Теория происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

В моей работе я бы хотела затронуть, то разнообразие теорий происхождения государства и права, которые существуют. Что бы понять сущность и особенности существующих государств и их правовой системы, а также выяснить их исторический путь развития. Прежде всего, необходимо обратиться к истории. Для лучшего понимания теорий, необходимо сосредоточить внимание на развитие государства, век в котором оно существовало и то, как оно существует в наше время. Ведь именно от этого зависит формирование государства и права. В каждый промежуток существовала своя теория. Она могла: опираясь на религию, на человеческие данные одного человека, так же в основе могла лежать сама природа и так далее. И каждая из них имеет право на существование.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

                                           

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

Кафедра Государственно-правовых дисциплин

 

 

Курсовая работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Теория государства и права»

Тема: Теория происхождения  государства и права

 

 

 

Выполнила: студентка  гр. Ю-81

                       Ивлева Е.С.

 

Проверил: ст. преподаватель

Курушин А.Н.

 

 

 

 

Кемерово 2009

 Введение:

Изучение процесса происхождения  государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство и право нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

 В моей работе я бы хотела затронуть, то разнообразие теорий происхождения государства и права, которые существуют. Что бы понять сущность и особенности существующих государств и их правовой системы, а также выяснить их исторический путь развития. Прежде всего, необходимо обратиться к истории. Для лучшего понимания теорий, необходимо сосредоточить внимание на развитие государства, век в котором оно существовало и то, как оно существует в наше время. Ведь именно от этого зависит  формирование государства и права. В каждый промежуток существовала своя теория. Она могла: опираясь на религию, на человеческие данные одного человека, так же в основе могла лежать сама природа и так далее. И каждая из них имеет право на существование.                                           

 

 

 

1 глава: Причины  разнообразия теорий происхождения  государств и права.

Среди учёных- экспертов  по теории государства и права  нет согласия по решению вопросов о происхождения государства и права. При рассмотрении этого вопроса никто не сомневается в таких общеизвестных исторических фактах, что первыми, возникшими, государственно-правовыми центрами древности являлись Рим, Египет, Древняя Греция и другие страны. Эти государства являлись рабовладельческими, и в них существовали свои порядки, сильно отличающиеся от наших современный правил поведения. Но так, же существовали страны, в которых не было рабства, а основой государственного строя являлся феодальный порядок. К таким странам можно отнести Россия, Польша, Германия, и ряд других стран.

Так же есть и другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Хотя нельзя обобщать всё, когда дело касается причин, условий, природы и характеры происхождения государства и права.

В мире всегда существовало и существует множество различных  теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает, или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Разнообразие теорий, позволяет боле подробнее изучить  строй и нрав того времени и  государства, когда существовала эти теории. Например:

 

Возникновение органической теории связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело  к тому, что многие юристы, социологи  стали распространять биологические  закономерности (межвидовая и внутривидовая  борьба, эволюция, естественный отбор  и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Спенсер, Вормс, Прейс и другие.1

В соответствии с органической теорией человечество возникло как  результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства  и права определяется следующим. Все сущее имеет различные  уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

Теория общественного  договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г.Гроция, Т.Гобса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева и других, т.е. в XVII-XIII вв. По этой теории, до появления государства, люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). Дхон Локк (1632-1704) исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа. Оговариваясь в известной работе «Два трактата о правлении» по поводу того, что «с государствами происходит то же, что и с отдельными людьми: они обычно не имеют никакого представления о своем рождении и младенчестве», Локк вместе с тем обстоятельно развивал идеи относительно того, что «объединение в единое политическое общество» может и должно происходить не иначе, как посредством «одного лишь согласия». А это, по мнению автора, и есть «весь тот договор, который существует или должен существовать между личностями, вступающими в государство или его создающими».

В большинство концепций  входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых,  естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли свое отражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 года) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».2

Характерно, что в работах  многих представителей указанной школы  обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и другие). Это нашло свое отражение и в Декларации независимости США.

Отмечая прогрессивность  многих положений теории общественного  договора, которая противостояла  феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

Данная теория показывает на то как строилось самосознание людей того периода. При сравнение этих теорий можно сделать некоторые выводы. Во-первых, все теории разнообразны, и несут определённый, характерный для данного времени смысл. Во-вторых, это позволяет нам более подробнее изучать формирование мысли о происхождение государства и права на тот период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 глава: Основы  теории происхождения  права.

В глубокой древности  наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в хозяйстве значительную роль играло скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия «Солнца» (Месопотамия, Индия, Древний Египет). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения «Солнцу». Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение «Солнцу» не получили столь явного «огосударствления».

С развитием неравенства в обществе нормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов (Законы XII таблиц, «варварские правды»). Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

С развитием письменности появляются и первые писаные законы. Становление государства требовало  все более прочного закрепления  правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности.

Возникающее право опиралось  на принудительную силу государства, иначе  бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Формирующееся право  преследовало двоякую цель: с одной  стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

Установлению единого  правового порядка у некоторых  народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.

Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

Некоторые учёные не останавливаются  на достигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:

Необходимость установления единого порядка.

Необходимость его поддержания.

Оформление товарно-денежных отношений.

Смягчение противоречий между различными слоями общества.

 

Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

 На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми, и являются слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».

Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Информация о работе Теория происхождения государства и права