Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 01:55, контрольная работа
Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются, и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. Давайте рассмотрим каждую из теорий происхождения государства.
Введение 3
Теория происхождения государства 4
Теологическая теория 4
Патриархальная, Теория насилия, Договорная теории 5
Материалистическая и Психологическая теории 6
Расовая и Органическая теории , Учение о государстве Гегеля 7
Ирригационная теория, Патримониальная, Демографическая и Кризисная теории 8
«Инцеста» и социально- экономическая теории 9
Заключение 10
Список литературы 11
Московский университет им. С. Ю. Витте.
Контрольная работа
по дисциплине:
«Теория Государства и Права»
Тема контрольной работы:
«Теория происхождения государства: теологическая, марксистская, патриархальная, договорная, насилия, психологическая и др.»
Выполнила:
Студентка 1 курса
Заочного отделения
Группа ЮЗ22.1/Б11
Мажирина Н.С.
Москва 2012.
Оглавление.
Введение
Теория происхождения государства 4
Теологическая теория 4
Патриархальная, Теория насилия, Договорная теории 5
Материалистическая и
Психологическая теории
Расовая и Органическая теории , Учение о государстве Гегеля 7
Ирригационная теория, Патримониальная,
Демографическая и Кризисная теории
«Инцеста» и социально- экономическая теории 9
Заключение
Список литературы
Введение.
Существует множество
теорий по происхождению понятия
«государство» и природе
В античные времена понятие «государство» было нераздельно связано со «справедливостью», т.к. право, служащее основным критерием справедливости выступает регулирующей нормой политического общения. Аристотель в трактате «Политика» подчеркивает естественное происхождение понятия «государство». Союз между мужчиной и женщиной был основополагающим для первой формы общественного бытия - семьи. В свою очередь союз нескольких семей привел к возникновению новой формы «общины» или «селения». И наконец, объединение нескольких семей привело к образованию высшей формы общественного бытия – государства.
Для обеспечения своего существования, люди должны были объединить свои знания, средства производства и труд. Род и племя стали основой первобытнообщинного строя. Постепенно выделяются властные институты, а именно: родовые собрания, советы старейшин, предводитель.
В ходе длительного развития первобытного общества, человечество от простой присваивающей экономики переходит к новому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике. Общественное разделение труда и совершенствование орудий труда привело к росту его производительности. В результате, появляется прибавочный продукт, часть которого использовалась для накопления. Владельцы этого продукта стремились к объединению в однородную социальную группу, господствующую над другой частью общества. Складывается организация общества, при которой, люди между собой связаны отношениями господства и подчинения, что в свою очередь порождает между ними и разделение труда. Господствующие группы начинают выполнять функции контроля и организации экономической деятельности, а подчиненные становятся работниками, производящими общественный продукт. Становясь устойчивым, такое разделение порождает неравенство и массу противоречий, между верхушкой и массовыми производителями. Присвоение прибавочного продукта способствует появлению форм собственности: частной, групповой и коллективной. Для поддержания в таком обществе порядка, требуется новая организация власти, способная с помощью насилия или иных методов контролировать отношения. Этой организацией и становится – государство.
Теории происхождения государства.
Следует заметить, что этот
вопрос будоражил воображение не
одного поколения людей. Были созданы
десятки самых различных теорий
и доктрин, высказаны сотни, если
не тысячи самых различных предположений.
Вместе с тем споры о природе
государства и права
Само слово теология произошло от греческих слов theos – бог и logos– учение. Поскольку религия стоит у истоков образования первых прогосударств, и первые политико–правовые отношения между людьми (обычаи) базируются именно на ней, то теологическая теория происхождения государства и права является самой древней. Она первая объясняла происхождение государства и права в силу божественной воли. Духовенство, благодаря своему положению могло оказывать значительное влияние на формирование общественного мнения. Ученый-богослов Аквинский (1225-1274гг.) считал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен сотворению мира Богом. Представители этой теории утверждали, что Земля и все сущее на ней создано Богом примерно 10000 лет назад и полностью отвергали процесс эволюции и естественного отбора (теория Дарвина). Наиболее прочные позиции эта теория завоевала в период развития и становления феодализма. На рубеже XII – XIII вв. в Западной Европе была популярна теория «двух мечей» в которой говорилось, что из имеющихся двух мечей, церковь оставила себе один и вложила его в ножны, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй отдала государям для «вершения» земных дел. Таким образом, государь наделялся церковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».
Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Также этой теории придерживался Платон. Среди заметных сторонников данной теории выделяются англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь Михайловский (XIX в.). Патриархальная теория исходит из того, что происхождение государства является результатом разрастания патриархальной семьи. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В государстве находит свое завершение и политическая природа человека.
Идейные истоки этой
теории зародились еще в эпоху
рабовладения. Ее представители
считали, что государство
Объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Оспаривая идеи божественного происхождения государства и права, Александр Радищев (1749-1802) считал, что государство возникает не как результат некого божественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Государство, по его мнению, «есть великая махина, цель которой есть блаженство граждан».
Для марксистской теории характерен
последовательный материалистический
подход, она связывает возникновение
государства с частной
Она основывается на психике человека. Согласно этой концепции появление государственности связано с действием нескольких факторов: во-первых, прежде всего это потребность людей жить в социуме, во-вторых, это связано с проявлением особых свойств человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других подчинять, быть образцом для подражания.
Она берет начало в эпоху рабовладения, но наибольшее развитие и распространение получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии. Основывалась на физической и психологической неравноценности человеческих рас. Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику “узаконенного” уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.
Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность, можно понять из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено, аналогично с закономерностями анатомии и физиологии. Важной стороной данной теории является утверждение, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности, составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.
Своеобразную теорию происхождения
государства и права создал крупнейший
представитель немецкой классической
философии Г. В. Гегель. Он утверждал,
в основе всех явлений природы
и общества, следовательно, государства
и права, лежит абсолютное духовное
и разумное начало – «абсолютная
идея». По мнению Гегеля, ошибка Руссо
в теории договорного происхождения
государства заключается в
Виттфогель связывает появление государств, в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Как во время, так и после стройки требовался жесткий контроль, а именно наличие многочисленного класса управленцев- чиновников, что и привело к созданию «менджментно-бюрократического класса», порабощающего общество. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.
Сущность данной теории в том, что все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.
В этой теории используются
новые знания, основной упор делается
на организационные функции