Становление Четвертой республики. Конституция 1946 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:30, реферат

Краткое описание

Борьбу с нацистскими оккупантами во Франции вели социалисты, коммунисты, республиканцы, радикалы, духовенство. Большой вклад в освобождение страны внес комитет «Сражающаяся Франция» во главе с генералом Шарлем де Голлем. Эти силы объединились в Национальный совет сопротивления. Осенью 1944 года Франция была освобождена от оккупантов. После окончания войны развернулась острая политическая борьба вокруг вопроса о будущем государственном устройстве Франции. Первый проект послевоенной Конституции Четвертой республики, выработанный Учредительным собранием страны, предусматривал однопалатный парламент и сильное ограничение власти президента.

Вложенные файлы: 1 файл

Литература.docx

— 102.99 Кб (Скачать файл)

 
Литература ……………………………………………………………19 
Становление Четвертой республики. Конституция 1946 г. 
  Борьбу с нацистскими оккупантами во Франции вели социалисты, коммунисты, республиканцы, радикалы, духовенство. Большой вклад в освобождение страны внес комитет «Сражающаяся Франция» во главе с генералом Шарлем де Голлем. Эти силы объединились в Национальный совет сопротивления. Осенью 1944 года Франция была освобождена от оккупантов. После окончания войны развернулась острая политическая борьба вокруг вопроса о будущем государственном устройстве Франции.  
 
Первый проект послевоенной Конституции Четвертой республики, выработанный Учредительным собранием страны, предусматривал однопалатный парламент и сильное ограничение власти президента.  Как излишне леворадикальный, «коммунистический» он был отклонен после референдума весной 1946 года. Второй проект, исправленный с учетом партийного плюрализма Франции, был вынесен на голосование 27 октября 1946 года. Итог голосования: 9 млн 297 тыс. – «за»; 8 млн 165 тыс. – «против». Конституция Четвертой республики вступила в силу. [1, с. 299] 
 
Этой конституции была предпослана обстоятельная преамбула, в которой подробно освещались права и свободы граждан Франции. Впоследствии, при отмене Конституции 1946 года, преамбула была сохранена как конституционный закон и действует в настоящее время.  
 
Конституция 1946 года юридически оформила установление парламентарной республики с очень сильной властью нижней палаты –Национального с 
обрания. Эта палата провозглашалась единственным законодательным органом страны без права делегирования законодательных полномочий кому-либо, определялась сфера исключительной законодательной инициативы Национального собрания по важнейшим государственным вопросам (финансы, международная сфера и т.д.). Перед палатой отчитывался Совет министров, члены которого утверждались также ею.  
 
Президент республики являлся высшим представителем государственной власти. Срок его полномочий составлял семь лет. Он избирался парламентом и мог быть переизбран повторно. Однако реальным главой государства в Четвертой республике президент так и не стал. Всякий его акт нуждался в подписи соответствующего министра (контрасигнатура). В Четвертой республике, таким образом, сохранялась прежняя традиция избирать на пост президента политиков – «марионеток». 
 
Совет министров осуществлял непосредственное управление страной. Министры несли коллективную ответственность перед Национальным собранием за политику кабинета.  
 
Особенность Конституции 1946 года заключалась в ограничении прав верхней палаты парламента – Совета республики, поскольку право принимать законы было предоставлено лишь Национальному собранию.  
 
В результате Франция превратилась в страну с крайне нестабильной политико-правовой системой, где исполнительная власть фактически была лишена правовой дееспособности. Не обладая правом принимать акты делегированного законодательства, правительства уходили в отставку одно за другим: за 12 лет существования Четвертой республики сменилось 20 правительственных кабинетов. Предложения об изменении Конституции в это время вносились в парламент 99 раз. И, хотя в 1951 году было отменено избрание членов Национального собрания исключительно по системе пропорционального представительства и введена мажоритарная система выборов, а Совету республики были предоставлены почти все права и полномочия довоенного Сената, это не смогло спасти парламентский режим Четвертой республики. В 1954 году была проведена конституционная реформа, расширившая права председателя Совета министров. Власть правительства была несколько усилена за счет получения им некоторой независимости от парламента.  
 
