Сущность и содержание теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:32, реферат

Краткое описание

Теория управления представляет собой науку, изучающую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления.
Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление об управлении, нельзя ограничиваться методами одной или нескольких наук.
Целью управления является формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технические, социальные, экономические и т.д.), их структур, внешних и внутренних связей, саморазвитии и воздействия одна на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы теории управления сущность и содержание теории управления.docx

— 29.95 Кб (Скачать файл)

4. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ

УПРАВЛЕНИЯ

 

                1 Объект и предмет теории управления.

 

Теория  управления представляет собой науку, изучающую процессы управления в  социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления.

Феномен управления известен еще с античных времен и  изучался многими общественными  науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление об управлении, нельзя ограничиваться методами одной или нескольких наук.

Целью управления является формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технические, социальные, экономические и т.д.), их структур, внешних и внутренних связей, саморазвитии и воздействия одна на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Исследования  показывают, что сегодня нет чисто  экономических, социальных, политических образований (систем и процессов). Появились интегральные зоны, такие, как социально- экономическая, культурно-политическая и др. Изменения в системах, особенно социальных, давно уже не носят линейного характера, хотя воздействия на них в обществе по-прежнему преимущественно односложные.

Поэтому наука управления не может ограничиться только воздействием на отдельно взятую сферу, она изучает общие законы и принципы их функционирования, развития и саморазвития.

Однако  наука управления должна рассматривать  управленческое бытие любой сферы, т.е. процесс управления для реализации которого, в свою очередь, необходим механизм реализации управления. Процесс управления и механизм управления должны соответствовать друг другу и цели управления как особому виду человеческой деятельности.

Поэтому объектом теории управления  является как процесс управления, так и  его механизм.

 

Предмет науки управления как междисциплинарной  дисциплины предполагает, что основными  методами ее исследования является системный  подход, системный анализ управленческих явлений, который объединяет совокупность методов и средств, помогающих изучить свойства и структуру общества в целом, представив его в качестве сложной системы. Однако смещение акцента на активное сознательное отношение человека к миру подтолкнуло к широкому исследованию проблем социального управления и психологии управления.

Важную  роль в управлении играют информационные технологии и применение компьютерных систем, что существенно меняет содержание управленческого труда и значительно повышает уровень его эффективности.

Ныне  центр тяжести всей исследовательской  работы в области технологии управления приходится именно на разработку проблем рационального управления. Более того, анализ литературы показывает, что сложилось уже целое направление (школа принятия решений), рассматривающее механизм управления с точки зрения принятия решений. При оценке нынешних возможностей использования новейшей техники обработки информации нужно помнить, что классы задач, стоящих перед органами управления, неоднородны. Среди них есть задачи формально определенные, не вполне формализуемые и оригинальные, творческие, включая те, которые пока что находятся за пределами научного решения. Поэтому принципиально неодинакова и роль компьютерных технологий в их решении. Ограничения в ее применении возрастают по мере продвижения по этому ряду задач от рутинных, стереотипных к нелинейным, творческим. Соответственно такому продвижению растет значение человеческого фактора в решении данных задач.

Понятийный  аппарат теории управления состоит  из довольно обширного набора принципов и положений, которые могут быть воплощены в объектах любой природы – физической, биологической, социальной. Однако понятийный аппарат является абстрактным.

Сердцевину  теории управления составляют понятия, отражающие в основном свойства и отношения, а не материальную природу их носителей. Однако теория управления будет приближаться к адекватному отражению механизмов упорядочения общественных явлений, если будут учитывать материальные и физические ограничения (природа, человек). В этом кроется одно из существенных затруднений, с которыми сталкивается кибернетика при рассмотрении механизмов социального управления.

Теория  управления опирается на разные системы  знаний, которые можно представить как:

-  управленческие  аспекты наук;

-  конкретные  науки об отдельных сторонах  управления;

-  теория  искусства управления.

Управленческие  аспекты  включают данные разных наук, описывающих основные черты управления. Так, в последние годы в управлении широко используются социологические науки (социология, социология управления, социология организации, психология управления и др.). В этой связи в управлении наиболее реалистичным является феноменальный подход по отношению к субъекту управления и управленческой ситуации в целом. Это означает, что ни один управленец  не может претендовать на абсолютно точное восприятие реальности и вынужден ее интегрировать в меру своих знаний и интеллекта.

Теория  управления существенно сменила  акцент внимания на изучение ценностных ориентаций и установок людей той или иной системы; исследует отношения как «субъективно-объективные», так и «субъектно-субъектные».

Если  теория управления изучает феномен  управления как целостное комплексное  явление (систему, процесс), то специальные  науки своим предметом рассматривают  законы и закономерности отдельных  этапов процесса управления: планирования и прогнозирования; руководства, контроля, управления персоналом и т.д.

Теория  искусства управления основана на эмпирических обобщениях, на базе конкретного опыта  управления, что позволяет создать образы управления, конкретные управленческие ситуации. Она не имеет универсальных закономерностей и принципов, не предусматривает общих правил управления. Она позволяет талантливым управленцам находить неординарные решения в условиях неопределенности. В сочетании со знаниями общих законов и принципов управления теория искусства управления, основанная в большей мере на интуиции, индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет получить оптимальный управленческий результат. В последние годы активно изучается роль интуиции в процессе принятия решения.

Предмет теории управления является дискуссионным  вопросом. Современная теория систем подтвердила великую истину диалектики, что целое имеет закономерности, не сводимые к закономерностям составляющих это целое компонентов.

Предметом теории управления являются закономерности, присущие управлению в целом, не отдельным функциям или сторонам управления, а управлению, рассматриваемому как целостное, комплексное и конкретное социальное явление.

 

 

 

            2 Законы управления и их характеристики.

 

Законы  являются высшей степенью познания, имеют  объективный характер, то есть они существуют независимо от сознания человека.

В объективном  мире существуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики:

1. Закон  единства и борьбы противоположностей.

2. Закон  отрицания.

3. Закон  перехода количественных изменений  в качественные.

Законы  управления как специфические законы выражают наиболее существенные связи  и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды.

В первую очередь эти законы затрагивают  те стороны управления, для которых  характерно взаимовлияние: когда изменение  формы и содержания одной стороны  управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).

Согласно  сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность  функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.

К третьей  группе относятся законы, не связанные  непосредственно с управлением,  но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные».

К общим  законам управления относятся:

1. Закон  соответствия социального содержания  управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.

2. Закон  преимущественной эффективности  сознательного и планомерного  управления.

3. Закон  единства системы управления.

4. Закон  соотносительности управляющей  и управляемой систем.

5. Закон  соответствия содержания и форм  прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.

6. Закон  единства действий законов управления.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления  деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах.

Планомерность развития, основанная на использовании  объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.

Непосредственная  связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно  закону единства системы управления, деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Сущность  закона соотносительности управляющей  и управляемой систем (субъекта и  объекта управления) заключается  в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система  управления состоит из объекта и  субъекта управления. В качестве объекта  управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект организации – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект  и субъект управления оформлены  в определенные системы – управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природы отношений между ее подсистемами заключается в следующем. Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Информация о работе Сущность и содержание теории управления