Становление и развитие советской милиции (1917-1941 г.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:33, реферат

Краткое описание

Начало становления советской милиции уходят в Февральскую революцию в России. После свержения самодержавия была ликвидирована царская полиция. Юридическим закреплением процесса ликвидации стали постановления временного правительства от 06.03.1917 г. "О ликвидации корпуса жандармов" , и от 10.03.17 г. "Oб упразднении Департамента полиции". Полиция была заменена «народной милицией». Правовой основой организации и деятельности милиции определялась в постановлениях Временного Правительства «Об утверждении милиции» и «Временном положении о милиции», изданные 17 апреля 1917 года.

Содержание

Введение 2
Создание органов милиции Советского государства (октябрь 1917—1918) 4
Органы милиции в период интервенции и гражданской войны (1918—1920) 8
Советские органы милиции в годы новой экономической политики (1921—1929) 13
Заключение 25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ИОВД Кузнецов.docx

— 68.98 Кб (Скачать файл)

К работе комиссий по пересмотру личного состава и оздоровлению кадров милиции подключились многие государственные органы, общественные организации. Центральный Комитет партии, ВЦСПС, Наркомат труда, Штаб рабоче-крестьянской Красной Армии направили в свои местные органы циркуляры с указанием оказывать самое широкое и активное содействие комиссиям по пересмотру и доукомплектованию личного состава милиции. Были приняты меры к тому, чтобы комиссии работали не келейно, а их деятельность протекала при активном участии трудящихся, в обстановке гласности. Комиссии по пересмотру личного состава, сами органы милиции обращались с воззваниями к рабочим и крестьянам с просьбой оказывать помощь в объективной оценке работников. В подавляющем большинстве случаев комиссии после изучения личных дел и материалов оперативно-служебной деятельности сотрудников организовывали обсуждение личности каждого работника милиции в цехах фабрик и заводов, клубах, на сельских сходах. О подобных открытых заседаниях комиссий сообщалось в печати. Типичными публикациями в газетах были сообщения примерно такого содержания. Тогда‐то и там‐то состоялось открытое заседание комиссии по чистке милиции. Рабочие привели убедительные факты пьянства и неэтичного поведения таких‐то сотрудников и потребовали их увольнения как несоответствующих своему назначению. Часто трудящиеся высказывали мнение о необходимости повышения в должности работников милиции. На открытом заседании комиссии на табачной фабрике города Харькова рабочие и жители района отмечали добросовестное исполнение своих обязанностей милиционером Смирновым и ходатайствовали о повышении его в должности. Решение комиссии о назначении Смирнова участковым надзирателем рабочими было встречено одобрительно. В результате чистки личный состав милиции был обновлен почти на четверть. 28 сентября 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение о службе рабоче‐крестьянской милиции»9. Закрепляя основные права и обязанности работников милиции, Положение подчеркивало, что в осуществлении задач «по охране революционного порядка и народного достояния и борьбе с посягательствами на него работники милиции обязаны прилагать все усилия к возможно лучшему их выполнению, не останавливаясь перед возникающими для них тягостями и опасностью для здоровья и жизни». В 1922 г. Президиум ВЦИК распространил право награждения орденом Красного Знамени на работников милиции, проявивших храбрость и мужество в борьбе с бандитизмом и антисоветскими мятежами. С первых дней существования милиции как штатного государственного органа были заложены основы для содействия ей в охране общественного порядка со стороны трудящихся. Организационные формы участия трудящихся в этом деле были весьма разнообразны. Так, в годы восстановления народного хозяйства своеобразной формой участия трудящихся в укреплении революционного порядка являлись части особого назначения (ЧОН). вооруженные формирования, основу которых составляли коммунисты. Создание ЧОНов обусловливалось сложностью политической обстановки в стране и необходимостью иметь постоянное ядро надежных, преданных советской власти граждан — рабочих и служащих фабрик, заводов, учреждений. Эти части предполагалось вооружить. Их члены состояли на учете и периодически призывались для прохождения учебных сборов, а также в тех случаях, когда требовали обстоятельства, для участия в боевых операциях по борьбе с контрреволюцией и преступностью. Части особого назначения охраняли важные государственные, хозяйственные и военные