Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 17:57, курсовая работа
Поведение являясь материальным, объективным процессом, изучается различными науками и выступает важнейшей социальной характеристикой человека: оно всегда отличается осознанным волевым проявлением (в отличии от инстинктивных либо рефлекторных действий ). Важный фактор, характеризующий поведение человека в обществе, - его отношение к праву, правовой действительности. В глубокой древности складывались представления о нормах жизни, об одобряемом и порицаемом поведении. Мифология давало членам племени общие представления о надлежащем и запрещенном- (например, запрещалось убийство членов данного клана, людоедство и т.д.) Нарушители подвергались суровым карам (избиению, изгнанию из клана, смертной казни). В дальнейшем возникли представления о божественном происхождении правил человеческого поведения
Несоответствие (рассогласование) социальных статусов индивида друг другу обусловливает его покушения на существующий общественный порядок. Так поступает личность, когда ее экономическому господству не соответствует фактическое положение в сфере политики, где формально равны все (она покупает государственных чиновников, "голоса" на выборах, старается опорочить политического противника или даже устранить его физически и т.д.), в семье (прелюбодеяние), в сфере быта (изнасилование, убийства) и т.п. Так поступает интеллигент, когда его образовательный статус не обеспечивает ему соответствующего места в экономике, политике, культуре ("беловоротничковая" преступность как средство улучшения положения в обществе). Так поступает политический деятель, когда злоупотребляет властью, чтобы "уравнять" свое экономическое положение с ролью в партии и государстве. Так поступают лица наемного труда, когда продажа рабочей силы не позволяет удовлетворить сформированные обществом потребности, что побуждает их к использованию нелегальных возможностей. Наконец, так поступают те, кто вообще не занимает официальных социальных позиций или занимает их не во всех сферах и у кого иных, кроме нелегальных, средств к жизни нет (деклассированные элементы, безработные, заключенные и т.д.).
Противоречия между потребностями и социальными средствами их удовлетворения, равно как и рассогласования статусов индивида, неизбежны. Тип реально удовлетворяемых потребностей высшего слоя общества задает уровень потребностей всех остальных социальных групп, который, оставаясь идеалом, ими не достигается.
Аналогично этому социальные статусы индивидов, занимающих места в производстве, политике, культуре, в быту, в потреблении, неизбежно рас согласуются вследствие того, что все эти сферы общественной жизни развиваются неравномерно.11
Развитие начинается, как правило, с эволюции производительных сил, изменяющей количество и качество социальных позиций, в частности, структуру рабочих мест, а, следовательно, и те пропорции, в которых индивиды распределяются по общественным классам и группам. От состояния производительных сил зависит и доля общественного продукта, получаемая каждой социальной группой, а, в конечном счете, и каждым индивидом. Наконец, уровень производительных сил определяет и те культурно-образовательные свойства, которыми должен обладать индивид, чтобы занять ту или иную социальную позицию. Этот спрос обусловливает и качества функционирующей в обществе системы образования, и общий уровень культуры населения, и его социальные возможности. Таким образом, складывается объективная очередность изменений производительных сил, производственных отношений и институтов культуры и быта, а, следовательно, и отношений между социальными позициями в этих сферах общественной жизни. Поэтому изменения в этих сферах не совпадают во времени и могут совпадать лишь случайно. Ближайший результат такого несовпадения — ситуация, в которой социальное положение индивида отнюдь не всегда соответствует его положению в сфере труда, а его культурно-образовательная подготовка отнюдь не во всех случаях обеспечивает выполнение им функций, содержание которых определено разделением общественного труда. В конечном счете, рынок выравнивает их, но лишь для того, чтобы прогресс или регресс производства запустил описанный социальный механизм снова. Регулирующих способностей рынка оказывается достаточно, чтобы удерживать рассогласующие тенденции в определенных рамках, но рыночного механизма совершенно недостаточно, чтобы ликвидировать их вовсе. Равным образом общество, основанное на товарно-рыночных связях, способно удерживать правонарушаемость в ее статистической норме, но оно не способно искоренить ее.
Правонарушаемость выступает как неизбежное следствие социального развития, связанного с ним прогресса или регресса производства и обусловленных ими рассогласованний социальных статусов индивидов. Однако общество, свидетельствует исторический опыт, может удерживать правонарушаемость в определенных рамках, не давая ей выйти за их пределы. Одним из самых действенных правовых средств для этого является институт юридической ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, правонарушение можно определить как виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушений отражает состав правонарушения. К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.
Объективная сторона показывает его выражение вовне. Содержание объективной стороны составляют: противоправные деяния, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, а также социальные организации.
С субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, то есть психическим отношением лица к содеянному.
Правонарушения делятся на проступки и преступления. Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия.
Существуют два основных направления в проблеме исследования причин правонарушений. Представители одного из них исследовали преступность как социальное явление, представители другого – как явление биологическое. Известны и попытки соединения двух этих направлений в одно.
Правонарушения были, есть и, по-видимому, будут. Задача правоохранительных органов вести активную последовательную борьбу с ними, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.
Большая роль отводится правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документов, соблюдение последовательности действий и т.п.). Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании.
Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя. В нашей стране в борьбе с различными видами правонарушений применяются многочисленные средства: экономические, социально-политические, правовые, а регулирует все общественные отношения юридическая ответственность.
Идеей всего законодательства является обеспечение охраны общественного строя, его политической и экономической системы, собственности, личности, прав и свобод граждан, и в целом правопорядка от пр6еступных посягательств. И ещё раз нужно подчеркнуть, что всё это регулируется юридической ответственностью.
Однако, в связи с ростом преступности на данном этапе времени необходимо усилить юридическую ответственность, ведь она служит мерой государственного принуждения и несёт своими идеями воспитательный характер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Учебная методическая литература
1 Лившиц Р.З. Теория права. – М.: Инфра-М. 2011г. С. 214.
2 Малеин Н.С. Правонарушения: понятие, причины, ответственность. – М.: Юридическая литература. 2011. С. 86.
3 Малеин Н.С. Правонарушения: понятие, причины, ответственность. – М.: Юридическая литература. 2011. С. 82.
4Ч. II ст. 14 Уголовный Кодекс РФ. – 11-е изд. – М.: Ось 89., 2010.
5 Гл. 2, Ст. 2.1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – Ростов-на-Дону.: Феникс. 2012.
6 Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. – Л.: Изд-во Ленинградского университета. 2010. С. 74.
7 Уголовный Кодекс РФ. – 11-е изд. – М.: Ось 89, 2012. Ч. 1. Ст. 14., Ст. 15. С. 8-9.
8 Подобные идеи можно встретить у русских мыслителей и ранее, в частности у декабристов П. И. Пестеля, С. И. Муравьева-Апостола и др.
9 Теория права и государства. Учебник. / Под ред. проф. Манова Г.Н. – М.: изд. БЕК. 2012. С. 124.
10Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Зерцало., 2013. С. 93.
11Лившиц Р.З. Теория права. – М.: Инфра-М. 2010г. С. 141.