Специфика государственного регулирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 16:27, контрольная работа

Краткое описание

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Содержание и особенности государственного регулирования в современных экономических системах 5
1.1 Целесообразность осуществления государственного регулирования в современных экономических системах………………………………………..5
1.2 Современные понимание сущности государственного регулирования хозяйственной деятельности……………………………………8
2 Специфика государственного регулирования в Российской Федерации……………………………………………...…...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. ...........................................

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 34.12 Кб (Скачать файл)

 

 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 Содержание и особенности государственного регулирования в современных экономических системах  5

1.1 Целесообразность  осуществления государственного  регулирования в современных  экономических системах………………………………………..5

1.2 Современные  понимание сущности государственного  регулирования хозяйственной деятельности……………………………………8

2 Специфика государственного регулирования  в Российской Федерации……………………………………………...…...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. ............................................13

 

 
ВВЕДЕНИЕ


 

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

В современных условиях необходимо по-новому осмыслить роль государства в экономике. Здесь очевидно лишь то, что прямое вмешательство государства и экономическую сферу должно постепенно дополняться и заменяться косвенным регулированием.

Государство в условиях рыночной экономики призвано играть иную роль, нежели в условиях командно-административной системы. Не меньшую, а именно иную, может быть, даже большую. Усиление роли государства видится в том, что оно, разрабатывая новые законы, должно поставить всех граждан в равное перед ними положение. Именно в этом залог процветания и могущества демократического государства.

На этой основе государство может осуществлять самую разнообразную, полезную для общества деятельность, используя для этого различные свои функции, среди которых можно выделить законотворческую, предпринимательскую и международную.

Кроме того, умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать проблемы функционирования рыночной экономики, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. И вслед за Авраамом   Линкольном можно сказать: «Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом». [1. с.16] .                              

Ученые - экономисты, как зарубежные, так и отечественные, давно занимаются проблемами взаимоотношений государственного и частного сектора, вопросами о роли государства и степени его влияния на частный сектор экономики, среди них: Кейнс Дж. М., Гэлбрейта С., А. Маршалл, Л Абалкин, Гэлбрейт, А. Олейник, Борисов Е., Хаустов Ю., Бузгалин Л., Колганов А., Хансен Э., Хаберлер Г., Самуэльсон П., Гальперин В., Гребенников П., Леусский А., Гараивич Л., Джеффри С., Якобсон Л. Но, единой точки зрения, общей теории по этим вопросам выработано так и не было. В современных условиях происходит формирование и совершенствование теоретических и практических подходов к роли и функциям государства в экономике России. Именно этим аспектам и посвящена данная работа.

Предметом исследования данной работы является содержание государственного регулирования экономики.

Объект исследования - процесс влияния государства на деятельность других субъектов хозяйственной деятельности при осуществлении государственного регулирования экономики.

Цель выполнения данной работы - формулирование основных направлений совершенствования государственного регулирования экономической деятельности в России на современном этапе.

Цель исследования и определила задачи:

- обосновать необходимость государственного регулирования в современных экономических системах;

- рассмотреть современные концепции содержания государственного регулирования хозяйственной деятельности;

- выявить специфику государственного регулирования экономической деятельности в России.

 

 

Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

 

    1. Целесообразность осуществления государственного регулирования в современных экономических системах

 

Объектами управления являются 3 макроэкономические структуры. Во-первых, это совокупное производство: общая совокупность предприятий, создающих все многообразие благ. Во-вторых, объектом регулирования является совокупный общественный продукт: вся сумма благ (продуктов и услуг), изготовленных и стране за определенный период. В-третьих, сюда относятся совокупные потребности: общая сумма потребностей всех членов общества.  Эти макроэкономические структуры представлены в виде трех круговых диаграмм (рисунок 1).



 

 

 

 

Рисунок 1 — Макроэкономические структуры общества

 

Между всеми объектами управления, прежде всего, существует прямая связь, состоящая в том, что общественное производство действует для того, чтобы создавался совокупный общественный продукт, позволяющий удовлетворить все потребности общества. Обратная связь проявляется в том, что возросшие совокупные потребности влияют на изменение структуры совокупного общественного продукта, что позволяет осуществлять структурные изменения в общественном производстве. [7]

Выяснение этих прямых и обратных связей, позволяет обнаружить главную цель макроэкономического регулирования. Его целью                       5

является постоянное поддержание народнохозяйственной пропорциональности. Речь идет о двух взаимосвязанных соотношениях.

1. Для нормального  снабжения общества материальными  условиями его жизнедеятельности  необходимо обеспечивать равенство  объемов: производства всех благ; совокупного общественного продукта; совокупных потребностей общества.

2. Одновременно  необходимо обеспечить соответствие  друг другу структур: общественного  производства (его отраслевого состава); совокупного общественного продукта (его разбивки на виды благ); общественных потребностей (их расчленения  на разнообразные виды).

