Судебная власть РФ: институциональный, функциональный и организационный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 21:27, реферат

Краткое описание

В соответствии со ст.1-2 Конституции РФ Россия является демократическим правовым государством, в котором признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Защита прав и свобод граждан объявляется обязанностью государства, и каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещёнными законами (ст.45 Конституции РФ).

Содержание

Введение 3
1. Понятие судебной системы РФ. Единство и независимость судебной системы РФ 5
2. Структура судебной системы РФ 7
3. Регулирование судебной системы РФ законодательством России. Полномочия судебной власти 11
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Новикова Н.Ю. Судебная власть РФ.docx

— 31.05 Кб (Скачать файл)

Областные и соответствующим  им суды - второе звено, Верховный суд  РФ - третье и самое высшее звено. Суды первого звена рассматривают  основной объем судебных дел. Суды второго  и третьего звеньев (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, любое судебное дело может быть рассмотрено в двух инстанциях - первой и второй. Пересмотр  дел в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается  в исключительных случаях.

Военные суды также состоят и трех звеньев: основное (первое) звено - военные суды гарнизонов и им равные; среднее (второе) звено - военные суды Вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск; высшее (третье) звено - Военная коллегия Верховного Суда РФ. По трехзвенной системе построена и система арбитражных судов.

Понятие "судебная инстанция" относится к основным характеристикам  судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой  один суд - вышестоящий - имеет право  проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и  незаконности изменять и отменять эти  решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной  инстанции.

Понятие звена и инстанции  очень близкие, но не тождественные. Все термины "вышестоящий суд", "вышестоящая инстанция", "нижестоящая" не означают подчинение одних судов  другим. Закон четко обозначил  границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей  инстанции вправе отменить приговор нижестоящего суда, но никак не может  давать ему указания о квалификации содеянного, о мере наказания и  пр.

 

  1. Регулирование судебной системы РФ законодательством России. Полномочия судебной власти

Суд среди других органов  государственной власти занимает исключительно  особое место. Только данный орган своим  решением может положить конец спору  между истцом и ответчиком, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Именно поэтому в новой Конституции  России, принятой на референдуме 12 декабря  1993 г. в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от двух других ветвей (исполнительной и законодательной) нашла свое отражение в выделении самостоятельной главы № 7 "Судебная власть", наряду с главами 4 "Президент", 5 "Федеральное Собрание", 6 "Правительство Российской Федерации".

Таким образом, судебная реформа  в России началась в 1993 г. с принятием Конституции РФ. В последующие годы вышли различные нормативные акты, такие как Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ", Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и др., более четко сформулировавшие характер, организацию и реализацию судебной власти в России.

Конституция России же является основополагающим актом, в общих  чертах определяющим суть российской судебной системы. Статья 118 "

1. Правосудие в Российской  Федерации осуществляется только  судом.

2. Судебная власть осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного  судопроизводства.

3. Судебная система Российской  Федерации устанавливается Конституцией  РФ и федеральным конституционным  законом. Создание чрезвычайных  судов не допускается".

В соответствии с частью 3 данной статьи и Законом о судебной системе приводятся основные положения, относящиеся к построению судебной системы РФ. Это касается формирования судейского корпуса, полномочий, порядка  организации и деятельности судов, и прежде всего Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.

В Законе о судебной системе  раскрывается содержание принципов  судопроизводства, таких как: самостоятельность  судов, независимость судей, участие  граждан в осуществлении правосудия, равенство всех перед законом  и судом, язык судопроизводства и  делопроизводства.

Ряд статей закона посвящен основам статуса судей в РФ, порядку создания и упразднения  судов, органам судейского сообщества, обеспечения деятельности судов, аппарату суда, порядку введения Закона в  действие.

Значительное место в  Законе о судебной системе РФ уделяется  порядку создания и упразднения (ликвидации) судов, регламентации (регулированию) полномочий судов судебной системы.

Полномочия судебной власти следующие:

  • осуществление правосудия;
  • конституционный контроль;
  • контроль за законность и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, должностных лиц и граждан нашей страны;
  • обеспечения исполнения приговоров и иных судебных решений (к примеру, судебных приказов или постановлений суда);
  • дача разъяснений по вопросам судебной практики;
  • участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

 

 

 

 

Заключение

 

Главный смысл деятельности судебной власти состоит в обеспечении  прав и свобод человека. Конституционное  право на судебную защиту, предусмотренное  статьей 46 Конституции РФ, гарантируется  каждому находящемуся на территории России человеку. Обязанность рассматривать  жалобы граждан возложена на все  виды судебных органов: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды, конституционные (уставные) суды, а  также на все без исключения судебные инстанции (первую, кассационную, апелляционную, надзорную).

На основании анализа  Основного закона нашей страны - Конституции РФ можно сделать  некоторые следующие выводы, а  именно, ранее мы говорили, что в  Конституции судебной власти посвящена  отдельная 7 глава с аналогичным  названием. Данное название "Судебная власть" наиболее точно отражает назначение судов и юридическую  природу их деятельности. Они осуществляют один из видов государственной власти и обладают необходимой самостоятельностью для этого.

Отрицательным моментом можно  считать то, что в систему органов  судебной власти включена прокуратура, а именно статья 129 Конституции РФ гласит: "1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ…". Включение данного  органа в судебную систему России не соответствует роли прокуратуры  и ведет к необоснованному  расширению и неправильному толкованию понятия "судебная власть".

Все суды учреждаются Конституцией России и федеральным конституционным  законом. Судебная система имеет  важное политическое и правовое значение для государства.

Однако современная судебная система, к сожалению, страдает многими  недостатками, мешающими ей в полной мере эффективно заниматься своей основной обязанностью - защитой прав граждан. Это объясняется многими организационными и психологическими причинами: недостаточной  развитостью системы судебных органов, их перегруженностью и медлительностью  разбирательства во многих случаях.

Так, в целях повышения  доступности правосудия существенно  увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана  мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей.

В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось. Современный  этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень  деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость  серьезной государственной поддержки  и применения программно-целевого подхода  для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности  деятельности судов.

Сила судебной власти в  уважении цивилизованного общества к праву и суду, и чем выше уровень правосознания граждан  в государстве, тем более высок  уровень уважения к суду и его  решениям. Необходимо отметить, что  использование в полном объеме уже  имеющегося потенциала правозащитной  деятельности судов позволило бы значительно поднять авторитет  и самих судебных органов, и государства.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета. 1993. № 237 (25 декабря).
  2. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996 г. // Российская газета. № 3.06.01.1997.
  3. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994 г. // Собрание законодательства РФ.25.07.1994. № 13. ст.1447.
  4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.6-е изд. изм. и доп. - М.: НОРМА, 2007.
  5. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.М. 2004.

 


Информация о работе Судебная власть РФ: институциональный, функциональный и организационный анализ