Теория государств и права как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Теория государства и права – это наука, которая изучает государство и право в их историческом развитии.

Исходником для установления предмета, изучаемого любой наукой, является признание его объективности. Факт объективного сосуществования государства и права очевиден. Государство и право, их законы возникновения и развития выступают как проявление законов общественного развития. Наконец, государство и право – относительно самостоятельные социальные явления, принадлежащее юридической действительности, и как таковые обладают правовыми свойствами, собственными частными закономерностями формирования и эволюции.

Вложенные файлы: 1 файл

тпг курсовик.docx

— 66.75 Кб (Скачать файл)

 

Теория государства и  права изучает государственно-правовые явления не изолированно от других фактов цивилизованного общества, а  в тесной и неразрывной связи  с ними. В современных условиях социально-политическое развитие во всех странах мира характеризуется возрастанием роли государства и права в  жизни общества, усилением государственно-правового  вмешательства в различные общественные процессы.

 

В отличие от догмы права, изучающей и решающей практические юридические задачи и проблемы, теория государства и права изучает  общие и специфические свойства и тенденции права вообще, независимо от того, где бы и когда бы оно  ни существовало.

 

Предмет теории государства  и права – это динамичная категория, которая постоянно уточняется. В  отечественной науке идет дискуссия  о возможности выделения из состава  теории государства и права сначала  теории государства и теории права  либо философии государства и  права и социологии государства  и права.

 

Итак, предметом теории государства  и права выступают такие явления  общественной жизни, как государство  и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в  обществе, а также особенности  политического и правового сознания и правового регулирования.

 

Функции теории государства  и права

 

 

 

Как и любая наука, теория государства и права выполняет  определенные функции, характеризующие  ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

 

Теория государства и  права как фундаментальная наука  выполняет ряд важных функций.

 

Онтологическая функция  — первая и отправная. Онтология  — учение о бытии, в котором  исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

 

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права  отвечает на вопросы, что есть государство  и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в  настоящее время, какова их судьба и  т. д.

 

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его  отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая  теоретические конструкции и  приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

 

Эвристическая функция. Эвристика  — это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства  и права не ограничивается познанием  и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в  частности, в условиях рыночной экономики.

 

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет  по отношению к отраслевым юридическим  наукам методологическую функцию, задавая  им определенный уровень, теоретическую  и логическую целостность. Обобщая  государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует  идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в  целом. Ее категории, принципы, идеи и  выводы служат своеобразными «опорными  пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических  наук.

 

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого — «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная  власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

 

Идеологическая функция. Идеология — система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в  соответствии с которыми формируется  мировоззрение и жизненная позиция  личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих  идеологических установок и мотивов  ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные  периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностю и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о  государственном праве, создает  научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через  государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание  субъектов права и тем самым  на регулирование общественной жизни  в целом.

 

Практически-организаторская  функция. Теория государства и права  служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового  строительства, особенно в современный  сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом  долгу перед обществом.

 

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей  развития государства и права  анализируемая наука выдвигает  гипотезы о их будущем, истинность которых  затем проверяется практикой.

 

Научное прогнозирование  имеет большое значение для предвидения  в государственно-правовой сфере, оно  позволяет «заглянуть» в будущее  государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность  в действиях и тогда, когда  не полностью осуществляются.

 

Значение методологии  в познании государства и права

 

Термин «метод» введен в научный оборот древними греками. Под ним понимается способ, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали  методам познания исключительное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод  с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с  фонарем по дороге, опередит того, кто  бежит впотьмах без дороги. Иначе  говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят  от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы ― продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.

 

Методы теории государства  и права — это приемы, способы, подходы, которые используются ею для  познания своего предмета и получения  научных результатов. Учение о методах  научного познания называется методологией.

 

Методология теории государства  и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней  исследования государственно-правовых явлений.

 

Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном  каком-либо отдельно взятом аспекте, а  во всех формирующих общее видение  исследуемых явлений аспектах.

 

Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций  их прошлого и предполагаемого будущего.

 

Теория государства и  права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно  развивающаяся, живая наука, находящаяся  в непрерывном поиске. Обновляя и  развивая свои методы познания, она  приближается к осуществлению своего основного предназначения — служить  научным ориентиром государственно-правовой практике.

