Хозяйственные товарищества
и общества также можно классифицировать
по тому, что более важно для их участников:
объединение их личных усилий для достижения
предпринимательских целей (товарищества,
личное участие) или объединение капиталов
(общества, имущественное участие).
Также может выступать в качестве
критерия классификации уже упомянутый
ранее порядок образования юридических
лиц: образуемые в разрешительном или
нормативно- явочном порядке.
По составу учредительных документов
разграничиваются договорные юридические
лица - хозяйственные товарищества, договорно-уставные
- общества с ограниченной или дополнительной
ответственностью, ассоциации и союзы,
а также уставные юридические лица.
И, наконец, еще одним критерием
классификации юридических лиц, традиционным
для доктрины пандектного права (скажем,
в Германии), но практически не используемым
в нашей стране, является различие корпораций
или союзов, характеризующимися наличием
членства, общей для многих участников
цели, независимостью своего существования
от смены участников, и учреждений. Учреждения,
в противоположность корпорациям (союзам),
обычно создаются одним учредителем, который
сам определяет и цели юридического лица,
и состав имущества, необходимый для их
достижения. Смысл такой классификации
заключается в том, что в данном случае
налицо различие интересов, в первом случае
это коллективные интересы, во втором
- личные. Все юридические лица можно разделить
на четыре большие категории: хозяйственные
товарищества и общества, производственные
кооперативы, государственные и муниципальные
предприятия и, наконец, некоммерческие
организации. Также можно упомянуть и
филиалы и представительства юридических
лиц.
2.5 Государство
и государственные (муниципальные)
образования как субъекты права.
Имея в виду большой объем материала,
имеющегося по рассматриваемой мной теме,
позволю себе вкратце остановиться на
таком субъекте правоотношений, как государство
и государственные (муниципальные) образования.
Государство, как и другие субъекты
права, может участвовать в правовых отношениях.
Однако правоспособность государства
обладает рядом особенностей, связанных
с тем, что оно является также и главным
субъектом публичного права, носителем
власти.
Государство осуществляет власть
и обладает суверенитетом. Суверенитет
государства выделяет его на фоне остальных
субъектов права. Вот некоторые (основные)
из свойств государства, превращающих
его в особый субъект правоотношений:
Государство само принимает
законы, которыми должны руководствоваться
все остальные субъекты права;
Государство может принимать
административные акты, из которых возникают
правовые отношения независимо от воли
другой стороны;
Государство сохраняет властные
функции даже тогда, когда оно вступает
в построенные на началах равенства правовые
отношения;
Государство пользуется иммунитетом.
Перечисленные свойства выражают
далеко не все особенности государства
как участника правовых отношений, но
даже то, что названо, позволяет говорить
об особом положении государства в праве.
Касаемо правоспособности государства
нельзя не отметить тот факт, что правоспособность
государства не может быть тождественна
правоспособности различных физических
и юридических лиц, в чем- то она шире, в
чем- то уже. Во многом объем правоспособности
государства определяется тем, что государство
участвует в гражданском обороте не в
своих частных интересах, а в целях наиболее
эффективного отправления публичной власти.
Поэтому государство, вступая в гражданский
оборот должно следовать своему предназначению,
и правоспособность государства можно
назвать целевой.
Так как государство участвует
в гражданском обороте не как нерасчлененное
целое, а как совокупность субъектов разного
уровня, все эти субъекты выступают самостоятельно,
как участники правовых отношений. В правовых
отношения участвуют три категории субъектов:
Российская Федерация; субъекты Российской
Федерации - республики, края, области,
города Федерального значения, автономная
область, автономные округа; муниципальные
образования.
Заключение
Поставленные во введении к
работе промежуточные задачи решены со
следующими результатами.
Субъекты права являются участниками
правоотношений, под которыми понимаются
люди и их объединения, выступающие в качестве
носителей предусмотренных законом прав
и обязанностей. Круг субъектов права
зависит, в конечном счете, от воли государства.
Под правоспособностью понимается признаваемая
государством общая (абстрактная) возможность
иметь предусмотренные законом права
и обязанности, способность быть их носителем.
Правоспособностью в равной
мере обладают все граждане без исключения,
она возникает в момент их рождения и прекращается
со смертью.
Под дееспособность понимается
не только возможность субъекта иметь
права и обязанности, но и способность
осуществлять их своими личными действиями,
отвечать за последствия, быть участником
правовых отношений. Дееспособность зависит
от возраста и психического состояния
лица, в то время как правоспособность
не зависит от указанных обстоятельств.
Дееспособность в полном объеме наступает
с момента совершеннолетия, то есть по
достижении 18- летнего возраста.
