Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:32, курсовая работа
В моей работе я бы хотела затронуть, то разнообразие теорий происхождения государства и права, которые существуют. Что бы понять сущность и особенности существующих государств и их правовой системы, а также выяснить их исторический путь развития. Прежде всего, необходимо обратиться к истории. Для лучшего понимания теорий, необходимо сосредоточить внимание на развитие государства, век в котором оно существовало и то, как оно существует в наше время. Ведь именно от этого зависит формирование государства и права. В каждый промежуток существовала своя теория. Она могла: опираясь на религию, на человеческие данные одного человека, так же в основе могла лежать сама природа и так далее. И каждая из них имеет право на существование.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра Государственно-правовых дисциплин
Курсовая работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Теория государства и права»
Тема: Теория происхождения государства и права
Выполнила: студентка гр. Ю-81
Ивлева Е.С.
Проверил: ст. преподаватель
Курушин А.Н.
Кемерово 2009
Введение:
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство и право нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.
В моей работе я бы хотела затронуть, то разнообразие
теорий происхождения государства и права,
которые существуют. Что бы понять сущность
и особенности существующих государств
и их правовой системы, а также выяснить
их исторический путь развития. Прежде
всего, необходимо обратиться к истории.
Для лучшего понимания теорий, необходимо
сосредоточить внимание на развитие государства,
век в котором оно существовало и то, как
оно существует в наше время. Ведь именно
от этого зависит формирование государства
и права. В каждый промежуток существовала
своя теория. Она могла: опираясь на религию,
на человеческие данные одного человека,
так же в основе могла лежать сама природа
и так далее. И каждая из них имеет право
на существование.
1 глава: Причины
разнообразия теорий
Среди учёных- экспертов по теории государства и права нет согласия по решению вопросов о происхождения государства и права. При рассмотрении этого вопроса никто не сомневается в таких общеизвестных исторических фактах, что первыми, возникшими, государственно-правовыми центрами древности являлись Рим, Египет, Древняя Греция и другие страны. Эти государства являлись рабовладельческими, и в них существовали свои порядки, сильно отличающиеся от наших современный правил поведения. Но так, же существовали страны, в которых не было рабства, а основой государственного строя являлся феодальный порядок. К таким странам можно отнести Россия, Польша, Германия, и ряд других стран.
Так же есть и другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Хотя нельзя обобщать всё, когда дело касается причин, условий, природы и характеры происхождения государства и права.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает, или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.
Разнообразие теорий, позволяет боле подробнее изучить строй и нрав того времени и государства, когда существовала эти теории. Например:
Возникновение органической теории связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Спенсер, Вормс, Прейс и другие.1
В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).
Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.
Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г.Гроция, Т.Гобса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева и других, т.е. в XVII-XIII вв. По этой теории, до появления государства, люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). Дхон Локк (1632-1704) исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа. Оговариваясь в известной работе «Два трактата о правлении» по поводу того, что «с государствами происходит то же, что и с отдельными людьми: они обычно не имеют никакого представления о своем рождении и младенчестве», Локк вместе с тем обстоятельно развивал идеи относительно того, что «объединение в единое политическое общество» может и должно происходить не иначе, как посредством «одного лишь согласия». А это, по мнению автора, и есть «весь тот договор, который существует или должен существовать между личностями, вступающими в государство или его создающими».
В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли свое отражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 года) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».2
Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и другие). Это нашло свое отражение и в Декларации независимости США.
Отмечая прогрессивность
многих положений теории общественного
договора, которая противостояла
феодальному сословному государству,
царящему в этом обществе произволу,
неравенству людей перед
Данная теория показывает на то как строилось самосознание людей того периода. При сравнение этих теорий можно сделать некоторые выводы. Во-первых, все теории разнообразны, и несут определённый, характерный для данного времени смысл. Во-вторых, это позволяет нам более подробнее изучать формирование мысли о происхождение государства и права на тот период.
2 глава: Основы теории происхождения права.
В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в хозяйстве значительную роль играло скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия «Солнца» (Месопотамия, Индия, Древний Египет). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения «Солнцу». Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки.
В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение «Солнцу» не получили столь явного «огосударствления».
С развитием неравенства в обществе нормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов (Законы XII таблиц, «варварские правды»). Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.
Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).
С развитием письменности
появляются и первые писаные законы.
Становление государства
Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.
Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.
Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.
Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.
Некоторые учёные не останавливаются на достигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:
Необходимость установления единого порядка.
Необходимость его поддержания.
Оформление товарно-денежных отношений.
Смягчение противоречий между различными слоями общества.
Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.
На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми, и являются слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».
Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.
Информация о работе Теория происхождения государства и права