Стадии законотворческого процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:05, доклад

Краткое описание

Законотворческий процесс является одним из важнейших направлений работы любого государства. Законотворческая деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм.
Законотворчество — это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Здесь устанавливаются правовые нормы, адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах — нормативно-правовых актах.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 16.81 Кб (Скачать файл)

СТАДИИ  ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Законотворческий процесс  является одним из важнейших направлений  работы любого государства. Законотворческая деятельность, связанная с созданием  или изменением существующих в государстве  правовых норм.

Законотворчество — это  деятельность компетентных органов  государственной власти, которая  представляет собой особую правовую форму осуществления функций  государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Здесь устанавливаются правовые нормы, адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах — нормативно-правовых актах. 
 
Законотворческий процесс -строго закрепляется и регулируется с помощью конституции, текущих законов. 
Законотворческий процесс состоит из : выработанных и юридически закрепленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия, различных нормативно-правовых актов.  
 
Действующая российская Конституция четко определила трех участников законотворческого процесса: это Президент, Совет Федерации, Государственная Дума. Согласно Конституции, право принятия федеральных и федеральных конституционных законов принадлежит исключительно Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат. 1.Государственная Дума – нижняя палата; 2. Совет Федерации - верхняя палата. За Президентом Российской Федерации закреплено право подписания и обнародования, принятых двумя палатами законов. 
 
Принятие нормативно-правового акта процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии: 
1) Законодательная инициатива - это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией. Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическая обоснованность принятия акта. При положительном заключении, как правило, комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативно-правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы. 
2) Обсуждение законопроекта - это стадия законотворческого процесса, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада инициатора внесения законопроекта (субъекта права законодательной инициативы). Документ должен приобрести необходимое качество, должны быть устранены пробелы и неточности. Обычно обсуждение законопроекта предполагает два или более его чтений. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок. 
3) Принятие закона. Достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов. Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются определенным числом голосов (более половины от общего числа депутатов Государственной Думы). Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет. Если не подлежит, то считается одобренным по истечении четырнадцати дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона). В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона, возможно преодолеть вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента. 
4) Подписание закона главой государства. В течение четырнадцати дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон. При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней. 
5) Опубликование закона. Федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу. Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются. 


Информация о работе Стадии законотворческого процесса