Теория происхождения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является характеристика основных и дополнительных теорий происхождения права.
На основании данной теории можно сформулировать такие задачи написания данного исследования:
1. Теологическая теория;
2. Теория естественного права;
3. Историческая теория;
4. Классовая теория

Содержание

Введение………………………………………………..……………………............3
Глава 1. Основные теории происхождения права……………………….......…6
1.1. Теологическая теория……………………………………………………......….6
1.2. Теория естественного права…………………………………………….......….8
1.3. Историческая теория…………………………………………………….....….13
1.4. Классовая теория………………………………………………………......…..16
Глава 2. Другие теории происхождения права…………………….........……..20
2.1. Психологическая теория…………………………………………………........20
2.2. Регулятивная теория……………………………………….…………........…..21
Заключение………………………………………………………………….....…..24
Список использованных источников и литературы…………………....……27

Вложенные файлы: 1 файл

Теория происхождения права.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Студента 1 курса

Аваываыв ыаываыва ываыв

 

Факультет: Юридический

Дисциплина: Теория государства и права

ТЕМА: Теория происхождения права

 

 

 

Руководитель – консультант: ваывавыаваыва

__________________________

                            (ФИО преподавателя)

 

 

 

Защищена                   Оценка

 

«______»______________2014 г.                      «___________________»

 

 

 

 

 

Москва – 2014

Оглавление:

 

Введение………………………………………………..……………………............3

Глава 1. Основные теории происхождения права……………………….......…6

1.1. Теологическая теория……………………………………………………......….6

1.2. Теория естественного  права…………………………………………….......….8

1.3. Историческая теория…………………………………………………….....….13

1.4. Классовая теория………………………………………………………......…..16

Глава 2. Другие теории происхождения права…………………….........……..20

2.1. Психологическая теория…………………………………………………........20

2.2. Регулятивная теория……………………………………….…………........…..21

Заключение………………………………………………………………….....…..24

Список использованных источников и литературы…………………....……27

 

 

Введение

 

Данная курсовая работа посвящена теме «Теория происхождения права». Актуальность данной темы можно объяснить следующим образом.

Тема является очень актуальной на современном этапе развития общества, государства и права, когда Российская Федерация активным образом осуществляет правовую реформу. Также в настоящее время закладываются основы правового государства, что также обуславливает актуальность данной темы исследования, а также потребность процесса изучения основных теорий происхождения права.

Также следует отметить, что актуальность данной темы исследования также может быть обусловлена тем фактом, что в отечественной науке теории государства и права стали появляться на легальном уровне такие теории происхождения права, которые являлись запрещенными в то время, когда Российская  Федерация являлась частью СССР.

Изучение темы  курсовой работы обладает не только академическим и познавательным характером, но также и политико-практическим характером, что также является немаловажным.

Изучение данной темы дает возможность более глубоко осуществить изучение и уяснение природы права, а также его характерных черт и особенностей. Кроме того, оно позволяет осуществить анализ условий и причин возникновения и развития права и связанных с ним правовых институтов, таких, как общество, государство и так далее.

Кроме того, изучение данной темы дает возможность более четко определить все функции, которые являются характерными для права, то есть основные направления его деятельность, дает возможность определить его роль и место в жизни общества, а также в политической системе.

Следует сказать, что вопрос, который касается закономерностей образования права, которые являются едиными для всех государств во все времена, не следует путать с вопросом, которые касаются причин возникновения права. По данному вопросу имеет место огромное количество теорий. Это можно объяснить такими причинами.

Ученые, которые изучали данный процесс и его причины, жили в различное время, что, естественно, подразумевает, что у них имелся различный объем накопленных знаний.

Раскрывая процесс возникновения права, учеными брались для иллюстрации их идей разнообразные регионы земли, которые также отличались разнообразием.

Чаще всего, мыслители, которые были восхищены достижениями иных наук, предпринимали попытки использовать результаты других наук к общественным наукам, в частности, к тем, которые касались непосредственно процесса изучения права. Следует отметить, что делалось это весьма односторонне, поскольку увлеченные своей идеей ученые не замечали других факторов, которые являлись также очень важными в данном процессе.

Не нужно также исключать того факта, что на взгляды ученых зачастую оказывали внимание также идеологические и философские пристрастия.

