Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 07:38, реферат
Цель данной работы:
1. рассмотреть понятие и основные признаки судебной власти;
2. Принципы организации судов и осуществления правосудия;
3.Объединение высших судов.
Введение
1. Понятие и основные признаки судебной власти.
2. Конституционные принципы организации деятельности судов
3.Объдинение высших судов
Заключение.
Библиографический список.
Принцип гласности
судебного разбирательства закреплен
в ст113 конституции и указывает, что разбирательство
во всех судах открытое. Открытость судебного
разбирательства предоставляет возможность
посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям
СМИ присутствовать на судебном заседании.
Принцип гласности обеспечивает контроль
общества и государства за деятельностью
судов и правоохранительных органов. Слушание
же дела в закрытом судебном заседании
допускается лишь в случаях, предусмотренных
законодательством. Как правило, закрытое
судебное заседание проводиться в целях
неразглашения охраняемых законом сведений
и для обеспечения безопасности участников
судебного процесса и по делам о преступлениях,
совершенных несовершеннолетними. Разбирательство
дел в закрытом судебном заседании осуществляется
с соблюдением всех правил судебного производства.
Принцип состязательности
и равенства сторон в процессе. В соответствии
со ст.115 конституции правосудие осуществляется
на основании состязательности и равенства
сторон в процессе. Сущность данного принципа
заключается в предоставлении сторонам
юридического спора возможности активно
отстаивать и защищать свои интересы в
судебном заседании. Для этого стороны
судебного разбирательства наделены по
отношению друг к другу равными правами
по предоставлению и исследованию доказательств,
заявлению ходатайств, высказывания мнения
по любому вопросу, имеющему значение
для разрешения дела. Суд же сохраняет
независимость, объективность и беспристрастность,
создает условия для осуществления предоставленных
сторонам прав и выполнения ими процессуальных
обязанностей.
Принцип обеспечения
права граждан на судебную защиту предоставляет
лицам возможность обращения в суд за
защитой своих прав и интересов. Ст.60 конституции
предписывает, что каждому гарантируется
защита его прав и свобод компетентным
независимым и беспристрастным судом.
В текущем законодательстве содержание
этого принципа получило более детальную
реализацию в ст.10 кодекса "о судоустройстве
и статусе судей". При несогласии с решением
суда гражданин в целях продолжения судебной
защиты своих интересов вправе обжаловать
его в вышестоящую судебную инстанцию.
Право граждан на юридическую
помощь. Каждый гражданин имеет право
на юридическую помощь для осуществления
и защиты своих прав и свобод. В частности,
лица могут пользоваться помощью корпоративных
адвокатов и других представителей в суде,
в различных органах и организациях, в
отношениях с должностными лицами и гражданами.
В случаях, предусмотренных законом, юридическая
помощь оказывается за государственный
счет. Юридическую помощь гражданам оказывают
в рамках своей компетенции все госорганы
и должностные лица, но эта функция возложена
на правоохранительные органы, в том числе
на нотариат, адвокатуру, юридическую
помощь организациям и объединениям.
Презумпция невиновности
во всех видах правосудия. Но наиболее
полно он действует при осуществлении
уголовного судопроизводства. В соответствии
с принципом лицо невиновно в совершении
преступления до того, пока его вина не
доказана в суде. В уголовно-процессуальном
законодательстве презумпция невиновности
проявляется в ряде дополнительных положений,
т.е. органам уголовного преследования
запрещено перелагать на обвиняемого
обязанность доказывания своей невиновности.
Не устраненные сомнения трактуются в
пользу невиновности.
Принцип
выборности и назначаемости судей. 2 способа
формирования судебного корпуса:
1) назначение судей
населением и государственными органами
власти;
2) назначение высшими
должностными лицами государства.
3.Объединение высших судов
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства и только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя функции осуществления правосудия.
Последняя Концепция федеральной целевой программы по развитию судебной системы России была принята на 2013-2020 год13. Однако она не содержит задач по объединению высших судов. Президент РФ озвучил предложение об объединении ВС РФ и ВАС РФ, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 21 июня 2013 года(14). А уже 7 октября 2013 года в Государственную Думу ФС РФ был внесён законопроект о поправке к Конституции РФ.
В обоснование
необходимости принятия этой поправки
в пояснительной записке к законопроекту
указано, что реорганизация судебной системы
позволит:
С 6
февраля 2014 года вступил в силу Закон РФ
о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 №
2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации
и прокуратуре Российской Федерации»
(далее – Закон о поправке к Конституции
РФ № 2-ФКЗ). Законодатели пошли по пути
объединения двух высших судов, создав
один высший судебный орган – Верховный
Суд Российской Федерации:
С этого же момента начался шестимесячный переходный период, в течение которого Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесённые к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации(15)
Статья 127 Конституции
РФ, устанавливающая положение Высшего
Арбитражного Суда РФ в судебной системе
РФ, исключена из Конституции. Статья 126
о Верховном Суде РФ изложена в новой редакции.
Кроме того, в ст. 71
Конституции термины «гражданско-процессуальное»,
«уголовно-процессуальное» и «арбитражно-процессуальное»
законодательство заменены термином «процессуальное
законодательство», что согласуется с
предположением о готовящемся едином
процессуальном законе.
С 6 августа 2014 года
по окончании шестимесячного переходного
периода вступят в силу изменения, внесённые
в Федеральный конституционный закон
от 05.02.2014 № 4-ФКЗ «О судебной системе Российской
Федерации». Согласно новой редакции ч.
