Теория правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

История хранит довольно информативные и полезные идеи о совместимости государства и права. Верховенство закона - это результат «Нового времени». Ни древность или средневековье не знали правового статуса, хотя идея верховенства права уходит своими корнями в древнее общество. Общее исследование этого вопроса, мы должны принять во внимание информацию о идей и концепций в ряде этих принципов в термином "верховенство права" дошедших до наших дней из древности. Верховенство закона подробно обсудили в наше время. Основной причиной этого акцента верховенство права является не только мысль человечества, но также ищет пути создания реализацию более эффективного осуществления.

Содержание

Введение.................................................................................................2
Глава 1. История теории государственного права...................................3
1.1 Предпосылки к развитию теории государственного права................3
1.2 Теория правового государства в системе других государственно- п. правовых теорий...............................................................................7
Глава 2. Теория правого государства на современном этапе.................10
2.1 Сущность правового государства, его основные черты и может принципы............................................................................................10
2.2 Принцип разделения властей............................................................15
2.3 Принцип федерализма в РФ.................................................................18
2.4 Взаимоотношение личности и государства.......................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

теория прававого государства.docx

— 59.46 Кб (Скачать файл)

                                     СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................2

Глава 1. История теории государственного права...................................3

1.1 Предпосылки к развитию  теории государственного права................3

         1.2 Теория правового государства в системе других государственно-                              п.              правовых теорий...............................................................................7

Глава 2. Теория правого государства на современном этапе.................10

2.1 Сущность правового государства, его основные черты и                 может    принципы............................................................................................10

2.2  Принцип разделения властей............................................................15

             2.3 Принцип федерализма в РФ.................................................................18

          2.4  Взаимоотношение личности  и государства.......................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Введение

История хранит довольно информативные и полезные идеи о совместимости государства и права. Верховенство закона - это результат «Нового времени». Ни древность или средневековье не знали правового статуса, хотя идея верховенства права уходит своими корнями в древнее общество. Общее исследование этого вопроса, мы должны принять во внимание информацию о идей и концепций в ряде этих принципов в термином "верховенство права" дошедших до наших дней из древности. Верховенство закона подробно обсудили в наше время. Основной причиной этого акцента верховенство права является не только мысль человечества, но также ищет пути создания реализацию более эффективного осуществления.

Сегодня , в соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации , наша страна является демократическим государством, основанный на федеральный закон с республиканской формой правления . Это положение имеет первостепенное значение , потому что это определяет правовою науку Российской Федерации , в котором перечислены некоторые из его основных характеристик , с учетом всех следующих статей Конституции . Для каждого гражданина, и особенно для адвоката , основной закон страны, в которой он живет, должен стать основой принципов правового поведения . Конституция является точкой исследования и применения правового регулирования общества происхождения.

Цель: изучить мнения ученых и философов к идее верховенства права в их историческом развитии и определить текущее состояние этих идей , их реализации в нашей стране . В моей работе я буду рассматривать историю идей закона и их связь с современностью. Тема исследования курсовой - верховенство закона . Таким образом, первая задача для меня, это утверждение и оценка теоретических и практических отношений, которые появляются в контексте использования правового акта, в том числе с использованием определения России как верховенство закона.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История теории государственного права

1.1 Предпосылки  к развитию теории государственного  права.

