Теория и практика систематизации законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть характерные черты и особенности такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. выявить существенные признаки и задачи данного вида юридической деятельности;
2. рассмотреть формы систематизации законодательства и дать их сравнительную характеристику;
3. выделить основные этапы работы по систематизации и показать их значение для развития всей системы законодательства.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Общая характеристика систематизации законодательства.....................................................................................................5
§1. Понятие систематизации законодательства…………………………….….5
§2. История систематизации
законодательства………………………………..............................................7
Глава II. Формы систематизации законодательства...................................................................................................10
§1. Учет и консолидация как формы систематизации законодательства....................................................................................................10
§2. Инкорпорация как форма систематизации законодательства....................................................................................................17
§3. Кодификация как форма систематизации законодательства....................................................................................................20
Глава III. Основные этапы систематизации законодательства...................................................................................................24
Заключение............................................................................................................29
Список литературы.........................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГиП.docx

— 159.74 Кб (Скачать файл)

    Систематизация законодательства должна быть непрерывной деятельностью. В разные периоды развития государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда существует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же модификации, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план. В настоящее время в России нормативно-правовая база стабилизировалась, поэтому проблема систематизации законодательства становиться актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

I. Законодательные и другие  официальные материалы:

1. СЗ РФ. 1998. №7. Ст. 509.

2. СЗ РФ. 2002. №12. Ст. 1260.

3. СЗ РФ. 2003. №7. Ст. 829.

 

II. Книги:

 1. Общая теория права. / Под ред. Пиголкина А.С. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – с. 512.

 2. Пиголкин А. С. Общая теория государства и права. Академический курс. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана 1998. – Т. 2. – с. 468.

 3. Синельников Б.М., Горчиков В.А., Свечников В.П. Системный подход в научном познании. – М.: Пресс, 1999. – с. 246.

 4. Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. – Спб.: "Юридический центр Пресс", 2003. – с. 458.

 5. Теория государства и права. / Под ред. Перевалова В.Д. – М.: Норма,   2005. – с. 412.

 6. Теория права и государства: Учебник / под. Ред. В.В. Лазарева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – С. 218-226

  7. Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд. изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М), 2000 –   С. 295-319

 8. Теория государства и права: Учебник / кол. авторов; отв. ред. А.В. Малько. 3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 185-188

 

9. Теория государства и права. / Под ред. Рассолова М.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – с. 476.

10. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Матузова Н.И., Малко А.В. – М.: Юрист, 2000. – с. 542.

11. Теория права и государства. / Под ред. Сальникова В.П., Ромашов В.А. – Спб.: "Университет", 2002. – с. 148.

12. Шапкин М.А., Дмитриев Ю,А. Правоохранительные органы. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – с. 452.

 

 

III. Статьи:

1. Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства. – Журнал российского права. – 2003. – №7. – с. 62-71.

2. Колдаева Н.П. Современное состояние российского законодательства и его систематизация. – Государство и право. – 1999. – №3. – с. 24-25.   

3. Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации. – Журнал российского права. – 1999. – № 11. – с. 35-53.

4. Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской империи М.М. Сперанским. – Журнал российского права. – 2001. - №5. – с. 154-160.

5. Сидорчук М.В. О систематизации законодательства в России (1826-1832 гг.). – Известия ВУЗов: Правоведение. – 1990. - №6. – с. 26-32.

6. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах. – Журнал российского права. – 2003. - №3. – с. 27-32.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Инкорпорация  и её виды

 

Инкорпорация

 

по субъекту, производящему  систематизацию (по юридической силе создаваемых актов)

Официальная

осуществляется от имени  и по поручению либо с санкции  правотворческого органа (органов), который  утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Оно носит официальный характер, на его материалы можно ссылаться  в процессе правотворческой и  правоприменительной деятельности

Официозная (полуофициальная)

издание собраний и сборников  законодательства

по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например. Министерством Юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неофициальная

осуществляется теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых  правотворческим органом полномочий издавать собрания законодательства и  осуществляют эту деятельность по собственной  инициативе. Данные инкорпоративные сборники не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права

Обыденная

осуществляется любыми субъектами общественных отношений

Профессиональная

осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями

Свод законов РСФСР

Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР

Сборники по трудовому, жилищному  или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т. д.

по характеру расположения материала

по объему охватываемого  нормативного материала

Хронологическая

нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания

Систематическая (предметная)

нормативные акты располагаются  по

тематическим разделам в  зависимости от их содержания, в  каждом разделе акты размещаются по предметному принципу

Смешанная

при подготовке и издании  собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы  собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке

Собрание законодательства РФ, бюллетень нормативных актов ведомственных или

муниципальных органов и  др.

Объединение нормативных  актов по отраслям права, сферам государственной  деятельности (образование, здравоохранение  и т.д.)

Генеральная (полная, общая)

в собрание включается или  все законодательство страны, все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и   т. д.

Частичная (отраслевая)

составляются собрания и  сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли

законодательства или  правовому

институту и другим признакам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собрание

законодательства РФ

 

по методу обработки нормативных  актов

Простая

из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц

Сложная

наряду с указанными действиями из

сборников исключаются также 

формально не отмененные, но

фактически утратившие силу акты


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Кодификация и  её виды

Кодификация

 

Всеобщая

Создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства

Комплексная

Объединение норм различных  отраслей права, регулирующих крупные  сферы однородных общественных отношений

Отраслевая

Систематизация актов 

отдельных отраслей права

 

 

Специальная

Объединение норм определённого  правового института либо нескольких правовых институтов

?

?

УК РФ, ГК РФ и др.

 

Налоговый, лесной кодекс и  др.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства (инкорпорация и кодификация)

Признаки сравнения

Инкорпорация

Кодификация

цель

поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии; упорядочение законодательства

критическое переосмысление действующих норм, устранение противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм; упорядочение и обновление законодательства

приведению нормативных  актов в единую, упорядоченную  систему

по субъекту, производящему  систематизацию

может быть официальной и  неофициальной

всегда носит официальный  характер и осуществляется только

критерии расположения и  отбора материала

имеют субъективный характер, т.е. выбираются произвольно в зависимости  от цели систематизации и назначения инкорпорированного сборника

имеют объективный характер, т.к. основывается на системе права, но может применяться и субъективный критерий, выбранный законодателем.

Предмет воздействия

нормативно-правовые акты

правовые предписания  и юридические институты

результат систематизации

сборник или собрание, в  котором сохраняется неизменным содержание нормативного регулирования

создаётся новый, сводный, систематизированный  нормативно-правовой акт, при этом происходит глубокая всесторонняя внутренняя переработка  нормативного материала; акт кодификации  всегда имеет значительный объем, сложную  структуру

время

представляет собой, в  принципе, постоянную деятельность государственных  и иных органов

представляет собой, в  принципе, постоянную деятельность государственных  органов

уровень систематизации

низший, часто рассматривается  как предварительный этап (прием) кодификации, но может иметь и  самостоятельный характер

высший, наиболее сложный  и совершенный уровень, включающий в себя инкорпоративные приемы

 

особая форма правотворчества


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Основные этапы  систематизации законодательства

1 Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 30

2 Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 31

3 Именной указ «О заседании в государственных палатах боярам для учинения свода уложений всех указов, после того состоявшихся» // ПСЗ. Собр. I. T. IV. 1700-1712/ № 1765

4Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 265

 


Информация о работе Теория и практика систематизации законодательства