 

Вместе с тем поиск  новых и обогащение арсенала существующих средств позволяют теории права  и государства решать свою важнейшую  внутреннюю задачу - сводить в единую систему все знание о своем  предмете. Знание методологии теории права и государства проявляется  вполне рельефно еще и в том, что  ее закономерности используют специальные  отраслевые юридические науки, изучающие  нормы и условия правового  регулирования в определенной области  государственной деятельности. Обогащение методологического багажа теории, в  свою очередь, идет и за счет специальных  и частных методик отраслевых дисциплин. Нечто подобное происходит и во взаимоотношениях теории с другими  общественными науками. Здесь уже  теория права и государства использует в качестве своего наиболее широкого методологического основания мировоззренческие  закономерности философии, чтобы, отправляясь  от них, дать ответы, например, на вопросы  о происхождении, сущности и общественном назначении права в целом, или  разрабатывает общие понятия: закон, законодательство, правовая норма, правовое регулирование и др. В свою очередь, теория делится результатами собственных  исследований, научными данными, своими методическими находками, помогающими  фундаментальным мировоззренческим общественным наукам с единых теоретико-методологических позиций осмысливать свой предмет изучения.

 

Многовековой мировой  опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и  многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются  на различные методы, подходы и  получают далёко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают  саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают  и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и  право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д.

 

Вместе с тем любая  теория, используя свои методы познания, несет крупицы знаний в общую  копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани  изучаемых феноменов. Сегодня самым, пожалуй, приемлемым для теории государства  и права является конструктивно-критический  подход к оценке и анализу прошлых  и настоящих государственно-правовых учений.

 

Методы теории государства  и права, как уже говорилось, тесно  связаны с ее предметом. Последний  отвечает на вопрос, что изучает  теория, методы — как, какими способами  она это делает. В основе методов  лежит предмет теории, ибо без  теории метод остается беспредметным, а наука — бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная  адекватными методами, может выполнить  стоящие перед ней задачи и  функции.

 

Теория и метод возникают  одновременно, они генетически связаны, к ним предъявляются сходные  требования: не только результат, но и  путь к нему должен быть истинным. Изменение  содержания теории требует совершенствования  методов. Фр. Бэкон утверждал, что  искусство открытия росло с самим  открытием. Вместе с тем, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, теория и  метод не тождественны друг другу, не могут и не должны заменять и подменять  друг друга.

 

Как отдельные методы, так  и методология в целом определяются предметом самой науки. Важную роль играют субъективные факторы. Они заключаются  в способности использовать по своему выбору методы исследования предмета.

 

Методы изучения государства  и права

 

 

 

Методология предмета теория государства и права достаточно сложна. Она включает в себя самые  различные по степени общности и  познавательными задачами приемы:

 

Философский метод.

 

Философские методы отражают взгляды людей на мир и их место  в этом мире, включая идею о ценностях  жизни. Они отвечают на вопросы, из чего состоит мир, познаваем ли он, как  должен мыслить человек и как  он должен действовать. Философские  методы используются всеми науками  без исключения и составляют ядро соответствующего типа мировоззрения.

 

Следовательно, содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания. Совокупность этих принципов  зависит от того, какое философское  учение разделяет исследователь. В  частности, ученый-юрист, придерживающийся диалектического материализма, должен реализовать требования объективности  и всесторонности познания, исторического  и конкретно-исторического подходов, познания отдельного явления через  выделение противоречивых его сторон и др.

 

Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно  подходить к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство и  право в процессе их многовекового  развития, в его действительных связях и отношениях, уметь отличать помыслы  и побуждения политиков и юристов  от действительной направленности законодательства, обусловленного, в конечном итоге, экономическими отношениями общества.

 

Для раскрытия сущности государства  и права весьма важным является и  требование всесторонности познания. Государство и право находятся  во взаимосвязи со всеми надстроенными  и базисными явлениями. Если какие-либо из этих связей останутся неисследованными, то это повлечет за собой неточное и в ряде случаев неверное понимание  сущности государства и права. Для  исследования сущности государства  и права важны не только их связи  и отношения, существующие на момент изучения, но и отношения, которые  существовали на различных этапах их развития. Ибо научный подход к  познанию социальных явлений сводится к рассмотрению истории возникновения  и главных этапов развития исследуемого явления, а также его современного состояния, как итога, результата предшествующего  развития. Всеобщие философские принципы не содержат и не могут содержать  специфических правил, принципов  познания права, и поэтому в конкретных исследованиях, проводимых учеными-юристами, они применяются в тесном единстве с общими, специальными и частными методами.

 

Любой метод, как бы ни велика была его роль в познании, позволяет  получить плодотворные результаты лишь в ограниченном взаимодействии с  философским методом в качестве одной из форм конкретизации определенной совокупности его принципов. В совокупности общих, специальных и частных  методов, составляющих методологию  теории государства и права, философский  метод реализуется полностью.

 

Принципы философии не связаны с какими-то одними общими, специальными или частными методами, а реализуются в нескольких методах, выполняющих одинаковые познавательные задачи.

Информация о работе Теория государств и права как наука и учебная дисциплина