Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 14:10, реферат
В любом государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра все правовой системы. На ее основе формируется вся система законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Она — основной, первичный источник национального права. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, который оптимально фиксирует существующие положения в государстве, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Изучение государственно-правового наследия белорусского народа является важной задачей юриспруденции. Конституция — фундаментальный элемент, ядро правовой системы каждой страны.
13 глава Конституции закрепляла положение о гербе, флаге и столице Белорусской Социалистической Советской Республики.
Расширение конституционных прав трудящихся на бумаге не означало фактического закрепления их в реальной жизни. Классовый принцип сохранялся. Однако попытка построения государства с расширением прав народа – это огромный толчок на пути развития белорусского государства.
Ст. 3: Носителем верховной власти в Белорусской Социалистической Советской Республике является Всебелорусский Съезд Советов, а в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет Советов Белорусской Социалистической Советской Республики.
Главы II, III, IV, V, VII, VIII были посвящены органам государственной власти и управления, порядку их создания и компетенции. Высшим органом государственной власти признавался Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Съезд Советов формировался на основе неравного представительства: «Всебелорусский Съезд Советов составляется из представителей городских советов по расчету один депутат на две тысячи избирателей и окружных съездов советов, по расчету один депутат на десять тысяч жителей» (Ст. 26).
Согласно ст. 24, исключительному ведению Всебелорусского Съезда Советов подлежит:
а) установление, дополнение и изменение основных начал Конституции (Основного Закона) Белорусской Социалистической Советской Республики и окончательное утверждение частичных изменений в Конституции Белорусской Социалистической Советской Республики, принятых Центральным Исполнительным Комитетом Белорусской Социалистической Советской Республики в период между Всебелорусскими Съездами Советов;
б) разрешение в соответствии с Конституцией Союза Советских Социалистических Республик вопросов об изменении границ Белорусской Социалистической Советской Республики.
В период между съездами высшим органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет Белорусской ССР (далее – ЦИК) [5, с. 160].
В период между сессиями ЦИК БССР высшим законодательным, исполнительным и контрольным органом власти Белорусской ССР являлся Президиум ЦИК, который избирался на сессии ЦИК БССР. Для непосредственного управления отдельными отраслями государственной жизни республики ЦИК БССР создал Совет Народных Комиссаров (далее – СНК), в составе Председателя СНК, заместителей Председателя и народных комиссаров. В состав СНК БССР также входили уполномоченные народных комиссариатов Союза ССР по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов (ст. 45) [5, с. 160- 161].
Отраслевыми органами, с помощью которых СНК БССР осуществляет руководство отдельными отраслями управления, являются народные комиссариаты:
Не все народные комиссариаты имели равный правовой статус, так как пять из них (народные комиссариаты финансов, труда, торговли, рабоче-крестьянской инспекции и Высший Совет Народного Хозяйства на правах комиссариата), в целом подчиняясь ЦИКу БССР, его Президиуму, СНК БССР, должны были «осуществлять в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик». Это означает, что Конституция БССР предусматривает в силу образования СССР и Конституции СССР 1924 г. три вида народных комиссариатов: республиканские, союзно-республиканские и союзные[6, с. 121].
К сожалению, не все вопросы, касающиеся высших органов власти и управления, нашли отражение в Конституции. Так, ничего не сказано ни о периодическом созыве сессий ЦИК, ни о составе Президиума.
Местным органам власти и управления в Конституции посвящено четыре главы (VII – X), в которых раскрываются их система, структура, порядок комплектования. Что же касается компетенции, то она не получила должного отражения и дана в общем плане. Законодатель в ст. 54 дает перечень шести направлений работы местных Советов (окружных и районных съездов Советов, их исполкомов, а также городских, местечковых и сельских Советов депутатов), которые именуют задачами Советов [6, с. 122].
Структура местных органов государственной
власти соответствовала административно-
Высшим органом власти на территории округа или района был соответствующий окружной или районный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Их исполнительными органами являются окружные или районные исполнительные комитеты, которые в период между съездами советов осуществляют высшую власть на данной территории, а для решения текущих дел выбирали президиумы.
Нижними единицами местных органов власти были городские, местные и сельские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Для решения текущих дел эти Советы выбирали со своего состава исполнительные органы [11, с. 103 - 104].
Конституция БССР 1927 г., главным образом, закрепила исторический факт объединения БССР с другими социалистическими республиками. Впервые в Основном Законе была указана столица республики – город Минск. За БССР признавалось право выхода из союзного государства, также выделялись самостоятельные органы государственной власти. Но на деле вся государственная система была подконтрольна и подотчетна системе союзного государства. Избирательная система была далеко от совершенства.
