Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 16:40, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть характерные черты и особенности такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. выявить существенные признаки и задачи данного вида юридической деятельности;
2. рассмотреть формы систематизации законодательства и дать их сравнительную характеристику;
3. выделить основные этапы работы по систематизации и показать их значение для развития всей системы законодательства.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Общая характеристика систематизации законодательства.....................................................................................................5
§1. Понятие систематизации законодательства…………………………….….5
§2. История систематизации
законодательства………………………………..............................................7
Глава II. Формы систематизации законодательства...................................................................................................10
§1. Учет и консолидация как формы систематизации законодательства....................................................................................................10
§2. Инкорпорация как форма систематизации законодательства....................................................................................................17
§3. Кодификация как форма систематизации законодательства....................................................................................................20
Глава III. Основные этапы систематизации законодательства...................................................................................................24
Заключение............................................................................................................29
Список литературы.........................................................................................
Систематизация законодательства должна быть непрерывной деятельностью. В разные периоды развития государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда существует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же модификации, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план. В настоящее время в России нормативно-правовая база стабилизировалась, поэтому проблема систематизации законодательства становиться актуальной.
Список литературы
I. Законодательные и другие официальные материалы:
1. СЗ РФ. 1998. №7. Ст. 509.
2. СЗ РФ. 2002. №12. Ст. 1260.
3. СЗ РФ. 2003. №7. Ст. 829.
II. Книги:
1. Общая теория права. / Под ред. Пиголкина А.С. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – с. 512.
2. Пиголкин А. С. Общая теория государства и права. Академический курс. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана 1998. – Т. 2. – с. 468.
3. Синельников Б.М., Горчиков В.А., Свечников В.П. Системный подход в научном познании. – М.: Пресс, 1999. – с. 246.
4. Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. – Спб.: "Юридический центр Пресс", 2003. – с. 458.
5. Теория государства и права. / Под ред. Перевалова В.Д. – М.: Норма, 2005. – с. 412.
6. Теория права и государства: Учебник / под. Ред. В.В. Лазарева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – С. 218-226
7. Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд. изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М), 2000 – С. 295-319
8. Теория государства и права: Учебник / кол. авторов; отв. ред. А.В. Малько. 3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 185-188
9. Теория государства и права. / Под ред. Рассолова М.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – с. 476.
10. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Матузова Н.И., Малко А.В. – М.: Юрист, 2000. – с. 542.
11. Теория права и государства. / Под ред. Сальникова В.П., Ромашов В.А. – Спб.: "Университет", 2002. – с. 148.
12. Шапкин М.А., Дмитриев Ю,А. Правоохранительные органы. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – с. 452.
III. Статьи:
1. Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства. – Журнал российского права. – 2003. – №7. – с. 62-71.
2. Колдаева Н.П. Современное состояние российского законодательства и его систематизация. – Государство и право. – 1999. – №3. – с. 24-25.
3. Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации. – Журнал российского права. – 1999. – № 11. – с. 35-53.
4. Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской империи М.М. Сперанским. – Журнал российского права. – 2001. - №5. – с. 154-160.
5. Сидорчук М.В. О систематизации законодательства в России (1826-1832 гг.). – Известия ВУЗов: Правоведение. – 1990. - №6. – с. 26-32.
6. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах. – Журнал российского права. – 2003. - №3. – с. 27-32.
Приложение №1
Инкорпорация и её виды
Инкорпорация |
| ||||
по субъекту, производящему систематизацию (по юридической силе создаваемых актов) |
Официальная осуществляется от имени
и по поручению либо с санкции
правотворческого органа (органов), который
утверждает или иным способом официально
одобряет подготовленное Собрание (Свод).
Оно носит официальный |
Официозная (полуофициальная) издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например. Министерством Юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер |
|
Неофициальная осуществляется теми субъектами,
которые не имеют специальных, предоставляемых
правотворческим органом | |
Обыденная осуществляется любыми субъектами общественных отношений |
Профессиональная осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями | ||||
Свод законов РСФСР |
Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР |
Сборники по трудовому, жилищному
или пенсионному | |||
по характеру расположения материала по объему охватываемого нормативного материала |
Хронологическая нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания |
Систематическая (предметная) нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, в каждом разделе акты размещаются по предметному принципу |
Смешанная при подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке | ||
Собрание законодательства РФ, бюллетень нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др. |
Объединение нормативных актов по отраслям права, сферам государственной деятельности (образование, здравоохранение и т.д.) | ||||
Генеральная (полная, общая) в собрание включается или все законодательство страны, все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т. д. |
Частичная (отраслевая) составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам |
| |||
Собрание законодательства РФ |
|||||
по методу обработки нормативных актов |
Простая из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц |
Сложная наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты |
Приложение №2
Кодификация и её виды
Кодификация |
||||
Всеобщая Создание сводных |
Комплексная Объединение норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однородных общественных отношений |
Отраслевая Систематизация актов отдельных отраслей права |
|
Специальная Объединение норм определённого правового института либо нескольких правовых институтов |
? |
? |
УК РФ, ГК РФ и др. |
Налоговый, лесной кодекс и др. |
Приложение №3
Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства (инкорпорация и кодификация)
Признаки сравнения |
Инкорпорация |
Кодификация |
цель |
поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии; упорядочение законодательства |
критическое переосмысление
действующих норм, устранение противоречия
и несогласованности между |
приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему | ||
по субъекту, производящему систематизацию |
может быть официальной и неофициальной |
всегда носит официальный характер и осуществляется только |
критерии расположения и отбора материала |
имеют субъективный характер, т.е. выбираются произвольно в зависимости от цели систематизации и назначения инкорпорированного сборника |
имеют объективный характер,
т.к. основывается на системе права,
но может применяться и |
Предмет воздействия |
нормативно-правовые акты |
правовые предписания и юридические институты |
результат систематизации |
сборник или собрание, в котором сохраняется неизменным содержание нормативного регулирования |
создаётся новый, сводный, систематизированный нормативно-правовой акт, при этом происходит глубокая всесторонняя внутренняя переработка нормативного материала; акт кодификации всегда имеет значительный объем, сложную структуру |
время |
представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов |
представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных органов |
уровень систематизации |
низший, часто рассматривается как предварительный этап (прием) кодификации, но может иметь и самостоятельный характер |
высший, наиболее сложный и совершенный уровень, включающий в себя инкорпоративные приемы |
особая форма правотворчества |
Приложение №4
Основные этапы систематизации законодательства
1 Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 30
2 Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 31
3 Именной указ «О заседании в государственных палатах боярам для учинения свода уложений всех указов, после того состоявшихся» // ПСЗ. Собр. I. T. IV. 1700-1712/ № 1765
4Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 265
Информация о работе Теория и практика систематизации законодательства