объекты, сопровождали продовольственные грузы, несли службу по охране порядка в городах и селах. Одной из важных форм участия трудящихся в охране общественного порядка был институт сельских исполнителей. ВЦИК и СНК РСФСР 27 марта 1924 г. приняли декрет «О сельских исполнителях», который устанавливал широкий круг их обязанностей по охране общественного порядка, личной и имущественной безопасности граждан. Эти лица назначались сельскими Советами в порядке очереди (из числа постоянных жителей сел) на срок до двух месяцев, в количестве, определяемом исполкомом Совета, но не более одного исполнителя на двадцать пять хозяйств. Сельские исполнители подчинялись непосредственно председателю сельского Совета и могли принимать участие в его заседаниях с правом совещательного голоса. Привлекать сельских исполнителей к выполнению возложенных на милицию обязанностей разрешалось только с согласия сельского Совета. Лишь в неотложных случаях органы милиции могли делать это самостоятельно, но обязательно с последующим уведомлением Совета. Деятельность сельских исполнителей сыграла большую роль в повышении политической активности крестьянства, способствовала укреплению порядка на селе. После окончания гражданской войны наибольшую опасность представлял бандитизм. Милиция принимала активное участие в его ликвидации. Так, Реввоенсовет Западного фронта 9 июля 1921 г. сообщал Совету труда и обороны и НКВД РСФСР о том, что к борьбе с бандитизмом привлечено 17 836 работников милиции. По указанию СТО от 28 ноября 1921 г10. для ликвидации бандитизма в Тамбовскую, Саратовскую, Воронежскую и другие губернии было направлено 8 500 сотрудников милиции. Активное участие в борьбе с бандитизмом принимала милиция Украины, Белоруссии, Сибири, Туркестана, Северного Кавказа, Поволжья, Кубани, Дона и других регионов. Только за 1921 и первое полугодие 1922 г. отряды милиции 3 096 раз вступали в вооруженные схватки с банд формированиями. Было задержано 4 тыс. контрреволюционеров и около 16 тыс. бандитов. В боях с бандами милиция Российской Федерации потеряла за полтора года 1 340 сотрудников. Довольно распространенным видом правонарушений в 20‐е годы было хулиганство, которому во многом способствовали пьянство и самогоноварение. Хулиганство нередко принимало дерзкие формы, сопровождалось поножовщиной, массовыми драками. Для эффективной борьбы с ним усилий одной лишь милиции было недостаточно. В сентябре 1926 г. НКВД РСФСР провел специальное совещание, признавшее необходимым «призвать профсоюзные и другие общественные организации к активному содействию в деле борьбы с хулиганством, поставить перед городскими Советами вопрос об образовании на предприятиях комиссий общественного порядка, нацелить на эту борьбу сельских исполнителей, дворников, сторожей, предоставить должностным лицам милиции право привлекать граждан к содействию по задержанию сопротивляющихся хулиганов и пьяных». С пьянством органы милиции вели самую решительную борьбу. Приведем несколько примеров из деятельности столичной милиции, о которых сообщалось в газете «Рабочая Москва». Только за период с 1 ноября по 15 декабря 1922 г. Московской милицией «произведено в целях искоренения самогонки 5 807 обысков, из них более 3 тысяч с результатом (найден самогон и самогонные аппараты). За это время обнаружен целый ряд самогонных трестов» (18 января 1923 г.). В ночь на 15 января 1923 г. оперативная группа проверила рестораны «Саратов» и «Ливорно». «При их появлении официанты начали прятать бутылки из‐под самогонки, а сидевшие посетители кабинетов выбрасывали бутылки из форточек во двор.

 В 1928 г. была введена карточная система на продукты и некоторые товары массового потребления. Это создало благодатную почву для различного рода злоупотреблений должностных лиц и для развития спекуляции. 22 августа 1932 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О борьбе со спекуляцией». Этот нормативный акт предусматривал минимальное наказание за данное преступление в виде лишения свободы на пять лет и конфискации имущества. Сельские и городские органы милиции обязывались, часто в ущерб другим обязанностям, проводить в жизнь названные постановления. В сферу деятельности милиции входил широкий круг обязанностей по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. К началу 1921 г. в стране насчитывалось 5,5 млн беспризорников. ВЦИК 27 января 1921 г. образовал Особую полномочную комиссию по улучшению жизни детей и организации борьбы с детской беспризорностью. Председатель комиссии Ф.Э. Дзержинский в марте 1923 г. обратился ко всем трудящимся страны с призывом «Все на помощь детям!».