Вступление Франции в НАТО, колониальные войны в Индокитае и Алжире усложнили экономическое положение страны, обострили классовую борьбу. Под давлением народных выступлений правительство в 1954 году прекратило «грязную войну» во Вьетнаме и вывело оттуда свои войска. В том же году Франция вступила в Европейское экономическое сообщество. 
 
Экономический подъем 1952–1957 годов усилил процесс концентрации производства и капитала, а также развитие государственно-монопо-листического капитализма. Крупные концерны все настойчивее требовали пересмотра конституции. Продолжалась война в Алжире, ответственность за поражения реакция возлагала на «прогнивший парламентский режим». В стране возникла реальная угроза фашизма и гражданской войны. В апреле-мае 1958 года во Франции резко активизировали свои силы правые группировки, требовавшие подавления национально-освободительного движения в Алжире. Это и послужило непосредственной причиной отмены Конституции 1946 года. Генералу Ш. де Голлю, лидеру французского Сопротивления периода Второй мировой войны, 1 июля 1958 года были предоставлены чрезвычайные полномочия по составлению новой Конституции. [1, с. 304] 
 
 
Пятая республика. Конституция 1958 г. 
Проект Конституции Пятой республики был одобрен абсолютным большинством избирателей на общенациональном референдуме 28 октября 1958 года. Идея главенства президентской власти, которую отстаивал де Голль, нашла в Конституции свое воплощение. Доктрина «жесткого голлизма» предполагала, что в системе «разделения властей» главная роль отводится не парламенту, как было в предыдущей конституции, а президенту.  
 
В ст. 5 Конституции 1958 года указывается, что президент обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов. Он – глава государства и глава исполнительной власти. Во втором качестве президент выполняет функции председательствующего на заседаниях Совмина; назначает премьер-министра. По представлению премьер-министра президент формирует Совет министров. Часть полномочий осуществляется президентом лично, часть – требует контрассигнации. Президент может распустить Национальное собрание; ввести чрезвычайное положение; провести референдум с вынесением на него важных государственных вопросов, в том числе и законопроектов, минуя парламент – все эти акты не требуют контрассигнации. Законы, принимаемые парламентом Франции, промульгируются президентом в 15-дневный срок, а до истечения этого срока президент вправе потребовать нового обсуждения законопроекта, и в этом ему не может быть отказано.С 1962 года президент стал избираться непосредственно избирателями, что еще больше укрепило его независимость от других конституционных институтов Пятой французской республики. С 2000 года срок президентских полномочий сокращен с семи до пяти лет. [2, с. 286] 
 
Премьер-министр, по Конституции, является вторым лицом государства, обеспечивающим исполнение законов и руководство Советом министров. Правительство подотчетно парламенту, оно издает ордонансы и декреты, подписываемые президентом. В Новейшее время наблюдается тенденция к дуализму исполнительной власти во Франции. Это означает отход от доктрины «жесткого голлизма», когда президент единолично возглавлял иерархию государственных органов страны, в настоящее время он делит исполнительную власть с премьером.  
 
Парламент Пятой республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Сенат обладает почти равными полномочиями с Национальным собранием, и это, в отличие от Конституции 1946 года, позволяет поддерживать систему внутрипарламентских противовесов. [2, с. 288] 
 
По Конституции 1958 года – и это тоже конституционная новелла в сравнении с прежней Конституцией – создан Конституционный совет из девяти советников, которые наделяются полномочиями конституционного надзора на девять лет. Кроме того, Государственный совет Францииисполняет роль консультативного правительственного органа и также осуществляет контроль над нормативными актами исполнительной власти.  
 
Таким образом, Конституция 1958 года в отличие от парламентского режима 1946 года, установила форму правления, в которой сочетаются признаки парламентской и президентской республики («республика смешанного типа»), но очевидно, что доминируют последние.  
 
