Типология государства: понятие и назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая теория государства и права.docx

— 76.71 Кб (Скачать файл)

Концепцию переходного государства  разработал В.И. Ленин. В контексте  закономерного развития классовой  борьбы он сделал вывод о возможности  перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку  мирового социализма, могут осуществить  переход к социализму, «перешагнув» традиционные этапы общественного  развития. «С помощью пролетариата передовых стран, - писал Ленин, - отсталые страны могут перейти к  советскому строю и через определённые ступени развития – к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития»[31].

Подтверждением правильности данной концепции считалась победа социалистической революции в Монголии, социалистический путь развития народов  Средней Азии, советского Севера и  Дальнего Востока, которые переходили к социализму от родоплеменных и  раннефеодальных отношений. Подобная общественная практика позволила позже  выдвинуть и обосновать тезис  о государстве социалистической ориентации как переходном к социалистическому  типу.

В качестве примера переходного  государства формационная теория приводит государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической  революции в социалистическую. В такие периоды возникали (хотя и ненадолго) государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после Второй мировой войны переходную природу имели восточноевропейские государства народной демократии, которые позже, как правило, мирно эволюционировали  в ту или иную разновидность социалистического государства.

 

 

 

§ 1.4 Преимущества и недостатки формационного подхода.

Формационный подход к  типологии государства имеет  ряд преимуществ  и недостатков в отношении цивилизационного. Начнем с его преимуществ.

Во-первых, благодаря ему была установлена зависимость типа государства, классовой принадлежности власти - от экономики, способа производства - от характера общественно-экономической формации. Власть в государстве, как правило, принадлежит экономически господствующему классу, в руках которого находятся средства производства.[32]

Во-вторых, были объединены в одни классификационные группы государства, имеющие единый – по отражению классовых интересов  – характер власти. На этой основе были выделены государства рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические, власть в которых принадлежала соответственно рабовладельцам, феодалам, буржуазии  и трудящимся во главе с рабочим  классом.

В-третьих, появилась возможность  выявлять общее и особенное в  организации, целеполагании, функционировании и развитии государств, входящих в указанные типы.[33]

И наконец, в-четвёртых, были выявлены закономерности смены одного типа государства другим – соответственно сменам общественно-экономических  формаций: вслед за рабовладельческим приходит феодальное государство, а его сменяет буржуазное. И хотя прогноз смены буржуазного государства социалистическим может вызвать в настоящее время определённые сомнения, но закономерность смены предыдущих типов государства является реальностью.

В то же время формационная типология государства имеет  ряд объективных недостатков, и  сегодня, в начале XXI века, становятся очевидными её недостаточность и  ограниченность, невозможность её использования  в качестве единственной методологической и философской основы познания государственно-правовых форм общественного бытия.

Первым недостатком формационного  подхода к типологии государства  является – его догматизация и прямолинейность. В основе этого подхода лежит знаменитая «пятичленка» - членение истории на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую (коммунистическую).[34]Между тем в истории известны случаи, когда данная последовательность осуществлялась не всегда. Некоторые государства, например древнерусское и франкское, миновали в своём развитии стадию рабовладения и переходили от первобытнообщинного строя к раннефеодальным отношениям. Это было во многом связано с неблагоприятным климатом, который делал невыгодным содержание рабов.

Другим недостатком формационной типологии является проблема восточного государства (или азиатского способа  производства). Учёные-юристы в большинстве  своём либо вообще замалчивали особенности  таких государств, либо относили их к «восточному варианту» рабовладельческого или феодального типа. Между тем  восточные государства принципиально, коренным образом отличаются от западных. В западных государствах политическая власть принадлежит экономически господствующему классу, т.е. государственная власть производна от власти экономической, от характера собственности на основные средства производства. Совершенно иное дело в восточных государствах: там первична именно государственная власть, а власть в экономической сфере, возможность распоряжаться средствами производства, результатами труда эксплуатируемых проистекает от политического господства. Поэтому отнесение восточных государств к классическим (европейским) типам, либо соединение их в один «докапиталистический» тип вместе с рабовладельческим и феодальным государством вряд ли правомерно.[35]

Наряду с этим нельзя не видеть, что восточные государства  сами имеют существенные различия: в некоторых (как в Китае) рабовладения фактически не было, в других (как  в Египте или Ассирии) оно играло весьма существенную роль. Различным  было и положение в системе  государственной власти духовенства, серьёзно отличались друг от друга  правовые системы. Поэтому, хотя типология  восточных государств изучена слабо, видимо, можно говорить о существовании  западной и восточной ветвей-типов, внутри которых объединены различные  типы государств и правовых систем.

