Субъекты избирательного прцесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:44, контрольная работа

Краткое описание

Главным субъектом избирательного права и процесса является гражданин. От активности и волеизъявления избирателей напрямую зависят результаты выборов, в конечном счете – эффективность деятельности органов публичной власти и ее должностных лиц. Избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Содержание

Субъекты избирательного процесса……………………………..3
Стадии избирательного процесса………………………………..4
Порядок разработки, принятия и изменения Конституции РФ…………………………………………………..5
Конституционный референдум…………………………………..8
Задача………………………………………………………………9

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная КПРФ.docx

— 32.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Субъекты избирательного процесса……………………………..3

Стадии избирательного процесса………………………………..4

Порядок разработки, принятия и изменения                       Конституции РФ…………………………………………………..5

Конституционный референдум…………………………………..8

Задача………………………………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1вопрос. Субъекты избирательного процесса

 

Главным субъектом избирательного права  и процесса является гражданин. От активности и волеизъявления избирателей  напрямую зависят результаты выборов, в конечном счете – эффективность  деятельности органов публичной  власти и ее должностных лиц. Избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления1. Активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.2 Избирателями  в Российской Федерации признаются не только российские граждане, но и в определенных законодательством случаях иностранные граждане. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими  им законами иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.3

Круг  субъектов избирательно-правовых отношений  различается определенной спецификой. Субъектами избирательно-правовых отношений  могут выступать:

1) Граждане Российской  Федерации. 

2) Субъектами избирательного  права являются также иностранные  граждане.

3) Органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

4) Избирательные комиссии.

5) Общественные объединения.

6) Средства массовой информации.

        В научной литературе отсутствует единое мнение относительно состава стадий избирательного процесса и их наименования.

Наиболее распространена следующая классификация:

  • назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов;

 

  • образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей;

 

  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

 

  • информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации;

 

  • голосование;

 

  • определение итогов голосования;
  • официальное опубликование.

 Наряду с основными  (обязательными) стадиями необходимо  различать факультативные стадии  избирательного процесса. Для факультативных  стадий характерно то, что они  могут претендовать на реальное  автономное существование только  в том случае, если прямо предусмотрены  законодательством о выборах  и лишь при наступлении упомянутых  в нем обстоятельств. Исходя из этого, факультативной стадией избирательного процесса является стадия повторного голосования.

 

 

 

 

 

 

2 вопрос.

Порядок разработки, принятия и изменения Конституции  РФ.

    

 Порядок принятия Конституции РФ определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» от 15 октября 1993 г. В соответствии с этим Указом процедура принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ.

 Положение о всенародном голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее существенные отношения, связанные с его проведением. Причем эта совокупность складывалась из двух четко выраженных групп правовых норм. Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования, на основе которых оно осуществлялось.

     Принципы устанавливали: как и каким путем должно проводиться это голосование, кому принадлежит право участия в нем и кто не может быть субъектом голосования. Вторая группа охватывала нормы права, которые наполняли указанные принципы конкретным содержанием, устанавливала порядок проведения всенародного голосования.

     В соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ его проведение включало в себя:

 

  • возложение функции по организации и проведению всенародного голосования на соответствующие избирательные комиссии;
  • наделение избирательных участков полномочиями по проведению всенародного голосования;
  • определение порядка и сроков проведения агитации;
  • установление образца бюллетеня для всенародного голосования и определения его результатов.

    Систему избирательных комиссий, на которых были возложены функции проведения всенародного голосования, возглавляла Центральная избирательная комиссия, состоявшая из председателя и 20 ее членов.

 

 

 

Центральная избирательная  комиссия была призвана:

  • давать разъяснения о порядке применения Положения о всенародном голосовании по проекту новой Конституции;
  • рассматривать заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимать по ним решения;
  • в случаях, предусмотренных Положением о всенародном голосовании, издавать инструкции и иные акты по вопросам организации всенародного голосования;
  • осуществлять контроль за законностью проведения всенародного голосования;
  • распределять выделенные из бюджета Российской Федерации на финансирование всенародного голосования средства и контролировать их целевое использование;
  • рассматривать вопросы материально-технического обеспечения, подготовки и проведения всенародного голосования;
  • устанавливать результаты всенародного голосования в целом по России и публиковать их в печати.