 
 
 
 
 
Сравнение структурного содержания двух конституций, принятых в одной и той же стране с небольшим перерывом в 12 лет (1946 - 1958). 

 
Конституция Франции 1946 года

 
Конституция Франции 1958 года

 
Преамбула

 
Преамбула

 
1. О суверенитете

 
1. О суверенитете

 
2. Парламент

 
2. Президент республики

 
3. Об экономическом Совете

 
3. Правительство

 
4. О дипломатических органах

 
4. Парламент

 
5. О Президенте

 
5. Об отношениях между Парламентом  и Правительством

 
6. О Совете Министров

 
6. О международных договорах и  соглашениях

 
7. Об уголовной ответственности  министров

 
7. Конституционный Совет

 
8. О Французском Союзе

 
8. О судебной власти

 
9. О высшем Совете магистратуры

 
9. Высокая палата правосудия

 
10. О пересмотре конституции

 
10. Об уголовной ответственности  членов Правительства

 
11. Переходное постановление

 
11. Экономический и социальный  совет

 
(Всего 206 статей)

 
12. О территориальных коллективах

 

 
13. О Сообществе

 

 
14. Соглашение об объединении

 

 
15. О Европейских Сообществах  и Европейском Союзе (раздел  включен в 1992 г.)

 

 
16. О пересмотре Конституции

 

 
17. Переходные положения

 

 
(Всего 93 статьи)


 
 
 
По первой конституции наиболее важным органом в системе государственного механизма был Парламент. Франция  была парламентарной республикой. Парламент  избирал Президента, образовывал  правительство и его место  в конституции, как и в иерархии органов, было соответствующим –  раздел II «Парламент». 
 
По второй конституции 1958 г. на первое место в политической жизни вышел Президент и, соответственно, раздел о президенте в новой конституции занял место, которое ранее занимал Парламент, а Парламент стал ниже Правительства.[3 с. 300] 
Новации в гражданском и уголовном праве 
Гражданский кодекс Наполеона достаточно точно и реалистично отражал основные жизненные условия гражданского общества Франции своего времени. Но в дальнейшем, с развитием самого общества, произошли большие изменения и в ГК Франции.  
 
К концу XX в. свою первоначальную редакцию сохранило не более половины статей ФГК. Свыше 100 статей было полностью отменено, около 900 получило новую редакцию. Наконец, в ФГК появилось примерно 300 новых статей.  
 
Наибольшему пересмотру подверглась первая книга ФГК, где сохранилось лишь около 10% первоначального текста. Основные изменения в тексте ГК произошли во второй половине XX в.  
 
В первой книге, в соответствии с целой серией законодательных актов (1938, 1964, 1970, 1975 гг. и др.), был осуществлен практически полный пересмотр норм, относящихся к брачно-семейным отношениям. Были исключены статьи, закреплявшие подчиненное положение замужней женщины, предусмотрены новые статьи, исходившие из более последовательного признания равенства обоих супругов.  
 
Так, например, согласно новой редакции ст. 108, муж и жена могут иметь раздельное место жительства, если только это не наносит ущерба правилам, относящимся к совместной жизни супругов. Несовершеннолетний, не освобожденный от родительской власти, имеет место жительства у своего отца и матери. Если отец и мать живут раздельно, то он имеет место жительства у того из родителей, с которым он проживает.  
 
По общему правилу ФГК (ст. 144) брачный возраст для мужчин устанавливается в 18 лет, для женщин в 16 лет, но в соответствии с добавлениями в ФГК прокурор Республики “при наличии серьезных оснований” вправе разрешить заключение брака до достижения указанного возраста.  
 
По ст. 180 брак может быть оспорен одним из супругов, если он был заключен без “свободного согласия обоих супругов” или в силу заблуждения.  
 