В размышлениях мыслителей - философы, историки , писатели и юристы Древней Греции, Рима , Индии, Китая и некоторых другие древние государства начинают искать позиции, форм и конструкцию, чтобы сделать определенную зависимость и согласованное взаимодействие закона и власти . Предпосылки для совершенствования правовой теории государства в виде идей гуманизма, приверженность высоким или ограниченных принципов господствующего класса демократия, свобода , верховенство права и закон контролируется . Теория рациональности и справедливости была создана в самом начале развития представлений о праве и статуса этих политических форм общественной жизни, которые формируют образ всемирно известного условного отражения богини правосудия с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия, которая представляет собой силу и единство закона. Охраняемой Богиней порядок  также обязателен для всех. По представление, возникает образ справедливости и идею не только справедливого судебного разбирательства, в качестве специальной, но и на хорошую идею независимости. Развитие принципов правового государства началось с первых шагов политической и правовой наука в древности. Это происходит в тесной связи с процессом развития демократического государства. В средние века, в разных странах участвуют политические процессы: сначала создал довольно большой, но слабо объединение монархии, затем наступает фаза расцвета сословно-представительных монархий и, наконец, фаза абсолютных монархий. 1Католическая церковь правление, не разделяя в духовной жизни Европы этого периода. Политическая наука в руках церкви стала простой отраслью богословия , религиозные догмы приняли форму законов . Была постоянная борьба между духовной и светской власти, вопрос о приоритете одной из них стала центральным вопросом политических учений . Обе стороны искали и находили аргументы в свою пользу. Политическая мысль Средневековья понимала и продолжала формирование идей античного периода (государства, его форм , его природного происхождения и т.д.).

Пример старанием соединения древних учений , в частности идеи Аристотеля с христианской догмы , была политическая теория Фомы Аквинского (1226-1274 гг.) . Успешно образованный монах-ученый признает, что происхождение естественное состояние , которое должно решать общее благо, но вводит эффект контраста, происхождение (форму ) и использование государственной власти . Связаться доминирование и подчинение - сущность власти , такой приказ - от Бога. Определяется как форме его естественного происхождения, а также использование и злоупотребление возможной власти. Понятие "естественного права" еще в научный оборот ученый Фомы Аквинского , поэтому если поведение властей против интересов церкви , граждане имеют право противостоять им .

В XIV-XVI веков. Появление социально-экономических процессов , которые привели в конечном итоге к складывания в Европе индустриального общества. Недовольство католической церкви выросла в массовое явление называемое Реформация . Ее представители в разных странах ( М. Лютер , Т. Мюнцера , Ж. Кальвин , и др.) способствовали укреплению светского понимания состояния , главная ценность которого заключается в свободе совести, свободу мысли и т.д. В политической доктрины произносится гуманизм, центральной проблемой является проблема соотношения государства и личности. Так что есть идеология Возрождения.

Великий Ренессанс флорентийский Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) Стал первым рассматривать политику как особую сферу научных исследований. Он считал, что люди не играют никакой роли в государстве, сам губернатор определяет свои стратегические цели и достигает этих целей любыми средствами, не считаясь с нормами морали , что мораль и политика несовместимы. 2Макиавелли фактически впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти и в своей знаменитой книге "Государь" дал государей всеобъемлющие рекомендации , чтобы выиграть и удержать власть .

В XIV-XVI веков как освобождение от монгольского владычества в процессе объединения русских земель вокруг Московского княжества. Псков монах Елеазар монастырь Филофей выдвигают доктрину " Москва - Третий Рим " начинает складываться политическая идеология централизованного государства . На пути этого процесса были амбиции Православной Церкви , отстаивал приоритет его власти над властью князя Москвы. В XVI веке . воспаляется идеологическая и политическая борьба между " нестяжателей » и « иосифлян ». Идеолог "нестяжателей" Нил Сорский учил, что монахи должны стремиться к аскетизму , отказаться от земельной собственности, жить своим трудом. Сторонники монашеской собственности на землю и сильным руководством церкви под названием "иосифлян" (названный в честь лидера Иосифа Волоцкого). Цари Москвы Иван III и Василий III , будучи заинтересованы в секуляризации , оказывали некоторую поддержку "нестяжателей" , но еще не были достаточно сильны для решительного разрыва с монастырями . " Иосифлян " удалось найти компромисс с царской властью : сохранение монастырского землевладения в обмен на признание приоритета светской власти . В середине XVI века. созрел создания Русского централизованного государства. Первый пытался выполнить эту задачу, Иван IV. Идейно-политическая борьба в обществе развернулась по поводу будущего правительства, а также о средствах проведения этой политики. Князь А. М. Курбский выступал в качестве сторонника сословно-представительной монархии. Это предусматривает ограниченное царской власти боярской думы, осудил массовый террор против старых бояр и знатных семей. Сторонник абсолютизма был И. Пересветов, который призывал царя не останавливаться перед репрессиями, чтобы полагаться в борьбе против дворянской знати в армии. Пересветов был сторонником внешней экспансии России на восток и юг, предлагая царю, покорить Казанское ханство. Иван IV был не в состоянии полностью удовлетворить свою историческую задачу. Чудом, избегая потери государского суверенитета, Россия в XVII веке стала сословно-представительная монархия. XVII века в Европе, голландцы начали революцию. Знаменитый голландский философ Гуго Гроций (1583-1645 гг.) Считается одним из основателей концепции "естественного права" и "общественного договора", которые становятся основой политических доктрин. Он считал, что было неизменные естественные права, которые не могут быть изменены даже Богом: право быть свободным в своих действиях и убеждениях, владения и распоряжения частной собственности, равенство с другими людьми, право на защиту жизни, чести и достоинства личности и другие. Гроций понимает состояние в качестве добровольного людей социальных контрактов, заключенного ради соответствии с законами природы и общего блага. 3

