Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:29, контрольная работа
В последнее время с учетом происходящих в России политических и социальных изменений, в условиях становления правового государства, основанного на принципе разделения властей, особую актуальность приобретают вопросы формирования судебно-правовой политики.
Наличие в государстве стабильной, независимой, автономной и эффективной судебной власти – необходимое условие построения правового государства, основанного на демократических механизмах управления общественными процессами.
Введение……………………………………………………………….... 3
1 Понятие, общая характеристика, структура судебной
системы Российской Федерации……………………….…………….. 4
2 Перспективы развития судебной системы в РФ…………………….. 10
Заключение………………………………………………………………. 13
Список использованных источников………………………………….. 14
Установленный в настоящее время уровень материального обеспечения судей не соответствует их высокому статусу, объему выполняемой ими работы и совершенно неадекватен ответственности, которая возложена на них как на носителей судебной власти. Остается низкой и оплата труда работников аппаратов судов.
До настоящего времени не разрешены проблемы, связанные с обеспечением охраны судов, безопасности судей, выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, обеспечением судей жильем, а также вопросы страхования и некоторые другие. Из-за отсутствия средств медленными темпами идет работа по компьютеризации и информационному обеспечению деятельности судов.
В процессе судебной реформы проведена громадная работа, в результате которой в России построена простая и понятная населению система судов. Наряду с этим, благодаря активной позиции Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, советов судей, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, сформирован работоспособный судейский корпус, состоящий из наиболее квалифицированных юристов. «Уже в самом начале формирования современной судебной системы России при утверждении Концепции судебной реформы Верховный Совет РСФСР постановил рассматривать в качестве одного из важнейших направлений судебной реформы совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону»11.
В этих условиях остается лишь планомерно решать вопросы дальнейшего развития и совершенствования судоустройства, судопроизводства и должного организационного, прежде всего кадрового и финансового, обеспечения судебной деятельности.
В данном случае я считаю, что в ближайшие годы усилия федеральных органов государственной власти и судейского сообщества должны быть направлены на:
- укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами судей и работников аппаратов судов;
- обеспечение судов необходимыми финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами;
- обеспечение охраны судов и безопасности судей не только посредством практической реализации положений Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»12, включая необходимость формирования специальных подразделений МВД России в целях обеспечения безопасности судей, но и путем передачи Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации из ведения Минюста России службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- разрешение проблем, связанных со страхованием, с выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших в отставке;
- обеспечение судей жилыми помещениями в установленном законом порядке;
- повышение требовательности к судьям по выполнению ими своего профессионального долга и соблюдению Кодекса чести судьи РФ13;
- обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации.
Конечно, у судов имеются еще проблемы, и судебно-правовая реформа, по общему мнению, еще не завершена, требуется сделать значительные шаги, чтобы получить правовую систему, соответствующую провозглашенному Конституцией РФ принципу построения правового государства.
Заключение
Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права на судебную защиту, закрепленного в Конституции РФ. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие14. В функционировании современной российской судебной власти присутствует достаточно большое количество нерешенных вопросов:
- является ли судебный прецедент источником права (хотя бы на уровне решений Конституционного Суда РФ);
- следует ли делать административную юстицию прерогативой исключительно судов;
- как структурировать судебную систему – на основе централизованной или децентрализованной модели;
- должна ли конституционная юстиция в регионах структурироваться в обязательном или добровольном порядке;
- каковы будут пределы полномочий судов по нормоконтролю и т.п.
В России отсутствует нормативно утвержденный концептуальный документ по вопросам структурирования и функционирования судебной власти на перспективу. Правительственные программы (например, федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг.) составить альтернативу такому документу не могут. Требуется принятие новой концепции взамен устаревшей Концепции судебной реформы 1991 г.15
Исходя из предварительных результатов судебной реформы и накопленного опыта, назрела необходимость выработки Концепции судебно-правовой политики, которая определит пути развития судебной власти в России на дальнейшую перспективу.
Список использованных источников
Приложение А
(обязательное)
1 Киреев, А. Б. Судебно-правовая политика в современной России: проблемы теории и практики : автореф. дис. … канд. юрид. наук / А. Б. Киреев. – Тамбов, 2009. – С. 3.
2 Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
3 По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И.В.Богданова, А.Б.Зернова, С.И.Кальянова и Н.В.Труханова : постановление Конституционного Суда РФ от 25 янвю 2001 г. № 1-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2001. – № 3.
4 О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конституц. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
5 О судебной системе Российской Федерации : федер. конституц. закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.
6 О судах общей юрисдикции в Российской Федерации : федер. конституц. закон от 7 февр. 2011 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 898.
7 Об арбитражных судах в Российской Федерации : федер. конституц. закон от 28 апр. 1995 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 18. – Ст. 1589.
8 О военных судах Российской Федерации : федер. конституц. закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Р. – 1999. – № 26. – Ст. 3170.
9 О мировых судьях в Российской Федерации : федер. закон от 17 дек. 1998 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 51. – Ст. 6270.
10 Авакьян, С. А. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации: переменные проблемы / С. А. Авакьян // Вестник Конституционного Суда. – 2007. – № 2. – С. 46 – 49.
11 Козак, Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы / Д. Козак // Российская юстиция. – 2001. – № 9. – С. 48.
12 О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов : федер. закон от 20 апр. 1995 г. № 45-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1455.
13 Кодекс судейской этики от 19 дек. 2012 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
14 Лебедев, В. От Концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы / В. Лебедев // Российская юстиция. – 2000. – № 3. – С. 29.
15 К вопросу о разработке концепции судебной реформы на период 2004-2012 гг. // Законодательство и экономика. – 2003. – № 12. – С. 31.