Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 21:20, курсовая работа
Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры.
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 5
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. 12
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. 12
РАЗДЕЛ II. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. 15
ГЛАВА 1. КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ. 15
ГЛАВА 2. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 19
А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций. 19
Б) Внутренние функции государства. 22
В) Внешние функции государства 25
ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35
Как справедливо отмечает Л.А.Морозова, общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общественных интересов. Чем больший удельный вес общесоциальных функций, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей. Такая роль государства вынуждает его отказываться в своей практической деятельности от использования исключительно методов насилия, принуждения. Все чаще ему приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей, например к идее правового государства, господства права в общественной и политической жизни, соблюдения прав человека, защиты национальных меньшинств, различным формам участия населения в государственной и общественной жизни, к поддержке начал самоуправления, обеспечению свободы печати и гласности, судебной защите прав законных интересов гражданина и др..20
В этой связи рассмотрим содержание функций, присущих государствам разных общественно-экономических формаций по мнению С.А. Комарова.21
Итак, функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:
Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств:
В деятельности государства присутствуют одновременно как классовые, так и общесоциальные начала.
Таким образом, по источникам возникновения функции государства можно подразделить на:
А) вытекающие из классовых противоречий;
Б) вытекающие из потребностей общества.
Можно выделить следующие признаки функций государства:22
Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что в действительности речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.
Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.
В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.
На протяжении долгого времени в науке поддерживался искусственно классовый подход, не всегда обращалось внимание на особенность функционирования государства в интересах всего общества. Но в наше время можно с уверенностью сказать, что любое государство осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, социальных групп и слоев населения.
Как отмечает в А.Б.Венгеров, прежде всего на функции оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений ХХв.(а теперь уже и ХХI – А.Р.). Это воздействие двояко. С одной стороны, появляются жизненно важные направления деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности, которая происходит от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений (ядерные технологии, генетика, медицинская биология, проблема клонирования и.т.п).23
Также к числу факторов, влияющих на эволюцию функций государства несомненно можно отнести экологический фактор. Если современные государства не возьмут на себя обязанность поддерживать условия существования людей на своей территории, и не станет взаимодействовать с другими государствами, то в самое ближайшее время, по мнению А.Б.Венгерова, наступит неминуемый общественный коллапс, глобальный кризис.24
Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетарного значения – еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций.
Существуют различные основания для классификации функций государства. В юридической литературе выделяются в меньшем или большем количестве следующие критерии классификации:
Общепринятым считается разделение функций по объектам воздействия на внутренние и внешние. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений.
Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства, чему будет уделено внимание при их дальнейшем рассмотрении.
В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития (Например, экономическая функция), временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни.
С.А.Комаров приводит пример временно функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходе революции. В результате или перевоспитания, или физического уничтожения бывших эксплуататоров эта функция полностью отмирает или сливается с другой – функцией охраны правопорядка существующего строя).25
По социальной значимости принято выделять основные и неосновные.
Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры».26 Данное представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70-е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.27 Однако существуют и иные точки зрения.
Так, например, С.А.Комаров называет основные функции общими на том основании, что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Они присущи каждому звену государства. Неосновные функции он называет отдельными, так как они характерны для отдельных государственных органов.
Общие функции государства осуществляются через отдельные функции государственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому «именовать их «неосновными» на наш взгляд, было бы ошибочно».28
Следует отметить, что такая классификация традиционна и спорна в одинаковой степени. Многие авторы сомневаются в необходимости деления функций на основные и неосновные, но в тоже время не могут опровергнуть ее рациональность и необходимость в полном объеме. Невозможно опровергнуть то, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «равнее» среди себе равных прочих функций. Например, в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической, социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий – экологическая функция выходит на первый план.
В этой связи необходимо упомянуть о сопряженной проблеме существовании у государства «главной» функции и «второстепенных» функций.
Высказывается мнение о том, что «главной функцией государства не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни», а в качестве таковой может быть признана «охрана интересов человека, защита его прав…».29
Бесспорно, что в условиях рыночной экономики сфера регулирования государством хозяйственной жизни страны весьма ограничена и никак не может быть главной среди прочих сфер деятельности государства и человека. Но недооценка экономического воздействия государства на экономику также ошибочна. Именно кейнсианская модель поведения государства, выраженная в отказе от политики невмешательства государства и идеализации принципа «невидимой руки» (саморегулирование рынка) спасла в свое время США, остановив «Великую депрессию» 20х-40х гг. XX века.
Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции».30
Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществление всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции. Опять-же, во время «Великой депрессии» США все свои силы направляли на развитие экономики, признавая именно за этим возможность сохранить «американский образ жизни», права своих граждан-недавних эмигрантов на достойную жизнь.
К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Действительно, деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы:
А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.31
А.Б.Венгеров к числу правоохранительных функций относит судебную и информационную.
Специально следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации.
Специфика этой функции заключается в способах невоздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.32