 Хотя в 20‐е годы беспризорность из года в год сокращалась, материальные условия жизни страны не давали возможности направлять в эту сферу нужные ресурсы, а административными мерами многого достичь было невозможно. Важным условием повышения эффективности деятельности советской милиции по укреплению общественного порядка являлось развитие патрульной и постовой службы. В 20‐х годах милицейские посты и патрули были организованы во всех республиканских, краевых и областных центрах, а также в сравнительно крупных городах. Опыт москвичей был воспринят крупными городами страны. Однако этого оказалось недостаточно. Для улучшения данной работы вскоре были учреждены инспекции по регулированию уличного движения. В крупных центрах страны образовывались специальные подразделения. Так, в Москве при Управлении милиции города был создан отдельный отряд, в Харькове — команда, в Баку и Тбилиси — дивизионы регулирования уличного движения (РУД). В 1931 г. состоялось Всесоюзное совещание по вопросам обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов. Оно рекомендовало при всех управлениях милиции союзных и автономных республик, краев и областей создать отделы или отделения регулирования уличного движения (ОРУД).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы милиции  Советского государства в период коренной ломки общественных отношений (1930—1941)

 

 После упразднения в декабре 1930 г. НКВД РСФСР руководство милицией и уголовным розыском было возложено на создаваемые при СНК союзных и автономных республик управления милицией и уголовного розыска. 31 декабря 1930 г. ВЦИК и СНК приняли постановление «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Наркомвнудела РСФСР и наркомвнуделов автономных республик», которым на созданное при СНК РСФСР Главное управление милиции и уголовного розыска было возложено руководство и управление органами милиции и уголовного розыска, осуществление охраны общественного порядка и безопасности и осуществление охраны личной безопасности граждан, их прав и имущества, осуществление охраны государственного и общественного имущества и специальной охраны имущества учреждений и предприятий, имеющих государственное значение, а также борьба с преступностью и производство расследований преступлений в пределах, указанных УПК РСФСР, руководство приведением в исполнение судебных приговоров, организация ссылки без принудительных работ, учет высылаемых и ссылаемых, оказание содействия государственным органам в проведении установленных законом повинностей и подготовка кадров милиции и уголовного розыска. Согласно этому постановлению, местные административные отделы (управления) реорганизовывались в управления милиции и уголовного розыска, действовавшие на правах отделов исполкомов соответствующих Советов. Одновременно с постановлением от 15 декабря 1930 г. о ликвидации НКВД союзных и автономных республик ЦИК и СНК СССР приняли секретное постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска». На основании этого постановления ОГПУ СССР и его местные органы получили право не только назначения, перемещения и увольнения руководящих работников органов уголовного розыска и милиции, их инспектирования и контроля, но и использования в своих целях гласного состава и негласной сети милиции и угрозыска, их возможностей в области дактилоскопии и фотографии. В конце 1931 г. подобные взаимоотношения милиции и органов ОГПУ были «легализованы» путем создания в составе ОГПУ СССР Главной инспекции по милиции и уголовному розыску. Произошло то, к чему ОГПУ стремилось еще в 20‐е годы и что отвергалось как не соответствующее Конституции. Столь существенные изменения в системе органов милиции позволили подвести под строительство милиции в масштабе всей страны единую правовую базу. 25 мая 1931 г. СНК СССР утвердил первое общесоюзное «Положение о рабоче‐крестьянской милиции» (действовало до 1962 г.), устанавливавшее, что центральными органами являлись главные управления милиции союзных республик, созданные при совнаркомах, а местными — районные, городские, краевые и областные управления милиции, а также управления милиции автономных республик. Положение обобщило опыт формирования советской милиции с момента ее создания. Главная задача рабоче‐ крестьянской милиции, согласно Положению, состояла в том, чтобы «охранять революционный порядок и общественную безопасность». «Рабоче‐крестьянская милиция, — говорилось в Положении, — наблюдает за проведением в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих революционный порядок и общественную безопасность, ведет борьбу с преступностью и расследует дела о преступлениях, охраняет государственное и общественное имущество, а также личную безопасность граждан и их имущество».

