и услуг в  натуральном и стоимостном выражении  и состоит из продовольственной  корзины и расходов на непродовольственные  товары и услуги. Продовольственная  корзина рассчитывается уполномоченным органом по статистике по научно обоснованным физиологическим нормам потребления  продуктов питания, определяемым уполномоченным органом по здравоохранению.

  Черта бедности служит критерием для оказания социальной помощи  малообеспеченным гражданам. Исходя из этого минимальные размеры месячной заработной платы и пенсии, ежегодно утверждаются законодательным актом на основе прожиточного минимума и из принципа поэтапного повышения их до величины прожиточного минимума.

  Другой  формой социальной защиты малообеспеченного  населения являлись жилищные пособия, которые стали выплачиваться  с 1996 года в связи с тем, что  государство прекратило финансовые дотации предприятиям, предоставляющим  жильцам многоквартирных домов  воду, отопление, электричество. Жилищные пособия предоставлялись в том  случае, если фактические расходы  на оплату содержания жилища и потребление  коммунальных услуг превышали 30 процентов  от дохода семьи.

  Кроме того, существовало пособие по безработице, которое выплачивалось за счет средств  Государственного фонда содействия занятости в размере не менее 59 процентов заработной платы по последнему месту работы, что не способствовало развитию активности безработных в поиске работы.

  В целях решения проблемы бедности Правительством РК 22 июля 1999 года были утверждены Временные правила оказания адресной социальной помощи на 1999 г. Основной целью данного решения стало повышение ее адресности. Механизм социальной поддержки населения основывается на доплате до черты бедности и признанным нуждающимися в социальной помощи. В среднем по республике в 2000 году по оценке Министерства труда и социальной защиты населения РК черта бедности составила около 2600 тенге на душу населения. Поэтому учитывая то, что борьба с бедностью является одним из условий обеспечения национальной безопасности, Президентом РК в конце декабря 1999 года перед Правительством была поставлена задача определить 2000 год как Год борьбы с бедностью и разработать трехлетнюю программу занятости населения. В соответствии с этим поручением Акимами областей были разработаны региональные программы, такие же программы разработаны в городах и районах.  Размер социальной помощи зависит от глубины бедности – чем беднее семья, тем больший размер социальной помощи она может получить. Этот дифференцированный подход позволит повысить эффективность социальной защиты малообеспеченных семей и отдельных граждан наиболее нуждающихся  в помощи в пределах имеющихся финансовых ресурсов.

Информация о работе Социальное государство на примере Казахстана