Теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теорий происхождения государства во всех временных рамках.
Задачи:
1. Рассмотреть причины многообразия теорий происхождения государства;
2. Изучить теории происхождения государства во всех временных рамках.

Содержание

Введение 3
1. Античные теории возникновения государства 5
1.1. Теологическая теория 5
1.2. Древнегреческая теория 7
1.3. Древнекитайская теория 9
2.Средневековые теории возникновения государства 12
2.1.Договорная теория происхождения государства 12
2. 2. Теория насилия 15
2.3. Патриархальная теория 17
2.4. Патерналистская теория 18
3. Современные теории возникновения государства 21
3.1.Расовая теория 21
3.2. Психологическая теория 22
3.3. Органическая теория 24
3.4. Патримониальная теория 26
3.5. Ирригационная теория 28
3.6. Кризисная теория 29
3.7. Волюнтаристские теории 32
3.8. Теория инцеста 34
3.9. Марксистская теория 37
Заключение 39
Библиографический список 41

Вложенные файлы: 1 файл

Теории происхождения государства.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

В соотношении  понятий "власть-собственность" представители  данной теории отдают приоритет праву  собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

Действительно, государство может считаться  собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху  абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в  период своего возникновения государственные  институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.

3.5. Ирригационная теория

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого  ученого-марксиста К. Виттфогеля. В  своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Положительные стороны

Процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заливания, обеспечивающих по ним судоходство и т. п. К. А. Виттфогель пытался связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозного ирригационного строительства. Эти работы диктовали необходимость жёсткого, централизованного управления, распределения, учёта, подчинения и т. п.

Отрицательные стороны

Положения данной теории не всегда применимы к возникновению  и образованию других государств, например, государств Южной Америки: Инков, Муиска; Европы; приморские цивилизации Японии.

3.6. Кризисная теория

Согласно кризисной  теории (ее автором является проф. А. Б. Венгров) государство возникает  как итог так называемой неолитической  революции – перехода человечества от экономики присваивающей к  экономике производящей. Этот переход по мнению А. Б. Венгерова был вызван экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник примерно 10-12 тыс. лет назад. Глобальное изменение климата на Земле, вымирание мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и другой мегафауны поставило под угрозу существование человечества как биологического вида. Сумев выйти из экологического кризиса путем перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю свою социальную и хозяйственную организацию. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, само существование человечества в новых условиях.

Согласно данной теории, государство первоначально возникло на Востоке (Древний Китай, острова Полинезии, цивилизация инков). При этом азиатский путь развития государства стал типичным для государствообразования, его прошли практически все страны. Уникальным путем формирования государства стал путь от первобытного общества к рабовладельческому, который прошли только два государства — Древний Рим и Древняя Греция.

В соответствии с потестарной теорией человеческое общество прошло два этапа своего первобытного существования — этап присваивающей экономики и этап производящей экономики. На первом этапе люди жили родовой общиной, т.е. в основе социальной организации первобытнообщинного общества лежали родственные отношения, а главным принципом был принцип эгалитарности (полного действительного равенства) членов общины в социальном смысле. Этому обществу были присущи властные институты — власть предводителя, совета старейшин. Главными способами формирования этих институтов были выборность, сменяемость, а путь к лидерству определялся авторитетом, личными качествами того или иного члена общины. В целом же все вопросы жизни родовой общины решались членами сообща.

Переход к этапу  производящей экономики был обусловлен преимущественно факторами экологического характера — неблагоприятными изменениями  климата, исчезновением многих растений и животных, которые употреблялись первобытным человеком в пищу (период «неолитической революции»). Постепенный переход к производящей экономике изменил образ жизни общины: появились новые управленческие функции, произошло становление нового типа трудовой деятельности. Развитие земледелия вызвало необходимость регламентации и учета трудового вклада каждого члена общины, участия в создании общественных фондов, распределении произведенного продукта, образовании семенного и резервного фондов и др. Лидер в общине становится главным распределителем произведенного продукта, контролером и регулятором всего процесса производства, а со временем он отрывается от основной массы общинников и в силу своего положения получает возможность присваивать себе прибавочный продукт. Со временем он становится и обладателем собственности. С усложнением производства наряду с лидером появляется слой советников, администраторов, чиновников, т.е. группы организаторов производства, возникают первичные предгосударственные (протогосударственные) структуры, которые первоначально выполняют общественно полезные функции, действуют в интересах всей общины. В этот период еще отсутствует эксплуатация, а лишь существует разделение труда между управляемыми и управляющими.

Однако постепенно материальные богатства накапливаются у управляющих, происходит расслоение общества, качественное изменение его социальной структуры, утверждается новая организация его жизни — зарождаются государства.

Сначала, на раннем этапе, возникают города-государства, где выделяются военачальники, жрецы, канцеляристы, отлученные от общественного производства. Возникает аппарат принуждения, усиливается тенденция к накоплению материальных благ, возникает частная собственность. Администрация, лидер государства становятся частными собственниками, что приводит к значительной дифференциации общества и по социальному положению, и по интересам. Власть приобретает политический характер, так как нацелена на регулирование различных интересов, которые неодинаковы у разных групп населения. Такое регулирование и осуществляет государство, выступающее своеобразным арбитром в уравновешивании разнообразных и нередко противоположных интересов и потребностей.

Согласно современной  теории происхождения государства, не частная собственность привела к расколу общества на классы, как считали классики марксизма, а сама частная собственность возникла в недрах уже классового оформленного общества. Большинство народов обрело свою государственность именно таким путем. Европейская же модель возникла позже.

Таким образом, современная точка зрения на генезис  государства позволяет сделать  следующие выводы.