 23 июля 1935 г. СНК СССР постановил, что «в целях решительной борьбы с аварийностью, неправильным использованием и хищническим отношением к автотранспорту» в системе Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта образуется Государственная автомобильная инспекция.

В 1941 г. ГУРКМ включало в себя отдел уголовного розыска, отдел БХСС, отдел наружной службы, политический отдел, отдел ГАИ, отдел железнодорожной милиции, паспортный стол, отдел местной противовоздушной обороны, научно‐ технический отдел, отдел по борьбе с бандитизмом (создан в апреле 1941 г.). 30 сентября 1941 г. он стал самостоятельным отделом НКВД СССР, а 3 декабря 1944 г. на его базе создано Главное управление. В связи с тем, что одновременно с коллективизацией сельского хозяйства был объявлен курс на «ликвидацию кулачества как класса», это также повлекло новые изменения в организации и деятельности органов милиции. Все крестьяне‐кулаки разделялись при этом на три категории и в зависимости от того, к какой из них они были отнесены, выселялись либо в отдаленные регионы страны, либо в пределах области (края). В надежде избежать высылки многие крестьяне перебирались в города. 27 декабря 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов»11. Официальная цель введения паспортной системы в стране состояла в том, чтобы лучше организовать учет населения в городах, рабочих поселках и на новостройках, очистить их от лиц, не занятых общественно полезным трудом, ведущих антиобщественный образ жизни.

Борьба органов внутренних дел в преступностью в предвоенные годы характеризовалась целым рядом показателей, определявшихся в основном упомянутыми переменами в их организации и деятельности. О масштабах мер внесудебных репрессий, применявшихся в административном порядке, свидетельствуют следующие цифры (без данных по Таджикской и Туркменской союзным республикам, Курской области и Кировскому краю): к 1 ноября 1935 г. по Союзу ССР изъято «социально‐вредного элемента» 265 720 человек, из них рассмотрено тройками УНКВД — 84 903, заключено в ИТЛ — 65 274 человек. Приняты другие меры социальной защиты к 64 483, передано в суды НКЮ и другие органы — 97 920, освобождено 13 630 человек. Подобные репрессивные меры позволили достичь снижения уровня преступности. 17 марта 1936 г. НКВД СССР издал специальный приказ по итогам работы за 1935 г., в котором говорилось, что по сравнению с 1934 г. в СССР число вооруженных грабежей снизилось на 45%, невооруженных грабежей — на 46, квалифицированных краж — на 32, конокрадства — на 66%, что объяснялось качественным улучшением оперативной работы милиции. Однако уже в 1938 г. наметились отрицательные тенденции в структуре и динамике преступности.

 Громоздкость оперативно‐следственных аппаратов отдела уголовного розыска и его функциональная система привели к тому, что четыре оперативных отделения ОУР занимались лишь узкими, специфическими отраслями борьбы с преступностью, изучение же условий возникновения преступности и организация взаимодействия отделений осуществлялись плохо. В целях улучшения оперативно‐следственной работы на основании приказа НКВД СССР от 10 мая 1939 г. предлагалось организовать работу отделений угрозыска по принципу территориального обслуживания. В каждом отделении для ведения следствия назначались наиболее квалифицированные работники. В сложные предвоенные годы одной из ответственных задач органов милиции являлось содействие укреплению обороноспособности страны. На IV внеочередной сессии Верховного Совета СССР 1 сентября 1939 г. был принят закон «О всеобщей воинской обязанности»12, который потребовал организационной перестройки Вооруженных сил страны и комплектования их по единому кадровому принципу. В этой связи большое значение имело улучшение учета военнообязанных и призывников. В соответствии с новым законом данная работа возлагалась на органы милиции. Для ее выполнения во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно‐учетные столы, с помощью которых с момента создания 1 сентября 1939 и до 1 января 1940 г. были выявлены не снявшиеся с военного учета убывшие в другие местности 133 567 человек военнообязанных. К марту на воинский учет ими было взято почти 9,3 млн человек.

