Теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:56, доклад

Краткое описание

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского.Государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 16.37 Кб (Скачать файл)

 

 теория происхождения  государства

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского.Государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле

 

Патриархальная  теория происхождения государства

Основоположником  патриархальной теории считается древне греческий философ Аристотель.

Он считает, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства.

Государство — это результат  исторического развития семьи (разросшаяся  семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как  неограниченная. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия  жизни. В свою очередь, глава государства  и старшие дети должны (как это  принято в семье) заботиться о  младших.

 

Договорная теория происхождения государства

Теория общественного  договора 

Государство возникло в результате  общественного договора. 

По мнению представителей договорной теории, государство возникает  как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который  вступают люди, находившиеся до этого  в «естественном», первобытном состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого  разума.

Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные  служащие, как слуги общества, обязаны  отчитываться перед ним за использование  властных полномочий. Права и свободы  каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в  момент рождения и в равной степени  у каждого человека. Поэтому все  люди от природы равны.

Так, государство имеет  право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников ,но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и проч., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения..

Теория насилия

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства как результат насилия. Теория насиия выражается в присвоении материаьных аг

Причину происхождения государственности  они видели не в экономических  отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении  одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

Следовательно, государство  — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне  сила.

 

Органическая теория

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство —  это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как среди  биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются  правительства, совершенствуется структура  управления. Таким образом, государство  практически уравнивается с биологическим  организмом.

Отрицать влияние биологических  факторов на процесс происхождения  государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все  закономерности, присущие только биологической  эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это  хотя и взаимосвязанные между  собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся  различным закономерностям и  имеющие в своей основе различные  причины возникновения.


Информация о работе Теория происхождения государства