     Участковые избирательные комиссии осуществляли непосредственное руководство голосованием. Определяли его результаты по участку и сообщали сведения в окружную избирательную комиссию.

    По итогам всенародного голосования участковые избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывалось общее число избирателей, число неиспользованных бюллетеней, их количество, выданное в день голосования, число действительных голосов. Центральная избирательная комиссия производила подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования на всей территории Российской Федерации, и после этого сведения должны были публиковаться в официальном органе.

    Конституция 1993 г. применяет новую терминологию – вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки» к ней.

   Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительства РФ, законодательные органы субъектов Федерации, а также группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

 

    Круг субъектов, наделенных указанным правомочием, уже того, который в ст.104 Конституции определен в качестве субъектов законодательной инициативы. Это вполне правомерное ограничение вытекает из различий конституционного и текущего законодательства. В Конституции предусмотрены три различных режима внесения новых положений в ее текст: пересмотр, поправки и изменения в ст.65.4

    Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст.135 Конституции. Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции.

    В случае согласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает его 2/3 голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционный референдум.

 

Референдумом называется всенародное голосование по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.5 А значит, что Конституционный референдум – это референдум, касающийся вопросов изменения, внесения поправок в Конституцию РФ. Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами.

    Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.  

Задача.

Расставьте основные стадии процедуры пересмотра конституции  РФ в правильном порядке.

Стадии пересмотра:

  1. Внесение субъектом конституционного права предложения о пересмотре положений Конституции, подготовка проекта закона о поправке к Конституции.
  2. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции.
  3. Направление проекта закона о поправке к Конституции в течении 5 дней со дня одобрения Государственной Думой в Совет Федерации.
  4. Рассмотрение проекта закона о поправке к Конституции Советом Федерации.
  5. Созыв Конституционного Собрания.
  6. Подтверждение Конституционным собранием неизменности или разработки проекта новой Конституции.
  7. Принятие Конституционным собранием проекта новой Конституции РФ или вынесение его на всенародное голосование.

 Рассмотрение Государственной  Думой проекта закона Российской  Федерации о поправке к Конституции  Российской Федерации осуществляется  в трех чтениях.

  Проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

 Закон Российской Федерации  о поправке к Конституции Российской  Федерации считается принятым, если  за его одобрение проголосовало  не менее трех четвертей от  общего числа членов Совета  Федерации.

3. В случае отклонения  Советом Федерации закона Российской  Федерации о поправке к Конституции  Российской Федерации Совет Федерации  вправе внести в Государственную  Думу предложение о создании  согласительной комиссии.

 

Опубликование для всеобщего  сведения закона Российской Федерации  о поправке к Конституции Российской Федерации6

 Председатель Совета  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации не позднее  пяти дней со дня принятия  закона Российской Федерации  о поправке к Конституции Российской  Федерации опубликовывает для  всеобщего сведения уведомление,  включающее текст закона Российской  Федерации о поправке к Конституции  Российской Федерации с указанием  дат его одобрения Государственной  Думой и Советом Федерации. 

Направление закона Российской Федерации о поправке к Конституции  Российской Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации

 Закон Российской Федерации  о поправке к Конституции Российской  Федерации не позднее пяти  дней со дня его принятия  направляется Председателем Совета  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации в законодательные  (представительные) органы субъектов  Российской Федерации для рассмотрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Конституция РФ от 1993г. Российская газета. 25.12.1993г. ( с изменениями по состоянию на 30.12.2008г.).

 

       2. Федеральный Конституционный закон « о референдуме в РФ» Российская газета, 30.06.  2004г.

 

       3. ФЗ « О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 04.03.1998г. № 33-ФЗ. СЗ РФ 1998г.

Информация о работе Субъекты избирательного прцесса