Как уже было отмечено, не всякая государственная власть имеет  классовый характер. Она нередко  принадлежит более или менее  узкой социальной группе (верхушке государственного аппарата, партийно-государственной  элите и т.п.), которая не может  рассматриваться в качестве социального  класса. Такая группа, естественно, может выражать (и часто выражает) интересы какого-то класса – тогда  классовое содержание власти и, следовательно, тип государства будут очевидны. Однако зачастую эта группа выражает в наибольшей степени свои собственные, узко групповые, кастовые интересы. Не имея глубинной социальной опоры, она  может опираться на традиции, религию (как в государствах Востока), балансировать  между равными по силе или, напротив, одинаково бессильными классами (как бонапартизм во Франции), может  осуществлять тотальное подавление - физическое и идеологическое –  любого сопротивления, любого инакомыслия (как в Гитлеровской Германии). Здесь  возникает проблемный вопрос: к какому типу относить государство, которое отражает в первую очередь интересы государственного (или партийно-государственного) аппарата.[36]

Ответить на этот вопрос можно рассмотрев характер государства  в странах, освободившихся от колониальной зависимости. В таких странах  чаще всего складывается положение, когда ни один класс не бывает настолько  силён и организован,  чтобы единолично взять  и удержать власть. Как считалось в нашей науке, в таких странах возникает блок классовых сил, объединяющий национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, промежуточные слои (ремесленники, мелкие торговцы и т.п.). Основой объединения служат общенациональные интересы: завоевание и удержание независимости, развитие национальной экономики, культуры и проч. Поскольку такое объединение носит временный характер и по мере решения общенациональных задач начинают преобладать классовые интересы, такое государство вскоре (в историческом смысле) приходит к одному из основных типов государства (власть обычно завоёвывает буржуазия). Поэтому такой тип государства получил наименование «переходного».[37]

Подобная оценка является во многом идеализированной. Фактически же в большинстве случаев власть принадлежит не «блоку классовых  сил», а небольшой группе партийной, военной или иной элиты, которая, осуществляя (как и всякая государственная  власть) общесоциальные функции, тем не менее, выражает, прежде всего, свои собственные интересы. Такое государство действительно является «переходным»: посредством коррупции, присвоения национального достояния члены господствующей верхушки резко обогащаются и осуществляют «переход» к буржуазному обществу, каким оно было на ранних этапах своего развития.

В данной концепции есть, однако, рациональное зерно: это выделение  особого «переходного» типа государства, указывающего на то, что данное государство  не принадлежит ни к одному из основных типов и что его существование исторически кратковременно, поскольку оно перерождается в государство одного из основных типов. В частности, история свидетельствует о недолговечности бонапартистских и тоталитарных систем. Восточная бюрократическая замкнутая элита обычно расширяется за счёт вовлечения более широкого округа чиновников и служителей культа и становится социальным классом и заменяется.[38]

Существенным недостатком  догматизированной формационной теории как научной основы исследования сущности государства является и  апологетика социалистического  государства, представление о нём  как о высшем, неэксплуататорском типе государства, «отмирающем» государстве.[39] Этот изъян обусловлен исходным положением данной теории, которым выступает принцип последовательного, с железной необходимостью осуществляемого восхождения от одного строго определённого типа государства к другому, более прогрессивному. Очерёдность появления таких типов государств из недр безгосударственного общества устанавливается практически раз и навсегда. Более того, последовательное появление на авансцене социальной жизни подобных типов государств рассматривается в качестве едва ли не главного проявления исторического прогресса.

С изъянами формационной теории связаны и не совсем точные представления  о смене типов государств. В  соответствии с этими представлениями  смена этих типов осуществляется в результате революции и поэтому  должна иметь определённую последовательность и постоянность (что в действительности подтверждалось не всегда).[40]   

И, наконец, формационная типология  государств не объясняет тех весьма важных, сущностных различий, которые  имеют место между государствами  одной и той же общественно-экономической  формации.

Здесь имеются в виду различия связанные с отношениями между  той частью общества, которой реально  принадлежит государственная власть, с остальным населением, т.е. его  большей частью. В этом плане может быть применена классификация государств, широко используемая в науке: их деление на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические (имея в виду, конечно, существование и многих промежуточных форм).[41]

Указанная выше сторона формационной типологии нуждается в серьёзной  доработке (как и все другие её недостатки). Однако уже сейчас она  существенно дополняет типологию, основанную исключительно на классовом  подходе, позволяет выделить особенности  государств в рамках общепринятых типов, соответствующих общественно-экономическим формациям.

 

 

 

Глава 2. Цивилизационный подход  к типологии государства

§2.1 Понятие цивилизации. Сущность цивилизационного подхода и его отличие от формационного

Сегодня наряду с формационным подходом к решению вопроса о  соотношении государства и социально-экономического строя применяется и другой подход, получивший в общественных науках название цивилизационного.

Понятие «цивилизация» утвердилось  в европейской науке в эпоху  Просвещения и с тех пор  приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С  учётом этой многозначности и разрабатывается  сегодня цивилизационный подход учеными Запада и Востока. В своих исследованиях они опираются на труды таких крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер и др., которые внесли огромный вклад в развитие данного подхода. В самом общем виде понятие цивилизация (от лат. «civilis» - «гражданский», «общественный», «государственный») можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.[42] Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры, и даже эпоха деградации и упадка культуры в противовес её целостности, ограниченности.[43]    

 Поэтому, в настоящее  время, понятие цивилизации всё  чаще рассматривается в нескольких  аспектах. В первом аспекте понятия  "культура" и "цивилизация"  трактуются как синонимы. Во втором  цивилизация определяется как  овеществление вещественно-технических  и социально-организационных инструментов, обеспечивающих людям их достойную  социально-экономическую организацию  общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.

Основное отличие понятия  «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия  сущности любой исторической эпохи  через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений  каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях  её собственной деятельности. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную – во всём многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово обезличенный индивид.[44]

Информация о работе Типология государства: понятие и назначение