Если данные соотношения не соблюдаются, возникают различные дисбалансы. Речь идет об объективном экономическом законе пропорционального развития макроэкономики. Этот закон отражает не зависимое от воли и желания людей условие существования нормальной народнохозяйственной системы, а именно, необходимость постоянного поддержания соответствия друг другу объемов и структуры совокупных величин производства, общественного продукта и потребностей.

Нарушения закона пропорционального развития макроэкономики проявляются в известных нам видах макроэкономического неравновесия [2]:

а) структурных кризисах (несоответствии элементного состава производства и совокупных потребностей);

б) экономических кризисах перепроизводства (превышении объема всего производства над совокупным объемом платежеспособных потребностей);

в) массовой безработице (уменьшении спроса на рабочую силу по сравнению с ее предложением на рынке труда);

г) инфляции (превышении предложения денег над их спросом).

 

6

Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, которое должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив и решать их. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом. [3]

Основными причинами, обусловившими усиление действия именно государственного регулятора, являются следующие.

Во-первых, государство обеспечивает определенность и целостность территориального пространства хозяйствования, а также международные связи, защищает положение своих субъектов на мировом рынке.

Во-вторых, государство определяет долговременные интересы населения в целом, и бизнес обязан уважать эти цели и интересы.

В-третьих, государство поддерживает баланс экономических интересов в стране, что делает общество устойчивой, равновесной и развивающейся системой.

В-четвертых, расширение общественного воспроизводства, означающее поступательное развитие инфраструктуры (в широком смысле слова) по силам только государству.

В-шестых, только в рамках конкретного государства возможно совершенствование институциональной среды (юридической базы, институтов права, систем информации, аппарата контроля и управления).

Но первое, что должно обеспечить государство, - это защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Для нормального функционирования экономической деятельности субъекты должны быть защищены законодательно. В первую-очередь - это законодательное обеспечение прав собственности, противодействие власти монополий, защита прав потребителей, а также охрана интеллектуальной                          7

собственности, нормальная деятельность банковской сферы и других областей экономики, уголовное законодательство. [4]

 

1.2 Современные  понимание сущности государственного  регулирования хозяйственной деятельности

 

В современных условиях под государственным регулированием экономики в рыночном хозяйстве понимается система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых задач: фирмы, регионы, отрасли, сектора экономики, хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, цены), глобальный (социальные отношения, экология), наднациональный (отношения с другими странами). [5]

Генеральной целью государственного регулирования экономики является обеспечение благосостояния общества, экономической и социальной стабильности, укрепление существующего строя внутри страны, адаптация его к изменяющимся условиям. При смешанной экономике государственное регулирование экономики должно обеспечить эффективное функционирование национального хозяйства в тех направлениях, которые не могут быть решены с помощью рыночного механизма. [6]                            8

2. Специфика государственного регулирования  экономической деятельности в  России

 

Основными документами, определяющими полномочия правительства РФ в сфере социально-экономической политики, являются Конституция РФ и федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Эти документы определяют необходимость проведения следующих видов государственной экономической политики: финансовой, бюджетной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной и ценовой. Кроме этого предусматривается прогнозирование социально-экономического развития, а также разработка и осуществление программ для приоритетных отраслей экономики.

Методологические основы государственной экономической политики определяет федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Он предусматривает разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, концепции развития РФ на долгосрочную перспективу. Прогнозы и концепция используются при разработке программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, в которых отражаются следующие политики: макроэкономическая, институциональная, инвестиционная, структурная, аграрная, экологическая, социальная, региональная и внешнеэкономическая.

Территориальный аспект федеральной экономической политики представлен в законе «О Государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» требованием разработки прогнозов как в целом по РФ, так и по регионам, а также включением в среднесрочную программу раздела о региональной экономической политике. В то же время сложившаяся к настоящему времени система прогнозирования имеет существенные недостатки. Она, во-первых, не охватывает основные элементы экономической структуры, относящиеся к реальному сектору экономики; во-вторых, не определяет                                 9

долгосрочные  перспективы; в-третьих, не обеспечивает согласования макроэкономического, отраслевого и регионального аспектов прогнозов. Кроме этого, территориальный аспект прогнозирования представлен в основном краткосрочными прогнозами, где превалируют данные о финансовых и бюджетных показателях субъектов РФ, которые играют существенную роль в определении масштабов и направлений межбюджетных потоков.

Следующим видом региональной политики является федеральная региональная политика. Регулируется она Указом Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». В нем дается определение категории региональная политика как системы целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. В качестве целей региональной экономической политики в нем определены стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире. Для их достижения в Указе предусмотрена реализация следующих задач:

─ укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

─ содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

Информация о работе Специфика государственного регулирования в Российской Федерации