Итак, в заключение этого раздела следует сказать, что политическая доктрина Макиавелли, Жан Боден и особенно Гуго Гроция заложили основу для рационалистической политической мысли эпохи буржуазной революции и начало нового времени в Западной Европы.

 

 

 

 

 

1.2 Теория правового государства в системе других государственно- правовых теорий.

В структуре современной национальной, региональной и глобальной государственно-правовой идеологии теория правового государства занимает весьма важное место. При этом она функционирует не сама по себе , а в тесной связи и во взаимодействии с другими аналогичными ей по природе, характеру, социальной роли и назначению теориями.

Речь при этом идет , в частности о таких традиционных» чисто» правовых и государственных теориях , как теории естественного права, с одной стороны, и теории позитивного права с другой. Это, в частности, феноменологическая теория права, теории реализма, институционализма, функционализма, неофункционализма и др. Имеются в виду также новые,  а точнее, относительно новые концепции, такие как : на Западе теория государства всеобщего благоденствия, концепция социального государства, теория конвергенции и др., а на Востоке, в бывшем СССР, -теория общенародного государства, выражавшая , как это констатировалось и закреплялось в Конституции СССР 1997 г. (ст.1), «волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Разумеется, характер и уровень взаимосвязи и взаимного влияния теории правового государства и других теорий друг на друга далеко не всегда очевидны и однозначены.4 В значительной степени это зависит от ряда обстоятельств, касающихся, в частности, природы и других особенностей рассматриваемых теорий . Можно с полной уверенностью сказать, например, что уровень взаимосвязи и взаимодействия теории правового государства, в основе которой лежит гезис о «связанности»государства правом, о с естественноправовыми теориями, фокусирующими внимание на «естественных» -«универсальных»,»неотчуждаемых»и «фундаметальных» правах, будет гораздо выше нежели уровень ее взаимосвязи и взаимодействия с позитивистскими теориями. В научной литературе в связи с этим верно констатируется, что значительная близость искомой теории с естественно-правовыми теориями обусловливается помимо общности их характера и содержания также тем, что « в Новое время формирование представлений о правовом государстве шло в русле утверждения докрины естественного права, возникновения и укрепления советского мировоззрения, критики феодального произвола абсолютистских и полицейских порядков, признания свободы и равенства всех людей». Отслеживая характер и уровень взаимосвязи и  взаимодействия теории правого государства с другими теориями, можно также без особых погрешностей утверждать, что связь искомой теории и лежащих в ее  основе идей гораздо в больщей степени прослеживается в их отношениях с аналогичными современными идеями и теориями, такими, например, как теория социального государства, теория государства всеобщего благоденствия, общенародное государство и др., нежели с более ранними по времени своего возникновения и становления теориями и идеями. Однако это вовсе не означает, как иногда утверждаются в научной литературе , что « зачатки» правового государства и его теории появились лишь не давно в историческом соизмерении, а именно- в Новое время и что не прослеживается никакой связи с соответсвующими идеями, теориями и доктринами прошлого. Общеизвестно , что никакие теории и доктрины не возникают» из ничего , одномоментно, вне исторической связи с другими, предшествовавшими им идеями, теориями и доктринами. Возникая на одних этапах развития общества, государства и права, гуманистические идеи и представления об окружающем человеке государственно-правовом мире довольно четко прослеживаются на трансформированном и видоизмененном виде на всех последующих этапах вплоть до современного , когда завершается процесс формирования и формально-юридического закрепления в конституционных и иных актах теории правового государства в том виде, в каком она сложилась и функционирует в настоящее время.

