Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:52, реферат
Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.
Особенности исторических периодов (этапов , эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты , характерные для всех государств данного периода.
Введение.
Понятие типологии государства
Основные подходы к типологизации государств.
2.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода
2.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода
2.3. Другие критерии для выделения типов государств
Заключение.
Список литературы.
Государства
капиталистического
пути развития по мере формирования производственных
отношений должны перейти к буржуазному
типу государства.
Первопричина смены исторических типов
государств считается социально – экономическое
развитие общества. Социальная революция
уничтожает старую общественную систему
и кладет начало господству нового способа
производства , новым производственным
отношениям , которым соответствует новый
тип государственности и права . Смена
одного исторического типа государства
другим происходит в результате социальной
революции.
Смена исторических типов государств
неизбежно влечет за собой ликвидацию
устаревшей государственной машины и
создание нового механизма государства
, отвечающего новым условиям социально
– экономического развития общества.
Преемственность между историческими
типами государств заключается , главным
образом , в использовании структуры ,
форм и методов организации государственной
власти прошлого , которые в своем развитии
отражают общечеловеческий прогресс и
в меньшей мере зависят от конкретной
сущности государства.
Наиболее четко черты преемственности
прослеживаются основоположниками марксизма
– ленинизма в эксплуататорских типах
государств, которые роднит их общая эксплуататорская
сущность, необходимость установления
государственности, позволяющей держать
в повиновении подавляющее большинство
населения страны. Одновременно подчеркивается,
что преемственная связь при смене исторических
типов государства и права по-разному
проявляется и при переходе от эксплуататорского
общества к социализму.
Анализируя все известные эксплуататорские типы государств, марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:
В отличие от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:
Классово
– формационный подход к типологии государств до
последнего времени был единственным.
Типом государства называется "совокупность
государств, развивающихся в рамках одной
и той же общественно – экономической
формации классового общества и характеризующихся
единством классовой сущности и экономической
основы"5 .
2.2. Типология государства с точки зрения
цивилизационного подхода.
Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.
Наиболее плодотворным, на наш взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, "в снятом виде", в виде "цивилизованного варварства"6.
Понятие цивилизации в отличие от понятия культуры выражает определенный, исторически ограниченный этап развития человечества.
Возникновение и существование
цивилизованного общества связано
с эпохой становления и развития
товарного производства и обмена
и базирующихся на нем классово-
Характеризуя буржуазную цивилизацию, основоположники диалектического и исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что она содержит в себе варварство как неизлечимый недуг, как проказу. Поэтому понятие цивилизации можно определить лишь в паре с понятием варварства. В категориях "цивилизация - варварство" выражаются, соответственно, лучшие и худшие образцы и продукты жизнедеятельности общества товаропроизводителей.
Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся: 1) в отношениях между обществом (государством) и природой, 2) в межгосударственных отношениях, 3) в их взаимоотношениях с обществом. В соответствии с этим термин цивилизационный тип государства обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, которые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства7.
Во-первых, понятием
цивилизационный тип
Культурные
особенности государства
Культурное
своеобразие цивилизационных
Во-вторых, цивилизационный
тип государства
Вследствие этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется. Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его "партнеров" мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим "приговоры" народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.
В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли8. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.
Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.
Представители: Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин.
Историю человечества
Различают западные и
Тип государства определяется по типу цивилизации.
По отношению государства и личности различают следующие виды государств:
а) традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия
государства не ограничены;
б) современные (конституционны
полномочия государства
гарантирует права и свободы личности.
Оценка:
достоинство — системность
недостаток
— нечеткость критериев классификации.
2.3. Другие критерии
для выделения типов государств.
Таким образом,
форма правления раскрывает
Существуют две основные формы правления - монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Монархия - форма правления, где высшая
государственная
власть принадлежит единоличному главе
государства - монарху (королю, царю,
императору, шаху и т.д.), который
занимает престол по наследству и не несет
ответственности перед населением. Монархии
бывают двух видов.