В конце 20-х – вначале 30-х гг. административно-командные методы управления распространились на все сферы жизни общества. Начала набирать силу партийно-государственная бюрократия, аппарат армии и правоохранительных органов. В республике, как и в государстве в целом, создалась атмосфера нетерпимости, подозрительности и враждебности. Под прикрытием тезиса о создании классовой борьбы по мере движения к социализму происходило нарушение прав человека. В 30-е гг. началась политика массовых репрессий. Разразились аресты, фальсификации уголовных дел, особенно против «национальных демократов», «кулаков» и иных «врагов» народа. Репрессии разрешали списывать на «вредителей и врагов народа» просчеты в экономике и социальной политике; давали миллионы бесплатной рабочей силы, создавали атмосферу страха, что заглушало попытки сопротивления; давали возможности уничтожать политических противников.
Бюрократический аппарат, который возвысился над обществом и фактически переделался в самостоятельный класс, прикрывшись лозунгами «диктатуры пролетариата», строительства социализма, реализовывал свои интересы и спекулировал на энтузиазме масс.
С середины 30-х гг. происходит сращивание партийного аппарата с государственным. В его руках концентрируется законодательная и судебная власть.
Чтобы придать террористическим репрессиям против народа некоторый вид демократии, ЦК ВКП(б) предложил VII Всесоюзному съезду Советов, который собрался вначале 1935 г., внести изменения в Конституцию. На этом же съезде была создана конституционная комиссия, которая подготовила проект новой Конституции СССР. В середине 1936 г. Пленум ЦК ВКП (б) и Президиум ЦИК СССР одобрили этот проект. В конце ноября 1936 г. собрался VIIIЧрезвычайный съезд Советов СССР, на котором с докладом о проекте Конституции выступил генеральный секретарь ЦК ВКП(б) – Иосиф Сталин. Все 146 статей конституции были единогласно приняты. День принятия Конституции – 5 декабря – съезд объявил народным праздником.
В ноябре 1936 г. был созван XII Чрезвычайный съезд Советов БССР, который с 20 по 23 ноября обсуждал проект Конституции СССР. Съезд создал комиссию по подготовке проекта Конституции БССР. Затем был сделан перерыв в работе данного съезда. Он снова принялся за работу 15 января 1937 г., а 19 января принял Конституцию БССР [11, с. 131-133].
Таким образом, можно выделить следующие причины принятия Конституции БССР 1937 г.:
2.2 Структура и содержание Конституции
Текст Основного Закона состоял он из 9 глав и 122 статей:
Глава I. Общественное устройство (ст. ст. 1 – 12);
Глава II. Государственное устройство (ст. ст. 13 – 19);
Глава III. Высшие органы государственной власти Белорусской Советской Социалистической Республики (ст. ст. 20 – 38);
Глава IV. Органы государственного управления Советской Социалистической Республики (ст. ст. 39 – 51);
Глава V. Местные органы государственной власти (ст. ст. 52 – 75);
Глава VI. Бюджет Белорусской Советской Социалистической Республики (ст. ст. 76 – 79);
Глава VII. Суд и Прокуратура (ст. ст. 80 – 92);
Глава VIII. Основные права и обязанности граждан (ст. ст. 93 – 108);
Глава IX. Избирательная система (ст. ст. 109 – 118);
Глава X. Герб, флаг, столица (ст. ст. 119 – 121);
Глава XI. Порядок изменения Конституции (ст. 122).
По своей структуре и теоритически-технической разработке Конституция БССР была более подробной, чем предыдущая. В ней была сделана попытка отхода от принципа «вся власть Советам» и намечен переход к разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную[11, с. 134].
Ст. 1 Конституции БССР гласит: «Белорусская Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян». Этой лаконичной формулировкой характеризуется классовая структура всего советского общества.
Новыми в Конституции были разделы о бюджете республики, о суде и о прокуратуре. Предусматривалось, что государственный бюджет должен складываться СНК и утверждаться Верховным Советом БССР. Но на самом деле бюджет республики по основным показателям подготавливался в Москве в Народном Комиссариате финансов СССР, а в республике могли самостоятельно использовать только незначительную часть доходов[11, с. 134].
Коренной переворот произошел в избирательной системе. Провозглашалось, что выборы во все Советы депутатов трудящихся – Верховный Совет БССР, окружные, районные, городские, местные, сельские и поселковые Советы – проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Но право выдвигать кандидатов в депутаты фактически закреплялось только за коммунистическими партийными организациями. Хотя в Конституции было закреплено такое право и за профсоюзами, кооперативами, молодежными организациями и культурными товариществами, но эти организации выдвигали своих кандидатов только с разрешения коммунистических комитетов. Принимать участие в выборах были обязаны все совершеннолетние граждане, отсутствие избирателя могло рассматриваться как саботаж выборов, что в период сталинского террора угрожало очень тяжелыми репрессиями. Поэтому в выборах, как правило, принимало участие 99,9% всех избирателей, и все они голосовали только за одного кандидата, потому что других не было. Поэтому данные нововведения, по сути, ничего не меняли, и проведены были с чисто пропагандистскими целями, что как бы расширили демократические права народа в период строительства основ социализма.
Информация о работе Сравнительный анализ Конституций 1927 г. и 1937 г