3 ст. 4 указанного Закона, Высший Арбитражный
Суд РФ будет исключён из перечня федеральных
судов(16)
Арбитражные суды не исключены из судебной системы РФ, являются федеральными и продолжают осуществлять свою деятельность в соответствии со своей подведомственностью(17)
Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации установлены Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (далее – Закон о Верховном суде РФ № 3-ФКЗ), вступающим в силу с 6 августа 2014 года по истечении установленного шестимесячного переходного периода.
Судьи Верховного Суда
РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначенные
до дня вступления в силу указанного Закона,
продолжают осуществлять свои полномочия
до начала работы вновь образованного
Верховного Суда Российской Федерации
(далее – Суд)18.
Суд формируется в
составе 170 судей. Порядок отбора кандидатов
в его первоначальный состав уже установлен
Федеральным законом от 05.02.2014 № 16-ФЗ19
Вновь образованный Суд:
Материалы анализа и обобщения судебной практики рассматривает Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Он же даёт судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ22
Местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург.
С даты начала осуществления
Верховным Судом Российской Федерации
своих полномочий в г. Санкт-Петербурге
в городе Москве будет создано представительство
ВС РФ.
Вновь
образованный Суд является правопреемником
Верховного Суда Российской Федерации
и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, действующих на день вступления
в силу Закона о поправке к Конституции
РФ № 2-ФКЗ и продолжающих осуществлять
свои полномочия до дня вступления в силу
Закона о Верховном суде РФ № 3-ФКЗ, в том
числе по обязательствам, возникшим в
результате исполнения судебных решений.
Таким образом, происходит концентрация судебной власти в одном высшем судебном органе. Учитывая короткие сроки подготовки законопроекта об объединении высших судов, можно сказать, что идея была претворена в жизнь достаточно быстро. Но нельзя забывать о том, что строить новое гораздо сложнее, чем ломать старое.
Заключение.
В данной работе я рассмотрела понятие и признаки судебной власти, а так же конституционные принципы организации деятельности судов, объединение высших судов ..Судебная власть – это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения. Инструмент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.
Потребность в суде как социальном институте защиты, способном разрешить социальный конфликт, возникла в обществе из потребности восстановить нарушенную справедливость. Граждане обращаются в суд в надежде получить государственную защиту. С другой стороны, суд, являясь государственным учреждением, представляет интересы государства. Может ли суд быть в связи с этим не заинтересованной стороной в споре между государством и гражданином? В уголовном процессе, где индивид, обвиняемый в совершении преступления, всегда противостоит обществу и государству в целом, таким образом, оказывается лицом к лицу с государственной машиной.
Из всех властей судебная власть – самая слабая, так как она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная. Но сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду как его профессиональному толкователю и справедливому применителю.
Дальнейшее совершенствование и проведение реформы судебной власти послужит развитием и создаст условия реализации естественных неотчуждаемых прав и свобод человека. Естественные права являются требованием отражения к условиям существования человека в обществе.
Библиографический список.
1. Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юридическая литература, 1994г. Ст. 10.
2. Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России// Государство и право. 2000.
3. Фойницкий
И Я. Курс уголовного
4. Дмитриев
Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть
в механизме разделения
5. Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. М., 1913.
6. Правоохранительные органы Российской федерации / Под ред. В.П. Божьева. М., 2007.
7. Закон о Судебной системе
8. . Конституция РФ
9. Судебная власть. /Под ред. И.Л. Петрухина. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.
10. Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. Н. А. Петуховой и Г. Н.Загорского. М., 2003
[1] Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юрид.лит., 1994г. Ст. 10.
[2] Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России// Государство и право. 2000. № .7- С. 15;
[3] Фойницкий И Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб., 1996.- С. 158.
[4] Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Гос. и право. 1997. № 8.-С. 48.
[5] Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. М., 1913.-С. 87-88.
[6] Правоохранительные органы Российской федерации / Под ред. В.П. Божьева. М., 2007.-С. 33.
[7] См.: Кобликов А. Судебная власть и процессуальные гарантии // Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 8.-С. 26.
[8] Закон о Судебной системе. Ст.1, ч 1.
[9] Всеобщая Декларация Прав человека Ст. 10.
[10] Закон о Судебной системе ст. 1
[11] Закон о Судебной системе ст. 5 ч. 1 и 2
[12] Конституция РФ ст. 118,
{13}Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012
№ 1735-р.
{14} www.kremlin.ru/news/18383
{15} Ч. 2 ст. 2 Закона
о поправке к Конституции РФ № 2-ФКЗ.
[16} Ст. 1 Федерального
конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ
«О внесении изменений в Федеральный конституционный
закон „О судебной системе Российской
Федерации”».
[17] Ст. 27 АПК РФ.
[18]. Ч. 3 ст. 2 Закона
о поправке к Конституции РФ № 2-ФКЗ.
[19] Федеральный
закон от 05.02.2014 № 16-ФЗ «О порядке отбора
кандидатов в первоначальный состав Верховного
Суда Российской Федерации, образованного
в соответствии с Законом Российской Федерации
о поправке к Конституции Российской Федерации
«О Верховном Суде Российской Федерации
и прокуратуре Российской Федерации».
[20]Ч. 2 ст. 2 Закона
о Верховном Суде РФ № 3-ФКЗ.
[21]Ч. ч. 4, 5 ст. 2 Закона
о Верховном Суде РФ № 3-ФКЗ.
[22]. Ст. 5 Закона о
Верховном Суде РФ № 3-ФКЗ.