Судебная система в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основ судебной системы в Российской Федерации и рассмотрение видов судебных органов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основы организации судебной власти в Российской Федерации;
- ознакомиться с судебной системой Российской Федерации;
- изучить особенности судебной власти;
- дать характеристику видам судебных органов.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РФ
1.1 Конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации 4
1.2 Особенности судебной власти
1.3 Судебная система Российской Федерации
ГЛАВА 2. ВИДЫ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Конституционный Суд Российской Федерации
2.2 Верховный Суд Российской Федерации
2.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 43.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                  3

 

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РФ                                                                     

1.1 Конституционно-правовые  основы организации судебной  власти в Российской Федерации                                                                          4

1.2  Особенности судебной власти

1.3  Судебная система Российской Федерации

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ

2.1  Конституционный Суд Российской Федерации

2.2  Верховный Суд Российской Федерации

2.3   Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

 

Заключение

Библиографический список

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что судебная власть призвана на основе закона разрешать  возникающие в обществе конфликты  правового характера путем осуществления  в особой процессуальной форме правосудия и принятия, обязательных для исполнения решений. Судебная власть может быть, в соответствии с законом, проявлена  в самой начальной стадии конфликта, осуществляя при этом свойственную этой власти функцию судебного контроля. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации  судебная власть действует самостоятельно и независимо, она представлена совокупностью  органов - судов, образующих судебную систему  Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение основ судебной системы  в Российской Федерации и рассмотрение видов судебных органов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основы организации судебной власти в Российской Федерации;

- ознакомиться с судебной системой Российской Федерации;

- изучить особенности  судебной власти;

- дать характеристику  видам судебных органов.

 

 

 

 

1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ  СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РФ

1.1 Конституционно-правовые  основы организации судебной  власти в Российской Федерации

Термин «судебная власть»  употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть - это деятельность судебных органов по осуществлению  возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль  государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области  разрешения правовых конфликтов1.

 Предназначение судебной  власти - разрешать различные правовые  конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом  неотъемлемых признаков, отличающих  ее от других ветвей власти  в государстве2:

1)судебная власть осуществляется  особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации  в совокупности образуют судебную  систему;

2)судебная власть, согласно  ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного  судопроизводства;

3)судебная власть осуществляется  в соответствии с четко установленной  процессуальной формой (надлежащей  правовой процедурой);

4)решения органов судебной  власти не могут быть пересмотрены  органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных  элементов:3

1) правосудие, под которым  понимается деятельность суда  по рассмотрению и разрешению  гражданских, уголовных дел, а  также дел из административных  правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная  власть осуществляет судебный  конституционный контроль (конституционная  юстиция) и судебный административный  контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается  в контроле за соответствием  законов, иных нормативных актов  Конституции РФ. Конституционную  юстицию в Российской Федерации  осуществляют Конституционный Суд  РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Судебная власть приобретает  подлинно универсальный характер, ибо  становится участником осуществления  всех функций государства, она в  то же время обретает независимость  по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием  направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная  угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной  властью, принимающей демократические  законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая  судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства  и конституционализма, главной гарантией  свободы народа.

Правосудие необходимо обществу. Оно обеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством без  насилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже являет собой определенную меру принуждения, но эта мера согласована с обществом  и воплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения  возможно только через суд, что при  этом он будет иметь возможность  защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными  правами. Судебная власть по своей материально-технической  базе самая слабая из трех властей, но именно на нее, владеющую оружием  естественного права, ложится главное  бремя предотвращать превращение  насилия в способ правления людьми, если бы законодательная власть прибегла к принятию репрессивных неконституционных  законов, а исполнительная - стала  осуществлять бессудные расправы.

Пределы осуществления судебной власти определяются судебной системой Российской Федерации, устанавливаемой  Конституцией РФ и федеральным конституционным  законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Особенности судебной власти

К числу существенных особенностей судебной власти относятся4:

Во-первых, эта власть может  осуществляться исключительно судам  и в этом смысле обособление судебной власти от других «ветвей» государственной  власти - президентской, законодательной, исполнительной - производится путем  монопольного сосредоточения ее в рамках системы судебных органов, что принципиально  исключает возможность какого-либо перераспределения властных полномочий с другими органами государства.

Во-вторых, правосудие как  власть суда - это непосредственное соединение власти и права, соединение, которое обуславливает два начала:

1) власть в строгих  рамках права, за пределами  которых произвол;

2) право, реализующее себя  во власти.

В соединении двух указанных  начал находит свое воплощение правосудие.

Суд как средство и форма  исполнения закона без соответствующих  полномочий реализовать право, содержащееся в законе, не может быть органом  правосудия. Правоохранительным органом  государства он считается в той  мере, в какой выполняет предписания  и установки закона, безотносительно  к соответствию их праву.