Граждане обладают правосубъектностью,
которая слагается из совокупности таких
качеств лиц, как правоспособность и дееспособность.
Первая - правоспособность -
означает способность иметь гражданские
права и нести обязанности, и признается
в равной степени за всеми гражданами
с момента рождения и до смерти (даже новорожденный
ребенок уже может обладать определенным
комплексом гражданских прав и обязанностей,
например, наследовать завещанное ему
имущество).
Правоспособности свойственны
абстрактность и неотчуждаемость, так
как содержание правоспособности граждан
раскрывается через весь комплекс прав
и обязанностей, которыми может обладать
гражданин в соответствии с гражданским
законодательством.
В отличие от правоспособности
дееспособность связана с совершением
гражданином волевых действий, что предполагает
достижение определенного уровня психической
зрелости, законом в качестве одного из
критериев дееспособности предусмотрен
возраст гражданина.
Субъектами права являются
также юридические лица - особые образования,
обладающие рядом специфических признаков,
образуемые и прекращающиеся в специальном
порядке, установленном законом.
Конструкция юридического лица
является основной правовой формой коллективного
участия лиц в гражданском обороте, что
является необходимым в связи с тем, что
жизнь современного общества невозможна
без объединения людей в группы, союзы
разных видов, без соединения их личных
усилий и капиталов для достижения тех
или иных целей.
В отличие от таких субъектов
правоотношений, как граждане, юридическое
лицо обладает не общей (или универсальной
- предполагающей возможность для субъекта
права иметь любые права и обязанности,
необходимые для осуществления любых
видов деятельности) правоспособностью,
а специальной, предполагающей наличие
у юридического лица лишь таких прав и
обязанностей, которые соответствуют
целям его деятельности и прямо зафиксированы
в его учредительных документах.
Государство, как и другие субъекты
права, может участвовать в правовых отношениях.
Однако правоспособность государства
обладает рядом особенностей, связанных
с тем, что оно является также и главным
субъектом публичного права, носителем
власти.
Государство осуществляет власть
и обладает суверенитетом.
Суверенитет государства выделяет
его на фоне остальных субъектов права.
Государство само принимает законы, которыми
должны руководствоваться все остальные
субъекты права; государство может принимать
административные акты, из которых возникают
правовые отношения независимо от воли
другой стороны; государство сохраняет
властные функции даже тогда, когда оно
вступает в построенные на началах равенства
правовые отношения; государство пользуется
иммунитетом.
Список используемой
литературы
1. Конституция Российской
Федерации. Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом
поправок от 30.12.2008 г. № 6- ФКЗ и
от 30.12.2008 г. № 7 - ФКЗ) // Российская газета.
- 21.01. 2009.- № 7(4831).
2. Гражданский Кодекс
Российской Федерации. Часть первая.
ФЗ- № 51 от 30.11.1994 г. (в редакции от
14.11.2011)// Собрание Законодательства
РФ. - 05.12.1994. - № 32.
3. Алексеев С.С. Государство
и право. - М: Юридическая литература,
2012 г.
4. Венгеров А.Б. Теория
государства и права. - М: Норма, 2010
г.
5. Гражданское право, под
ред. А. П. Фокова, Ю.Г. Попонова, И.Л. Черкашиной,
В.А Черкашана. - М: Кнорус, 2011 г.
6.Венгеров А.Б. Теория государства
и права: Учебник для юридических
вузов. - М., 1998
7. Вишневский А.Ф. Общая теория
государства и права. - Минск: Амалфея,
2004
8. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения
и ответственности: - Л.: Изд-во ЛГУ,
1983
9. Иванова З.Д. Законность - основа
правоотношений в деятельности
милиции. - М., 1987. С.214
10. Кожевников С.Н. Правомерное поведение
и правонарушение. Сущность и
содержание. - Н. Новгород, 2001
11.Самощенко И.С. Понятие правонарушения
по советскому законодательству.
М., 1963
12. Спиридонов Л.И. Теория государства
и права. - СПб., 1995. С.191.
13. Теория государства и права:
Курс лекций / под ред. М.Н.Марченко.
- М., 1996. С. 385-386.
14. Карташов В.Н. Теория государства
и права. - Кострома: Костромской государственный
технический университет, 2012 г.
15. Королев А.И. Теория государства
и права. - М: Кнорус, 2012 г.
16. Селянин А.В. Теория государства
и права. - М: Экзамен, 2009 г.
17. Теория государства и права
Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М: Юристъ, 2011
г.
18. Хропанюк В.Н. Теория государства
и права. - М: Норма, 2008 г.
19. Черданцев А.Ф. Теория государства
и права. - М: Юрайт- М, 2011 г.
20. Эбзеева Б.С. Закон и право.
- М: Кнорус,2010 г.