 Государство  возникает объективно, в силу  внутренних потребностей организации  общинников-земледельцев и перехода  первобытного общества от присваивающей к производящей экономике, вызванного изменениями материальных условий жизни общества, необходимостью учета вклада каждого общинника в работу, распределения произведенных продуктов, организации ирригационных работ и др. Оно не навязывается извне.

 Раннеклассовое  государство защищало интересы  всего общества, всех его слоев.  Классовая природа государства  определилась лишь со временем, после появления классов и  стремления некоторых из них  поставить государство на службу  интересам данного класса.

 Становление и развитие классов и государства идет параллельно. Не только классы вызвали появление государства, но и государство стимулировало появление классов — особого слоя учетчиков, «управленцев», осведомленных о традициях, обычаях общества, обладавших умением организовывать земледельческое производство, передающих эти знания и должности по наследству.

3.7. Волюнтаристские теории

Волюнтаристские теории утверждают, что в какой-то момент своей истории определенные народы спонтанно, рационально и  добровольно отказываются от своего индивидуального суверенитета и объединяются с другими общинами, чтобы сформировать более крупную политическую единицу, достойную быть названной государством. Наиболее известной из этих теорий является старая теория Общественного договора, которую связывают с Руссо. Теперь мы знаем, что никакой подобный договор никогда не подписывался человеческими группами, и теория Общественного договора сегодня не более, чем историческая диковина.

Наиболее широко распространенная из современных волюнтаристских теорий - это теория, которую я бы назвал «автоматической теорией». Согласно этой теории, изобретение земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что позволяет некоторым индивидам отделиться от производства питания и стать гончарами, ткачами, плотниками, каменотесами и т. д., В.Г. Чайлдом (см., например: Childe 1936: 82-83; 1950: 6).

Принципиальным  противоречием этой теории является то, что сельское хозяйство не создает  автоматически прибавочного продукта. Мы знаем об этом, так как многие земледельческие народы мира производят мало прибавочного продукта. Практически все индейцы Амазонки, например, были земледельцами, но в первобытные времена они

не производили  прибавочного продукта. То, что технически производить такой прибавочный продукт было для них вполне реально, доказывается тем фактом, что под воздействием предложений европейских поселенцев продавать им продукты питания ряд племен смогли начать выращивать маниок на продажу в объемах, значительно превосходивших их собственные нужды. Таким образом, технические возможности для производства прибавочного продукта там были: не было социальных механизмов для их реализации.

Другая современная  волюнтаристская теория возникновения государства - это «гидравлическая гипотеза» Карла Виттфогеля. Как я понимаю, Виттфогель видит возникновение государства следующим образом. В определенных засушливых и полузасушливых регионах мира земледельцы-общинники изо всех сил старались прокормиться с помощью мелкомасштабной ирригации, затем настал момент, когда они поняли, что будет больше пользы для всех, если отбросить индивидуальную автономию и объединить свои деревни в одну большую политическую единицу, способную осуществлять ирригацию в крупных масштабах. Органы власти, которые были созданы для разработки и управления такими обширными ирригационными работами, и образовали государство.

Эта теория столкнулась  недавно с некоторыми затруднениями. Археологические данные показывают, что по крайней мере в трех районах, которые Виттфогель приводит в качестве иллюстрации своей «гидравлической гипотезы»: Месопотамии, Китае и Мексике, - развитое государство появилось задолго до широкомасштабной ирригации4. Таким образом, ирригация не была причиной появления государства и не играла той роли, которую приписывал ей Виттфогель.

Эта и другие волюнтаристские теории возникновения  государства наталкиваются па один и тот же подводный камень: очевидную неспособность автономных политических единиц отказаться от своего суверенитета при отсутствии доминирующего внешнего принуждения. Мы видим, что эта неспособность демонстрируется вновь и вновь политическими единицами, начиная от маленьких сельских общин и заканчивая великими империями. На самом деле, можно изучать страницы истории и не найти ни одного истинного исключения из этого правила. Таким образом, чтобы рассмотреть возникновение государства, мы должны отвергнуть волюнтаристские теории и поискать решение проблемы происхождения государства где-то в другом месте.

3.8. Теория инцеста

Французский этнограф и социолог Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применять весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры .

Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность  данной теории, вряд ли оправданно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных факторов.

Особенностью  рассмотренных теорий является то, что их представители ставили  перед собой задачу создать универсальную  теорию происхождения государства и права, способную объяснить причины и процесс возникновения любого государства. История свидетельствует о том, что подобные попытки являются бесперспективными. Различные государства возникали в силу самых разных причин, и унифицировать их в рамках одной универсальной теории невозможно. Тем не менее, это отнюдь не означает, что нельзя выделить наиболее общие закономерности их возникновения.

  1. Возникновение государства представляет собой достаточно длительный исторический процесс, который нельзя рассматривать как одномоментный акт: вчера не было, а сегодня уже есть. Даже если исходить из фактически подтвержденной теории насилия, то следует иметь в виду, что: во-первых, акту насилия предшествует длительный период, в недрах которого зарождаются основы государства; во-вторых, сам факт акта насилия является лишь условным моментом возникновения государства, поскольку, в-третьих, его становление до такого социального института, как собственно государство охватывает достаточно длительный исторический период.
  2. Государство возникает относительно объективно. Объективно потому, что не возникнуть оно просто не может. История не предъявляет ни одного факта, где на определенном этапе развития общества последнему не понадобился такой орган управления как государство. Относительно потому, что государство есть продукт общества, а, следовательно, результат и сознательной деятельности людей.

Информация о работе Теории происхождения государства