Субъекты правоотношений их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является актуальной во все времена, так как правоотношения присутствуют во всех отраслях права. Поэтому и субъекты правоотношений, их особенности, разновидности, классификации представляют нескончаемый интерес в теории государства и права. Прежде, чем перейти непосредственно к понятиям и характеристикам субъектов правоотношений, первоначально раскроем понятия правоотношения как такового.

Содержание

Введение
1. Виды правосубъектности
2. Элементы правосубъектности и участники гражданских правоотношений
3. Субъекты правоотношений: индивидуальные и коллективные
4. Классификация субъектов правоотношений по выполняемым функциям: физические лица и организации
5. Граждане, как субъекты гражданских правоотношений
6. Юридические лица, как субъекты гражданских правоотношений
7. Государство и негосударственные (муниципальные) образования, как субъекты гражданских правоотношений
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 98.64 Кб (Скачать файл)

 Для участия в гражданском  обороте юридическому лицу необходимо  не только наличие правоспособности, но и дееспособности. В отличие  от граждан, у юридических лиц  правоспособность и дееспособность  возникают и прекращаются одновременно.

 Приобретение и, в какой-то  степени, осуществление прав и  обязанностей – прерогатива так  называемого органа юридического  лица, лица (единоличный орган) или  группы лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий. В соответствии со статьей 53 Гражданского Кодекса именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица. Юридические лица могут иметь как один орган (например, директор, правление), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут либо назначаться (если у юридического лица один учредитель), или избираться (если участников или учредителей несколько). В тоже время, гражданские права и обязанности для юридических лиц могут приобретать их представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридических лиц.

 Как уже отмечалось  выше, правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. В случае с юридическими лицами индивидуализирующими его признаками является его местонахождение и наименование.

Место нахождения юридического лица, как правило, определяется местом его государственной регистрации (если в учредительных документах юридического лица не установлено иное). Определение точного места нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств и решения множества других вопросов.

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации должны включать в свое название также указание на характер деятельности. Можно также упомянуть такое понятие, как фирма. Фирма или фирменное наименование является названием коммерческой организации – личное неимущественное право коммерческой организации, неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней.

 Вместе с тем, в гражданском  обороте необходимо индивидуализировать  не только юридическое лицо, но  и его продукцию. Этим целям  служат производственные марки, товарные знаки, знаки обслуживания  и наименования мест происхождения:

Производственная марка – описательный способ индивидуализации товара. Производственная марка должна в обязательном порядке помещаться на сам товар или его упаковку и должна включать в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, перечень потребительских свойств товара и т.д. Производственная марка может применяться без специальной регистрации, но она, в тоже время, не пользуется правовой защитой;

Товарный знак – эмблема или логотип. Используется для отличия от однородных товаров других производителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки, как правило, не содержит конкретной информации о товаре (производитель, потребительские качества и т.д.).;

Знак обслуживания – приравнен к товарному знаку и используется организациями, не производящими товары, но занимающимися деятельностью по оказанию услуг;

Наименование места происхождения – определяется условиями конкретной местности (природные условия, людские факторы). Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности.

 Юридические лица, в  зависимости от характера участия  государственных органов в их  регистрации, могут быть образованы  несколькими способами:

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;

Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования. Данный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;

Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации. Однако статья 51 действующего в настоящий момент Гражданского Кодекса не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому можно считать, что сейчас такой порядок регистрации юридических лиц не применяется.

 Наряду с законодательством, правовой основой деятельности  любого юридического лица являются  его учредительные документы. Для  различных видов юридических  лиц состав учредительных документов  различен. Так, общества с ограниченной  или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют  на основе учредительного договора  и устава. Правовая база деятельности  хозяйственных товариществ (полных  и на вере) – учредительный  договор. Для остальных юридических  лиц единственным учредительным  документом считается их устав.

 Учредительный договор  можно считать разновидностью  договора о совместной деятельности. Он регулирует отношения между  учредителями в процессе создания  и деятельности юридического  лица. В отличии от учредительного договора, устав не заключается, а утверждается учредителями. Отличие между уставом и учредительным договором не носит принципиального характера и заключается лишь в процедуре принятия документа. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения, в которое они входят.