Целью написания курсовой работы является характеристика основных и дополнительных теорий происхождения права.

На основании данной теории можно сформулировать такие задачи написания данного исследования:

1. Теологическая теория;

2. Теория естественного  права;

3. Историческая теория;

4. Классовая теория;

5. Психологическая теория;

6. Регулятивная теория.

Объектом исследования являются основные и дополнительные теории происхождения права, которые являются наиболее распространенными в настоящее время.

Предметом исследования являются научные труды и иные источники знаний, в которых были рассмотрены основные теории происхождения права.

Структура курсовой работы обуславливается целью и задачами ее написания. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

В конце нашей работы нами будут сформулированы основные выводы касательно проделанной нами работы, а также касательно изученного материала и вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные теории происхождения права

1.1. Теологическая  теория

 

Самым известным представителем, а также одним из основных разработчиков этой теории является крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в). В соответствие с его учением, миром осуществляет управление Божественный разум. Основополагающей идеей теории считается утверждение, что право создается Богом для урегулирования жизни людей и что оно является подаренным человеку через посредство порока либо правителя. Сейчас является возможным увидеть такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как древнееврейские законы, вавилонские законы, законы Ману в Древней Индии и  в исламском праве.1

Право, представляет собой действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, сама же справедливость будет выражать отношение человека не к самому себе, а к иным людям и будет состоять в воздаянии любому человеку ему принадлежащего.  Фома Аквинский развивает учение, в соответствие с которым мир является основанным на иерархии форм (божественная, материальная и духовная формы). Во главе иерархии будет стоять Бог. В соответствие с его мнением, по тому же иерархическому принципу является организованным и общество: подданные будут подчинены царям и светским властям, рабы являются обязанными подчиняться господам.

Ф. Аквинский отличал право и закон. закон представлял собой «известное установление разума для общего блага, которое является обнародованным теми, кто обладает попечением об обществе», то есть правителями. Закон может быть оценен с точки зрения соответствия его праву в качестве самой большой справедливости, которая имеет божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек отличает зло и добро, должное и недолжное поведение. 2

На данной основе он осуществляет разработку рационалистических принципов, которые будут составлять Естественный закон, то есть некое отражение вечного закона человеческим разумом. К нему могут быть отнесены законы общежития, а также стремление к самосохранению и к продолжению рода. Вечный закон представляет собой сам божественный разум, который управляет миром, его часть будет составлять Божественный закон, который имеет место в Библии. Данный закон является необходимым людям по двум причинам. Прежде всего, из-за несовершенства человеческого разума, который не дает возможности людям самим приходить к единому представлению о правде. Также, Библия является обязанной помочь им в этом. От него являются производными все иные законы. К примеру, от него является производным естественный закон, который представляет собой отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон будет отражен и конкретизирован в человеческих законах. Человеческий закон представляет собой позитивное право, которое выражает требования естественного закона, которые подкрепляются санкциями. Данный закон является необходимым для того, чтоб люди после грехопадения не извращали естественный закон. Но человеческие законы не являются совершенными, в связи с чем, если они будут противоречить естественным установлениям, а также божественному закону, то им не следует повиноваться. Но каждое выступление против законной власти он считает смертным грехом.3

В эпоху капитализма теологические теории имели место выражение в виде неотомизма, который исходил из божественной природы права. Самым ярким представителем данного направления считается Жак Маритен. В соответствие с его мнением, имеют место два мира: мир духовный, сущностей, нематериальный мир, а также  производный от него мир материальный. Их единство будет предопределено духовным началом – Богом. Право, как и государство, будет представлять собой собой результат действия духовных начал,  а также отражение божественного разума в общественном порядке.

Теологическая теория представляет собой ответ на вызов собственного времени. Её достоинством может считаться то, что именно её авторы впервые жестко связывают вместе такие понятия, как право (пусть и как выражение божественной воли), а также  справедливость.  Вместе с тем, существуют огромные трудности в том понимании права, которое будет предполагать божественная теория. Прежде всего, данная теория мождет потребовать веры в какое-то божественное начало (Христа, Аллаха, Будду). В связи с этим, она способна ограничить рациональное исследование вопроса о происхождении права в рамках веры. Также, не имеет место универсально приемлемой концепции Бога. К примеру, семитская религия иудаизма, ислам и христианство рассматривают Бога в качестве личностного, антропоморфного существа мужского пола. Индуисты считают Бога абсолютной душой, а индивидуальную душу частью данной души. Так как человеку не дано постичь Абсолют, размышления могут являться возможными при помощи младших братьев либо объектов природы.