Статья 103 указывает, что самим фактом заключения брака супруги совместно принимают на себя обязательства кормить, содержать и воспитывать своих детей. С другой стороны, по ст. 205 дети обязаны предоставлять содержание своим отцу и матери (или иным восходящим родственникам), которые “находятся в нужде”.  
 
В соответствии с новой редакцией ст. 212, супруги обязаны к взаимной верности, помощи и поддержке. Они совместно осуществляют моральное и материальное руководство семьей, заботятся о воспитании детей и “подготавливают их будущее”.  
 
По ст. 215, изложенной в редакции 1970 г., “супруги взаимно обязываются жить вместе”. Место жительства семьи они выбирают по взаимному согласию. Супруг не может самостоятельно распоряжаться правами, относящимися к жилищу семьи и к предметам его обстановки. По ст. 216 (в ред. 1965 г.) каждый супруг обладает полной правоспособностью.  
 
Кодекс ФГК в новой редакции предусматривает следующие причины расторжения брака: смерть одного из супругов или развод, произведенный в законном порядке. Развод может иметь место по следующим основаниям (ст. 229 в ред. 1975 г.): по взаимному согласию, из-за разлада совместной жизни или из-за виновного действия.  
 
Если оба супруга совместно требуют развода, то они не обязаны сообщать его причину; они должны только представить на одобрение судьи проект соглашения, который определяет последствия развода. Такой развод (по взаимному согласию) не может иметь место в течение первых 6 месяцев брака.  
 
Супруг может требовать развода по причине длительного разлада совместной жизни, если супруги фактически живут раздельно в течение 6 лет (ст. 237).  
 
Новацией Кодекса является ст. 238, согласно которой супруг может требовать развода по случаю длительного (в течение 6 лет) психического расстройства другого супруга. Суд, впрочем, может отклонить это требование, если развод рискует повлечь за собой слишком тяжелые последствия для больного супруга.  
 
Согласно ст. 240, судья может отказать в разводе, если другой супруг докажет, что развод будет иметь для него самого, с учетом, в частности, его возраста и продолжительности брака, либо для его детей чрезвычайно тяжелые материальные или моральные последствия.  
 
Требование о разводе может быть заявлено одним из супругов по причине виновных действий другого, если эти действия являются серьезным или повторным нарушением супружеского долга и обязанностей и делают невыносимым сохранение совместной жизни.  
 
Согласно ст. 296, предусматривается институт разлучения супругов. Оно может быть принято по требованию одного из супругов в тех же случаях и на тех же условиях, что и развод. Разлучение супругов не прекращает брака, но оно прекращает обязанность жить вместе. Разлучение супругов всегда влечет за собой разделение имущества. По требованию одного из супругов судебное решение об их разлучении преобразуется в силу закона в решение о разводе, если разлучение супругов сохраняется в течение 3 лет. [3, с. 310] 
 
Существенные изменения произошли и во второй и третьей книгах Кодекса, в том числе отражающие общую тенденцию развития гражданского права в XX в.: ограничения прав собственника, а также свободы договора. Так, например, наряду со ст. 547, где говорится о том, что плоды земли (естественные или промышленные) принадлежат собственнику по праву присоединения, ст. 548 (ред. 1960 г.) гласит: “Плоды, произведенные вещью, принадлежат собственнику, но с возложением на него обязанности возместить расходы на вспашку земли, обработку посевов, сделанные третьими лицами”.  
 
В третьей книге особенно значительным изменениям подверглись первоначальные статьи Кодекса, относящиеся к наследованию (титул 1) и к договорам (титул 3).  
 
В законодательном порядке было закреплено ограничение в степени наследования имущества (до шестой степени родства) для боковых родственников.  
 
Несколько улучшилось положение внебрачных детей (естественных наследников). Согласно ст. 756 (ред. 1972 г.), внебрачное происхождение детей дает право на наследство лишь при условии, что это происхождение законным образом установлено. Внебрачный ребенок имеет в целом те же права, что и законный ребенок, на наследство своего отца и своей матери и других восходящих родственников, так же как и своих братьев и сестер и других боковых родственников (ст. 757).  
 