Эволюция современного российского  суда в суд правового государства  требует существенного расширения роли и значения судебной практики и судебного правотворчества, отход  от суда, замкнутого в прокрустово  ложе официального законодательства, отступить от которого ни на йоту он пока не в состоянии, к суду, руководствующемуся и законом, и правом. Показательно, что еще в 1980 г. нынешний председатель Конституционного Суда РФ М.В. Баглай ратовал за то, чтобы над высшими государственными органами стояли не только те законы, которые они сами принимают и исполняют, но и право, создаваемое судами, которое в определенной части изменить законами нельзя. В этом также должна состоять роль суда в правовом государстве, и вот почему, по нашему убеждению, следует прямо приравнять судебную доктрину к источникам российского права.

В-третьих, осуществление  правосудия возможно лишь при неукоснительном  соблюдении установленных законом  процессуальных норм -судопроизводства, соответственно, конституционного, гражданского, административного и уголовного. Судопроизводство - это правовая технология формирования судебной власти, если рассматривать  правосудие как процесс нахождения истины и достижения справедливости объективным и независимым судом  при строгом соблюдении законных прав и интересов, участвующих в  суде лиц.

В-четвертых, применение судебной власти жестко предопределено необходимостью разрешения юридического конфликта  или спора. Без такого конфликта  и спора пусть даже в потенции, не может осуществляться правосудие, судебная власть.

Правосудие - это властное, осуществляемое от имени государства  и в установленных законом  процессуальных формах, и беспристрастное  разрешение судом реального конфликта  или спора путем объективной  оценки истоков и сущности этого  конфликта или спора, позиций  сторон и предоставленных суду доказательств, сложившейся вследствие конфликта  или спора ситуации и ее последствий, вынесение в строгом соответствии с действующим законодательством  властного, а потому обязательного  для исполнения вердикта с восстановлением законности и справедливости, с наказанием виновного и возмещением ущерба потерпевшему.5

В-пятых, равноправие сторон в судебном процессе, состязательность и реальная возможность сторон доказывать суду истину в конфликте или споре, справедливость своей позиции, предоставлять  в соответствии с установленными процессуальными правилами доказательства, обеспечение гарантированного законом  права на защиту - все это направлено на формирование таких имманентно присущих судебной власти - правосудию качественных характеристик, как объективность  и справедливость. Лишенная объективности  и справедливости власть суда, не будучи правосудной, превращает этот орган  государства в орудие репрессий.

Подлинное правосудие в противоположность  судебной власти как репрессивной силы с необходимостью требует истинной состязательности процессуально равноправных сторон перед лицом справедливого, непредвзятого, объективного суда. Практическое достижение этого не сводится только к декларативному включению принципа состязательности и равноправия  сторон в общие части гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, административного  и арбитражного кодексов России, как  считают некоторые авторы, а предполагает, прежде всего, глубокую и всестороннюю перестройку ряда важнейших звеньев  судебной системы и прокуратуры  РФ с разработкой и принятием  поправок в действующее российское законодательство.

В-шестых, судебная власть - власть системная и в этом одна из ее основных качественных особенностей, отличающих судебную власть от других «ветвей» государственной власти. Каждый из судов, составляющих отдельные звенья общей судебной системы, самостоятелен и независим в осуществлении правосудия от кого бы ни было, исключая закон, в том числе и от других судов, в том числе судов вышестоящих. Но результат осуществления этой власти - решение или приговор суда - может быть отменен или изменен судом вышестоящим (кассационная и надзорная инстанции). Верховный Суд РФ является не только высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, но и осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью (ст.126 Конституции РФ). В свою очередь, Арбитражный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов (ст.127 Конституции РФ). Правосудие в полном объеме, следовательно, осуществляет вся судебная система в целом. О судебной власти во всей ее полноте можно говорить применительно к судебной системе в целом.

В-седьмых, в отправлении  правосудия, чего нет ни в одной  из других «ветвей» государственной  власти, имеют право принимать  участие непосредственно граждане РФ. Согласно ч.5 ст.32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать  в отправлении правосудия.

 

 

 

 

 

1.3  Судебная система Российской Федерации

В соответствии с принципом  разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная  и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Судебная система - совокупность всех действующих в Российской Федерации  в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач  судебной власти, принципов организации  и деятельности судов, построенная  с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.6

Правовая регламентация  основ судебной системы Российской Федерации содержится в Конституции  РФ (ст. 125-128) и Федеральном конституционном  законе от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации».

Основополагающим принципом  организации судебной системы является ее единство. Единство судебной системы  РФ обеспечивается путем7:

1) установления судебной  системы Российской Федерации  Конституцией РФ и Законом  о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными  судами и мировыми судьями  установленных федеральными законами  правил судопроизводства;

3) применения всеми судами  Конституции РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  общепризнанных принципов и норм  международного права и международных  договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности  исполнения на всей территории  Российской Федерации судебных  постановлений, вступивших в законную  силу;

5) законодательного закрепления  единства статуса судей;

6) финансирования федеральных  судов и мировых судей из  федерального бюджета.

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные  суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые  судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных судов  выглядит следующим образом8:

1) Конституционный Суд  РФ - судебный орган конституционного  контроля, самостоятельно и независимо  осуществляющий судебную власть  посредством конституционного судопроизводства;

Информация о работе Судебная система в Российской Федерации