Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:58, контрольная работа
Конституционный Суд РФ является федеральным органом государственной власти, причем конституционным органом, стоящим в одном ряду с другими высшими конституционными органами государства. Обеспечивая верховенство Конституции - акта, принятого всенародным голосованием, Конституционный Суд РФ является выразителем и носителем власти народа.
Цель данной контрольной работы: изучить судебный орган конституционного контроля – Конституционный Суд Российской Федерации.
Что касается безупречной репутации кандидата на должность судьи КС РФ, то минимальный уровень соответствующей безупречности в отношении любого судьи в нашей стране определяется положениями подп. 2 п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей, согласно которому судьей может быть только гражданин, не имеющий или не имевший судимости, либо гражданин, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям. Представляется, однако, что применительно к кандидату на должность судьи КС РФ минимальные требования в данной сфере ни в коем случае не могут быть признаны исчерпывающими. С учетом того что безупречность репутации представляет собой по преимуществу императив морально-этического характера, думается, было бы правильным заключить, что кандидат на должность судьи КС РФ уже в процессе своего назначения должен оцениваться в том числе и с точки зрения соответствия основным, базовым требованиям "профильного" для всего отечественного судейского сообщества Кодекса судейской этики <7>, утвержденного 2 декабря 2004 г. VI Всероссийским съездом судей.Указанные требования определены прежде всего ст. 3 Кодекса и включают в себя обязанность в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации осуществляющего ее лица и поставить под сомнение его объективность и независимость в процессе осуществления правосудия. Именно такого рода качества должны составлять морально-нравственный фундамент безупречной репутации лица, предназначаемого к участию в осуществлении конституционного правосудия.<3>
Помимо шести рассмотренных выше требований, федеральное законодательство о статусе судей предъявляет к кандидатам на должность судьи КС РФ ряд общих для всех российских судей требований, касающихся духовного, душевного и физического здоровья. В силу указанных требований согласно п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей кандидатом на должность судьи КС РФ может быть лишь гражданин РФ, не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, а также не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.<3>
В ст. 11 Закона установлен перечень занятий и действий, несовместимых с должностью судьи. Судья не может быть депутатом в представительных органах, занимать государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах.
В целях деполитизации судебной деятельности Закон запрещает судье принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений.
Судья не может входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в суде, а также который изучается или принят к рассмотрению судом, до принятия решения по этому вопросу.<5,с.254-255)
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи. Статья 12 Закона (в ред. Федерального конституционного закона от 05.04.2005 N 2-ФКЗ)
На Председателя
Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.(ч.1 ст.13 Закона)
В соответствии со ст. 17 Закона полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены по решению Конституционного суда в случаях, если:
1) в отношении
судьи возбуждено уголовное
(п. 1 в ред.
Федерального конституционного
2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду:
1) нарушения
порядка его назначения на
должность судьи
2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
(п. 2 в ред.
Федерального конституционного
3) личного
письменного заявления судьи
об отставке до достижения
им предельного возраста
(п. 3 в ред.
Федерального конституционного
4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;
5) вынесенного
в отношении судьи
6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
8) неучастия
судьи в заседаниях
9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
12) смерти судьи. (ч.1 статьи 18 Закона)
Право судьи на отставку, которая регламентируется статьей 19 Закона, - почетный уход или почетное удаление судьи с должности. При этом каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста, и за лицом, пребывающем в отставке, сохраняются: звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.<3>
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Конституционный суд, относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, обладает широкими полномочиями, реализация которых призвана обеспечивать в стране режим конституционной законности, от уровня которой зависит действенность защиты граждан, государства и общества в целом.
Литература
1.Комментарий к Конституции Российской Федерации"постатейный,2-е издание, пересмотренное,под ред. В.Д. Зорькина" Норма", "Инфра-М", 2011
2.Федеральный конституционный закон РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации". М., 1994.
3."Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации",постатейный, под ред. Г.А. Гаджиева, "Норма", "Инфра-М", 2012
4. Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 1997, № 1, ст.1.
5.Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. М., 1997.
6. Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под редакцией О. Е. Кутафина. М., 1996.
7. Российская юстиция. 2005. N 1 - 2.
ЗАДАЧА:
Гражданин Петров в день выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ заявил в участковую избирательную комиссию о своем не включении в список избирателей избирательного участка, на территории которого он проживает. Участковая избирательная комиссия отказалась включить гражданина Петрова в избирательный список, мотивировав свое решение тем, что Внесение избирателей в список в день выборов запрещено законом.
Дайте правовую оценку действий участковой избирательной комиссии.
Опишите порядок составления списка избирателей. Каков порядок включения граждан в списки избирателей и их ознакомление со списками избирателей?
В соответствии с Федеральный законом от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. ( ч.1 ст.15 )
Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают, руководителем образовательного учреждения с очной формой обучения, за которым закреплены на праве оперативного управления или в чьем самостоятельном распоряжении находятся общежития.(ч.2 ст.15)
При выявлении
территориальной избирательной
комиссией (территориальными
Части 4-6 ст. 15 регламентируют деятельность УИК по составлению списков избирателей на избирательных участках, образованных:
в труднодоступной или отдаленной местности;
на территории воинской части;
на судне, которое в день голосования будет находиться в плавании;
на полярной станции;
в месте временного пребывания избирателей (больнице, санатории, доме отдыха, месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, на вокзалах, в аэропортах и других местах временного пребывания);
в месте, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Список избирателей составляется УИК не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а на судне, которое в день голосования будет находиться в плавании, на полярной станции, в месте временного пребывания избирателей, в месте, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, – не позднее чем в день, предшествующий дню голосования.
Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией по обращениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации либо находящихся в длительных заграничных командировках по их письменному заявлению, поданному не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в соответствующую участковую избирательную комиссию, либо устное обращение в день голосования. (ч.7ст.15,ч.4ст16 )
Сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами, указанными в частях 2, 4 - 6 настоящей статьи, и представляются ими в территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, - в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после их сформирования. Сбор, уточнение и представление сведений об избирателях осуществляются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.(ч.8 ст.15)
(часть восьмая в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
Участковая избирательная комиссия после получения или составления списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан в соответствии со статьями 16 и 17 настоящего Федерального закона, соответствующих документов органов местного самоуправления, территориальных органов исполнительной власти города федерального значения, их должностных лиц, органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, сообщений вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. (ч.14ст.15)