Если умерший не оставил родственников такой степени, которая допускает наследование, то имущество, входящее в состав его наследства, принадлежит на началах полной собственности пережившему его супругу.  
 
Согласно ст. 768 (в ред. 1958 г.), при отсутствии наследников наследство приобретается государством.  
 
Особенно существенной переработке подвергся титул 9 третьей книги, посвященный товариществам. Обновленный текст испытал на себе влияние соответствующих положений о торговых товариществах, произошла тем самым определенная коммерциализация этого гражданско-правового института.  
 
В 1978 году в Гражданский кодекс было введено понятие юридического лица, но оно было связано именно с товариществами гражданского права. Последние, согласно ст. 1842, “пользуются правами юридического лица со времени их регистрации”.  
 
В последние десятилетия изменения в гражданском праве Франции происходят не только путем включения новелл в текст самого Кодекса, но и путем принятия специальных законодательных актов, регулирующих те или иные сферы имущественных отношений. Так, наряду с фрагментарным упоминанием страхового договора в ФГК (ст. 1964), в 1976 г. была осуществлена фактическая кодификация страхового дела специальным правительственным декретом.  
 
Во Франции еще в первой половине XIX в. были установлены законодательные ограничения для собственников: владельцы земли обязаны разрешать проводку электролиний над своим участком, допускать над ним полеты самолетов, не имеют права сажать деревья вблизи аэродромов и т.д. Специальное законодательство (1919 и 1938 гг.) определило, что собственники земли не могут использовать движущую силу воды, не получив специальную концессию от государства.  
 
В 20-е годы французское законодательство оформило создание института так называемой коммерческой собственности, суть которой состояла в ограничении права собственности для лиц, сдающих помещения в аренду торгово-промышленным предприятиям. Наймодатель-собственник не мог, за исключением особых случаев, отказать арендатору-предпринимателю в продлении договора аренды.  
 
Развитие процесса обобществления производства и сферы обращения имело своим результатом и изменение самой концепции собственности, которая рассматривается не только как право индивида, но и как его социальная обязанность. Во Франции, как и в других странах Запада, падает значение индивидуальной частной собственности, увеличивается роль ассоциированной и государственной собственности.  
 
В XX веке, особенно после второй мировой войны, само государство во Франции выступает как крупнейший собственник, как вкладчик капитала, как предприниматель. Результатом послевоенной национализации явился рост доли государственного сектора (31% продаж, 33% инвестиций и т.д.). Крупная денационализация, проведенная в 1986 г., не означала падения роли государственной собственности и экономической и правовой жизни Франции. [3, с. 315] 
 
Большие изменения произошли в XX в. и в области договорного права. Так, Государственный совет как высший орган административной юстиции и суды стали отходить в случае чрезвычайных обстоятельств от принципа незыблемости договора. В этих целях была использована средневековая доктрина “Оговорка о неизменности обстоятельств” (“Clausula rebus sic stantibus”). Французская судебная практика нередко делала упор именно на изменившиеся и чрезвычайные обстоятельства. При этом следовала ссылка на ч. 3 ст. 1134 ФГК, согласно которой соглашения, заключенные между сторонами, “должны быть выполнены добросовестно”.  
 
В последние десятилетия во Франции наряду с гражданскими договорами широкое распространение получили и административные, где одной из сторон выступает государственный орган. Такие договоры государство заключает с национализированными предприятиями или частными компаниями с целью обеспечения определенных программ экономического развития, реализации заданий по инвестициям, по объему производства, по созданию дополнительных рабочих мест и т.д.  
 
В таких административных договорах его стороны не являются равными как в экономическом, так и в юридическом отношении. Соответствующие государственные органы имеют право контролировать ход исполнения договора, а в случае необходимости — изменять его условия и даже расторгнуть договор. С другой стороны, контрагенты государства в административных договорах могут рассчитывать на налоговые скидки, льготные кредиты и т.п. 
 