  1. Применительно к теории правового государства, равно как и к другим теориям, речь идет, с одной стороны, о выработке тех или иных гуманистических идей лишь на определенном этапе развития общества и в этом смысле об их определенной идентичности, а с другой – об их дальнейшем развитии и преемственности. 5Вполне естественными и закономерными является то обстоятельство, что многие гуманистические феномены в виде идей и теорий независимо от того, становятся ли они в конечном счете «строительным материалом» в процессе формирования теории правового государства или не становятся, будучи « генетически» связанными между собой, играют в этом процессе весьма важную системоформирующую роль с той лишь разницей, что одни из них оказывают прямое воздействие на данный процесс, а другие – косвенное; одни из них, выступая в виде «строительного материала» в процессе формирования теории правового государства, воздействуют на него непосредственно, в то время как другие, не будучи таковыми, влияют на него опосредованно .В силу этого при рассмотрении теории правового государства теоретически и практически важными представляется принимать во внимание не только материальную, но и духовную( интеллектуальную) среду, воздействующую на процесс ее формирования и развития. В методологическом плане при этом необходимо учитывать тот факт, что, как заметил философ, материально-экономическая, социально-политическая и иная среда вместе с "материальными благами" ограничены временем и пространством - рамками общественно - экономической формации или определенной цивилизации, в то время как духовная среда, а вместе с ней духовное блага и ценности "безграничны, всеобщи".
  2. Что сближает теорию правового государства с другими сопредельными с ней теориями? Чем обуславливаются эта общность и особенность? Данные и другие им подобные вопросы неизбежно возникают с одной стороны, тогда когда мы пытаемся определить природу характер искомой теории, а с другой - установить ее место и роль в системе иных, тесно связанных с ней теорией. Отвечая на них с общетеоретических позиций, следует, во- первых обратить внимание, как представляется , прежде всего на те материальные и духовные в самом широком смысле условия, в которых эти теории, включая теорию правового государства, порождаются и развиваются. Именно они при этом играют решающую роль, имея в виду, что в сходных объективных и субъективных условиях создаются предпосылки для появления и закрепления общности взаимосвязанных на "генетическом уровне" государственно-правовых теорий и идей и наоборот. Во- вторых отвечая на данные и другие им подобные вопросы, касающиеся общности и особенностей правового государства с сопредельными  с ней государственно-правовыми теориями, такими, в частности, как теория социального государства, теория государства всеобщего благоденствия, теория общенародного государства и др., следует обратить внимание на их формально-юридическую сторону, касающуюся их природы, характера, формально-юридического и философского содержания и назначения, ибо при всей кажущейся на первый взгляд их оригинальности и неповторимости, взятых в отдельности, самих по себе, у данных теорий по ряду параметров больше общего, чем особенного. Говоря об этом, не следует упускать из поля зрения прежде всего тот определяющий факт, что все рассматриваемые теории являются не чем иным, как общеродовыми и общевидовыми феноменами, а именно: теориями, в той или иной степени адекватно отражающими государственно- правовую жизнь, государственно-правовую реальность, но не являющимися сами по себе составной частью этой объективно существующей "материализованной" реальности. С философской точки зрения они независимо от их особенностей как теории представляют собой не что иное, как (в самом широком смысле) "комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления, в данном случае- преимущественно государства и отчасти - права. В "более узком и специальном смысле" каждая теория выступает как "высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности- объекта данной теории", каковым в рассматриваемом случае являются государством и право.

Информация о работе Теория правового государства