Божественная теория сыграла собственную роль в обществе, но на современном этапе общественного развития вряд ли является приемлемой.4

 

1.2. Теория естественного  права

 

Эта теория стала возникать давно, ещё до нашей эры. Некоторые положения теории естественного права являлись известными мыслителям Древней Греции, а также Древнего Рима. К примеру, софисты основывались на том, что в основе образования права не существует чего-либо вечного, неизменного. «Право» либо «Правда» представляет собой результат соглашения людей, а также их договорённости придерживаться в собственных взаимоотношениях конкретных правил, чтоб осуществить обеспечение безопасность всех и каждого. Иными словами, право представляет собой изобретение людей, то есть - искусственное образование. Против данного факта возражали такие известные мыслители древности, как Платон, Сократ, Аристотель. Они основывались на том, что не все право представляет собой искусственное изобретение человеческого разума. Вместе с письменными законами имеют также место и  вечные, неписанные законы, которые не зависят от воли людей и составляют естественное право, «которое вложено в сердца людей самим Божественным разумом».5

Расцветом теорий естественного права необходимо считать XVII-XVIIIвв. Существенный вклад в развитие данной теорий вносили Т. Гоббс и Д. Локк (Англия), Ж Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия),.Ж. Руссо и П.Гольбах (Франция) и А.Н Радищев (Россия). Они осуществили отказ от идеи божественного происхождения естественного права и стали обращаться к воле наций, народов, конкретного человека. Было признано, что в обществе вместе с позитивным правом, которое является созданным государством (законодательством), имеет также место высшее право, которое является характерным человеку от природы, то есть естественное право. Оно может являться критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если данного соответствия не имеется, то законы государства считаются неправовыми. При этом под естественным правом подразумевались законы природы, которые провозгласили всех равными, соответственно, законы государства обязаны являться одинаково справедливыми ко всем людям.6

В соответствие с мнением Вольтера, естественное право будет вытекать из законов природы. Однако, не смотря на противоречие во взглядах на происхождение естественного права, представители этой теории являются едиными в одном – естественное право не может быть создано людьми, а будет возникать стихийно, само по себе. Люди каким-либо образом только познают его в качестве некого идеала, в качестве эталона всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории будет доминировать антропологическое объяснение права, а также причин его возникновения. Если право является порожденным неизменной природой человека, то оно будет иметь место до тех пор, пока будет существовать человек. 

Главные положения теории естественного права находили закрепление в Декларации независимости США в 1776г., потом в Конституции США 1787г, а также в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789г) и др. Уступая на какое-то время собственное место исторической школе права, теория естественного права вступала в XXв., в период возрожденного естественного права и стала получать большое распространение во многих государствах Европы, Латинской, а также Северной Америки.7

Теория возрожденного естественного права подчеркивает собственную связь с естественным правом на предыдущих этапах развития и будет ставить собственной задачей отыскание идеального критерия для положительного права. Оно не будет признавать вечного, неизменного для всех народов и времён права и считает, что естественное право исторически изменяет собственное содержание. Для возрожденного естественного права является характерным возникновение на его основе частных доктрин и теорий. Необходимо назвать, прежде всего, неотомическую теорию. Она традиционно была рассмотрена в качестве одного из течений естественно-правовой теории и вместе с тем причисляется к теологическим учениям, поскольку её исходное начало представляет собой божественная воля. Сущность неотомической теории заключается в том, что все должное и сущее будет исходить от Бога, а человек, в качестве творения божьей воли, будет считаться носителем естественного права. Иными словами, естественное право будет трактоваться в качестве совокупности абстрактных принципов – справедливости, свободы, исполнения заключенных договоров, а также уважения властей, общего блага и так далее, которые предопределяются Божьей волей и воплощаются по воле Бога.8

Информация о работе Теория происхождения права