Во второй половине XX в. необходимость усиления борьбы с преступностью, принимающей новые формы (терроризм, экологические преступления), потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского УК основательно устарело.  
 
Наиболее благоприятные условия для проведения радикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пятой республике, когда формирование правового государства сделало необходимой более эффективную и целенаправленную борьбу с преступностью.  
 
Уже в 60—70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничивающих возможность совершения новых преступлений (запрещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).  
 
В 1981 году в результате длительной борьбы демократических сил из уголовных наказаний была исключена смертная казнь. Вместе с тем для обеспечения эффективной борьбы с наиболее опасными деяниями была осуществлена криминализация и пенализация терроризма, нарушений в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.  
 
Существенной либерализации подверглась сама система исполнения наказаний (уменьшение сферы применения лишения свободы, создание режима “полусвободы”, особенно при краткосрочном заключении), когда содержание осужденного в местах заключения сочетается с пребыванием его в домашних условиях.  
 
В июле 1992 г. результатом предшествующего широкого реформирования уголовного права стало принятие нового Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994 г. и полностью заменил собой УК 1810 г.  
 
Новый Кодекс существенно отличается от предшествующего, как по своей структуре, сложившейся из четырех взаимосвязанных, но самостоятельных законов, так и по своим основным принципам, предполагающим усиление борьбы с социально опасными преступлениями, но сохраняющим в целом демократическую и гуманистическую направленность.  
 
Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции в предшествующие десятилетия.  
 
Так, новым для УК Франции является включение в его текст на основе обобщения предшествующей законодательной практики целого ряда норм, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц. При этом уголовной ответственности могут быть подвержены не только предпринимательские и т.п. объединения, но и территориальные единицы, если их преступные деяния “совершены при исполнении деятельности, являющейся предметом договора о передаче государственно-властных полномочий”.  
 
В третьем разделе общих положений, посвященных наказаниям, нашел отражение большой опыт уголовной, в том числе пенитенциарной, политики французского государства в XX в. Перечень наказаний за совершение преступлений в новом УК достаточно простой и краткий. В связи с отменой смертной казни в качестве высшей меры наказания выступает пожизненное лишение свободы.  
 
К наказаниям за преступления относится также заточение или заключение на длительные сроки (до 30 лет, до 20 лет и т.д.), но продолжительность срочного тюремного заключения не может быть менее 5 лет.  
 
Наказание в виде лишения свободы не исключает возможности назначения и дополнительных наказаний (штраф, ограничение правоспособности, конфискация какого-либо предмета, закрытие незаконного заведения и т.д.).  
 
Перечень исправительных наказаний, назначаемых за совершение уголовного деликта, более широк. Для физических лиц может быть назначено тюремное заключение по шкале, где максимальная продолжительность — не более 10 лет, а минимальная — не менее 6 месяцев. Кроме того, предусматриваются такие исправительные наказания, как штраф, неоплачиваемая работа в общественных интересах, лишение или ограничение ряда прав, прямо установленных статьей 131-6 (лишение водительских прав, конфискация оружия, лишение разрешения на охоту и т.д.).  
 
Особенно детально регламентируются и наказания за проступки (нарушения). Столь же обстоятельно и с гуманистических, а не с карательных позиций разработан сам порядок отбывания наказаний, возможной отсрочки приговора, прекращения наказания и ликвидации правовых последствий осуждения. Личность осужденного ставится под защиту общих демократических конституционных принципов.  
 
Так, например, согласно ст. 131-23, назначаемая судом неоплачиваемая работа в общественных интересах “подчинена предписаниям закона и подзаконных актов, относящихся к работе в ночное время, гигиене, мерам безопасности, а также к труду женщин и молодых работников”.  
 