 Как уже отмечалось  выше, каждое юридическое лицо  должно быть зарегистрировано  в соответствии с законом. Государственная  регистрация является завершающим  этапом образования юридического  лица, на котором компетентный  орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового  субъекта права, и принимает решение  о признании организации юридическим  лицом, после чего основные данные  об организации включаются в  единый государственный реестр  юридических лиц и становятся  доступными для всеобщего ознакомления. Регистрация юридических лиц  в Российской Федерации осуществляется  различными органам, хотя в соответствии со статьей 51 Гражданского Кодекса проведение регистрации возложено на органы юстиции. Однако в настоящий момент времени органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому в настоящий момент регистрацией юридических лиц занимаются:

Министерство юстиции Российской Федерации и его местные управления - в отношении общественных и религиозных учреждений;

Местные органы власти (районные администрации) – в отношении товариществ домовладельцев, потребительских кооперативов и их предприятий;

Государственная регистрационная палата и ее местные отделения – в отношении предприятий с иностранными инвестициями;

Центральный Банк – в отношении коммерческих банков.

 Для процедур регистрации  юридических лиц законом также  оговорены вопросы прекращения  деятельности юридических лиц.

 Прекращение деятельности  юридического лица происходит  в результате его реорганизации (за исключением случаев выделения  из состава юридического лица  другой организации) или ликвидации  и, как правило, носит окончательных характер. Однако законом предусмотрена и возможность приостановления (временного прекращения) деятельности ряда организаций. Данная мера может быть применена по отношению к общественным объединениям как санкция за нарушение Конституции и законодательства Российской Федерации только по решению суда на срок до шести месяцев.

 При реорганизации  юридических лиц все права  и обязанности реорганизуемого  лица или часть их переходят  к иным субъектам права, то  есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц  может осуществляться:

путем слияния нескольких организация в одну новую;

путем разделения юридического лица на несколько новых организаций;

путем присоединения юридического лица к другому;

путем выделения из состава организации других юридических лиц;

путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица.

 Как правило, реорганизация  проводится по решению участников  юридического лица или собственника  его имущества, т.е. добровольно. Однако  в отношении коммерческих организаций  закон предусматривает и такие  случаи, когда реорганизация может  быть произведена принудительно (например, такую возможность предусматривает  статья 19 Закона РСФСР “О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках”).

 При выделении, разделении  или слиянии нескольких организаций  возникает, как минимум, один новый  субъект права, поэтому в таких  случаях реорганизация считается  законченной в момент государственной  регистрации вновь созданных  юридических лиц. При присоединении  новых юридических лиц не возникает, следовательно, реорганизация завершается  в момент исключения присоединенной  организации из единого государственного  реестра.

 Во многих случаях проведение реорганизации способно привести к негативным последствиям в виде ограничения конкуренции на рынке, поэтому для предотвращения таких последствий пункт 1 статьи 17 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100.000 минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние и присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций.

 Так как реорганизация  юридического лица может существенно  затрагивать интересы кредиторов, обязательным ее условием является  предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе  требовать прекращения или досрочного  исполнения обязательств реорганизуемого  юридического лица и возмещения  убытков.

 Ликвидация юридического  лица предусматривает прекращение  его деятельности без перехода  прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам. По решению участников или  органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами, оно может быть ликвидировано  добровольно, в связи с нецелесообразностью  дальнейшего существования такого  юридического лица, истечению срока, на который оно было создано, либо по иным причинам. Принудительная  ликвидация проводится по решению  суда, в случаях, когда деятельность  юридического лица осуществляется  без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность  прямо запрещена законом, либо  сопряжена с неоднократными или  грубыми нарушениями законодательства.

 Для отдельных видов  юридических лиц законом установлены  дополнительные основания ликвидации. Например, коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), потребительские кооперативы и  фонды могут быть ликвидированы  по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных  обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации как утрата имущества, т.е. уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. В обоих этих случаях ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно.

 Порядок ликвидации  юридического лица состоит из  нескольких этапов и урегулирован  статьями 61-64 Гражданского кодекса. Эти этапы таковы:

 Участники организации, ее уполномоченный орган или  суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки  ликвидации. Ликвидационная комиссия  принимает на себя все полномочия  по управлению юридическим лицом;

 Ликвидационная комиссия  публикует в прессе сообщение  о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления  претензий кредиторами (этот срок  должен быть не менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и  уведомляет их о ликвидации, взыскивает  дебиторскую задолженность юридического  лица;

 Ликвидационная комиссия  оценивает состав кредиторской  задолженности, принимает решение  об удовлетворении или отклонении  выявленных требований и составляет  промежуточный ликвидационный баланс;

 В соответствии с  промежуточным ликвидационным балансом  удовлетворяются законные требования  кредиторов. Если денежных средств  организации недостаточно для  расчета с кредиторами, ликвидационная  комиссия продает имеющееся имущество  с публичных торгов;

Информация о работе Субъекты правоотношений их характеристика