Заключение

Таким образом, на основании вышеизложенного  сделаем краткие выводы.

После свержения самодержавия царская  полиция была ликвидирована. Правовой основой организации и деятельности милиции определялась в постановлениях Временного Правительства «Об утверждении  милиции» и «Временном положении  о милиции», изданные 17 апреля 1917 года.

25 октября (8 ноября) 1917 года после  вооруженного восстания в Петрограде  государственная власть переходит  к Всероссийскому Съезду Советов  рабочих и солдатских депутатов,  исполнительным органом которого  является ВЦИК. На основании декрета  2-го Всероссийского съезда Советов  при ВЦИК создается Совет Народных  Комиссаров (СНК), объединивший и  возглавивший 13 комиссариатов, который  принимает постановление «О рабочей  милиции». На основе структуры  дореволюционного Министерства  начали формироваться штаты центрального  аппарата НКВД.

Рабочая милиция в течение первых месяцев Советской власти выступала  и как вооруженная сила, выполнявшая  военные функции, и как инструмент охраны общественного порядка. Однако вооруженные формирования трудящихся, построенные не на профессиональной основе, не могли в должной мере ни выполнять возложенные на них  функции, поэтому со всей очевидностью встал вопрос о необходимости создания регулярной постоянной армии, штатных государственных органов охраны общественного порядка, построенных на профессиональных началах.

Центральным органом рабоче-крестьянской милиции первоначально было Управление милиции, входящее как подотдел в  состав Отдела местного управления НКВД РСФСР. Однако масштабы и значение работы центрального органа требовали превращения его в самостоятельное звено Наркомата внутренних дел. Поэтому в октябре 1918 года управление было реорганизовано в Главное управление милиции, которое осуществляло общее руководство деятельностью советской милиции.

Список используемой литературы

  • Полиция и милиция России: страницы истории. М.,1995
  • Советская милиция: история и современность 1917-87 гг. М.,87
  • Гонюхов С.О. МВД России. 200 лет на страже закона и правопорядка / С.О. Гонюхов., В.И.Горобцов. - М., 2000.
  • Мулукаев Р.С. История органов внутренних дел: учебник для вузов Р.С. Мулукаев, А.Я. Малыгин, А.Е.Епифанов. – М., 2005.
  • Полиция и милиция России: страницы истории. - М., 1995.
  • Советская милиция: история и современность 1917-87 гг. - М., 1987.
  • Черников В.В. Организационная деятельность НКВД РСФСР по руководству органами милиции (октябрь 1917 – декабрь 1930 гг.) / В.В. Черников. – М, 1979.
  • Мулукаев Р.С. Развитие системы органов внутренних дел РФ.- М., 1995.
  • Мулукаев Р.С. Организационно-правовые основы становления советской милиции. — М., 1975.
  • Мулукаев Р. С. К вопросу о реформах в истории Министерства внутренних дел России
  • Библиотека нормативно-правовых актов СССР-http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2671.htm

1 http://76.mvd.ru/gumvd/history/5

2 http://www.prlib.ru/history/Pages/Item.aspx?itemid=325

3 История отечественных органов  внутренних днл, под редакцией доктора юридических наук профессора Р. С. Мулукаева с. 139.

4 Красная гвардия — добровольные вооружённые отряды, создававшиеся рабочими, крестьянами и казаками во время революции 1917 года в России, основная форма вооружённых организаций большевиков во время подготовки и осуществления Октябрьской революции и первых месяцев Гражданской войны.

5 Ю.Н. Москвитин (Барнаульский юридический институт МВД РФ) с.250

6 Из истории строительства рабоче-крестьянской милиции в советских республиках, 1918 - 1924 гг. 
Мулукаев, Р. С

7 Мулукаев Р. С. К вопросу о реформах в истории Министерства внутренних дел России

8 История кадровой cлужбы. Часть IV

Информация о работе Становление и развитие советской милиции (1917-1941 г.)