Особое внимание новый УК уделяет способам индивидуализации наказаний, в том числе использования режима полусвободы, исполнения наказания по частям, отсрочки исполнения наказания с целью достижения ресоциализации осужденных. Это не препятствует в связи с ростом рецидивной преступности принятию более жестких мер к лицам, повторно совершающим преступление.  
 
Изменившаяся во второй половине XX в. шкала общественных ценностей, новая структура самих преступных деяний повлекли за собой и существенные изменения в особенной части УК Франции. Если в XIX в. уголовно-правовая репрессия имела своей целью прежде всего защиту публичных государственных интересов, то теперь на первое место (вторая книга) выдвигаются преступления и проступки против человека.  
 
В этом отношении новый УК следует общечеловеческим, гуманистическим и демократическим принципам (прежде всего Всеобщей декларации прав человека и гражданина 1948 г. ООН, а также Европейской конвенции по правам человека). Эта книга начинается с изложения преступлений против человечества и впервые включила в себя определение и осуждение таких особо опасных действий против человечества, как геноцид (ст. 211-1).  
 
К геноциду непосредственно примыкают и другие преступления, направленные против человечества как такового. Это депортация, обращение в рабство, массовое или систематическое осуществление казней без суда, похищение людей, пытки или акты жестокости, совершаемые по политическим, философским, расовым или религиозным мотивам, и т.д.  
 
Лица, виновные в указанных выше преступлениях, могут караться пожизненным заточением. Уголовноответственными за преступления против человечества могут быть объявлены и юридические лица. [4, с. 21] 
 
Центральное место во второй книге занимает также раздел, посвященный посягательствам на личность. На первом месте здесь стоит умышленное лишение жизни человека, которое рассматривается как умышленное убийство (ст. 221-1). Особенно выделяются и наказываются пожизненным заточением умышленные убийства, которые предшествуют другому преступлению, предумышленные убийства, убийства несовершеннолетних, родственников по восходящей линии, лиц, находящихся в особо беспомощном состоянии.  
 
С большой обстоятельностью разрабатываются нормы, относящиеся к посягательствам на физическую или психическую неприкосновенность личности. Так, например, применение в отношении какого-либо лица пыток или актов жестокости наказывается 15 годами заточения.  
 
В условиях глубокого морально-нравственного кризиса общества УК предусмотрел ряд посягательств, связанных с сексуальной агрессией, и прежде всего с изнасилованием, которые в зависимости от обстоятельств совершения этих преступлений могут наказываться различными сроками тюремного заточения, вплоть до пожизненного заключения.  
 
В Уголовном кодексе усилены наказания для лиц физических и юридических, связанных с незаконной торговлей наркотическими средствами, что связано с особой опасностью и распространенностью этих преступлений в современном французском обществе.  
 
Весьма симптоматично включение в Кодекс специального отдела, посвященного проведению экспериментов на людях. Так, по ст. 223-8 проведение или организация биомедицинского исследования на человеке без соответствующего согласия наказывается 3 годами тюрьмы и штрафом в 300 тыс. франков.  
 
Еще более суровым наказанием (5 лет тюремного заключения) карается прерывание беременности без согласия заинтересованного лица. В то же время в кодексе предусматривается наказание для женщины, которая “осуществляет прерывание беременности у себя самой” (2 месяца тюрьмы и штраф в 25 тыс. франков).  
 
Способы охраны личности от различного рода посягательств в новом Кодексе весьма разнообразны и юридически тщательно проработаны. Это и наказание за подстрекательство к самоубийству, за похищение и незаконное удержание людей, в частности в виде заложников, что особенно типично для последних десятилетий, за различные виды посягательств на достоинство лица, сводничество.  
 
Новыми формами защиты личности является охрана от посягательств на частную жизнь. В Кодексе приводятся самые разнообразные виды запрещенного умышленного посягательства на интимность частной жизни другого лица. Эти посягательства могут осуществляться в разных формах, в том числе путем перехватывания, записывания или передачи без согласия автора слов, произнесенных в частном порядке или конфиденциально; путем фиксирования, записи или передачи изображения какого-либо лица, находящегося в частном месте, без его согласия; путем использования аппаратов слежения за разговорами на расстоянии и т.д.  
 
Третья книга посвящена преступлениям и проступкам против собственности. Здесь особое внимание законодатель уделяет борьбе с кражами и другими видами хищения чужого имущества, вымогательством, шантажом, мошенничеством и иными аналогичными преступлениями. Лишь в последней, четвертой книге говорится о преступлениях и проступках против нации, государства и общественного порядка. Эта книга начинается с раздела о посягательствах на основополагающие интересы нации. Под таковыми понимается (ст. 410-1) независимость нации, неприкосновенность ее территории, ее безопасность, республиканская форма ее институтов.  
 
Наряду с такими традиционными преступлениями, как измена и шпионаж, предусматриваются и другие посягательства на институты Республики.[4, с. 33] 
 
Специальный раздел в этой книге посвящен борьбе с терроризмом, одним из опаснейших преступных явлений конца XX в. В Кодексе особо выделяется угон летательного аппарата или иного транспортного средства. Предусматривается усиление ответственности за совершение террористических актов.  
 
В новый Кодекс введены специальные статьи, направленные на борьбу с коррупцией, например с нарушением должностным лицом долга честности, в частности взимание им не причитающихся ему сумм под видом предусмотренных законом, незаконное получение выгод и т.д.  
 
В Кодексе имеется целая серия статей, направленных на пресечение экономических преступлений.  
 
Весьма симптоматичным для конца XX в„ ознаменовавшегося ростом организованной преступности, является заключительный, пятый раздел, специально посвященный объединениям преступников. Само участие в объединениях преступников карается 10 годами лишения свободы и штрафом в 1 миллион франков.  
 
Таким образом, особенная часть нового УК Франции отличается от УК Наполеона новой градацией охраняемых в нем общественных ценностей, а также усилением охраны личности, общества и государства от новых видов преступности. [4, с. 38] 
Заключение 
Срок существования Четвертой республики был одним из самых коротких, действие Конституции 1946 г. продолжалось всего 12 лет.  
 
Причинами падения Четвертой республики были, как уже подчеркивалось выше: недостаточная проработка самого механизма функционирования норм основного закона, периодические отступления от них на практике, следствием чего явились частая смена правительств, постоянно сотрясавшие страну правительственные кризисы и, в конечном счете, утрата веры французов в реформы. Четвертая республика несла в себе пороки Третьей.  
 
Новая, сформированная под де Голля Конституция отличалась, прежде всего, усилением роли исполнительной власти, более четким механизмом разделения властей, системой контроля за конституционностью законов12. Практически в таком же виде она существует и по сей день.  
 
Политический режим, установленный конституцией 1958 г., можно определить как республику, сочетающую парламентскую и президентскую форму правлений, с преобладанием полномочий президента. Эта политическая система Пятой республики действует и на сегодняшний день. Создав Пятую республику, де Голль коренным образом изменил характер государственной власти во Франции. То, что он сделал, было связано с объективным процессом изменения современного мира. Режим Пятой республики сохраняется до сих пор, хотя после де Голля сменилось уже несколько президентов (Помпиду, Жискар д'Эстен, Миттеран, Ширак). Успехи Франции во всех сферах жизни показывают, что созданная де Голлем система жизнеспособна и отвечает интересам Франции. 
Литература 
1. Чудаков, М.Ф. Государственное право зарубежных стран: курс лекций. Часть 1 / М.Ф. Чудаков. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 331 с. 
 
2. Чудаков, М.Ф. Государственное право зарубежных стран: курс лекций. Часть 2 / М.Ф. Чудаков. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 335 с. 
 
3. Тагунов Д.Е. Всеобщая история государства и права: Учебное пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003 - 326 с 
 
  4. Тагунов Д.Е., Клюева Н.Г. История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время): Учебно-методическое пособие. -Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 75 с.


Информация о работе Становление Четвертой республики. Конституция 1946 года