Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Предметом изучения является типы государств.
Цель данной работы подробно охарактеризовать типы современных государств. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть понятие типологии государства;
Охарактеризовать проблемы типологии государств;
Изучить подходы типологии государств;

Содержание

Введение_________________________________________________3
Глава 1. Понятие, подходы и проблемы типологии государств ___7
1.1.Понятие типологии государства__________________________7
1.2. Проблема типологии государств ________________________ 10
1.3. Подходы к типологии государств________________________12
Глава 2. Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории_________________________________________16
2.1. Типология государств согласно формационной теории______16
2.2. Типы государств согласно цивилизационной теории________24
Глава 3. Другие критерии для выделения типов государств______27
3.1. Типы государств по форме правления ___________________27
3.2. Типология государств по их отношению к религии_________30
3.3. Типы государств по форме государственного устройства ___32
Заключение _____________________________________________34
Список используемых источников и литературы______________37

Вложенные файлы: 1 файл

Типы современных государств.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

В рамках формационной  теории это  государство – сложный организм, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением трудящихся оно способно ограничивать их интересы. Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав. Об этом же говорят и реализуемые социальные программы. Однако, капиталистическое государство остается орудием правящего буржуазного класса, комитетом по управлению делами монополистической буржуазии. Главными разновидностями буржуазного типа государства являются домонополистические буржуазно-демократические государства, империалистические государства и современные западные государства.

Буржуазное государство  проходит в своем развитии ряд этапов:

  1. Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли, развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия - парламентаризм. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.
  2. Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. — первая половина ХХ в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения — тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса (пролетариата), платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Социалистическое государство - это высший и последний исторический тип государства, согласно теории, конечно. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно этой теории, в отличие от перечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается такими чертами: 1) Экономическую базу соц. Государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности; 2) Социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих; 3) Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся.

Согласно данной теории, социалистическое государство уже не есть государство  в собственном смысле т.к. оно  не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над массами трудящихся. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы  большинства членов общества – рабочего класса. В коммунистическом обществе государство отомрет, уступив место коммунистическому общественному самоуправлению. 

Говоря об основных исторических типах  государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как  правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе  и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.

Такие разновидности государств в  рамках одного и того же исторического  типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.

Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что  в рамках формационного подхода  оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.

 

2.2. Типы государств согласно цивилизационной теории

 

Исторический процесс привел к  складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

В развитии цивилизации  проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, индская, эгейская и др.). Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся10:

  1. в отношениях между обществом (государством) и природой,
  2. в межгосударственных отношениях,
  3. в их взаимоотношениях с обществом.

Для типологии государств с точки  зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация  цивилизаций по уровню их организации. Предполагается делить цивилизации на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

Первичные цивилизации принимают  государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей  и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

Вторичные цивилизации – это  западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская, буддийская и др. Здесь проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и здесь с цивилизационной точки зрения государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.

Во вторичных цивилизациях положение  правителя было двойственным. С одной  стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в  качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам  не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть  - служение, должное следовать идеалу, и поэтому вторична.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Другие критерии для выделения типов  государств.

3.1.  Типы  государств по форме правления 

  Данная  категория показывает, как образуются  высшие                      органы, что они собой представляют, на каких началах                         взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует,                         участвует ли население в формировании высших органов                         государства, т. е. демократическим или недемократическим                         способом они образованы. Недемократическим путем                         формируются, например, высшие органы государства при                         наследственной монархии.

 Таким образом,  форма правления раскрывает способ                         организации верховной государственной  власти, порядок                        образования ее органов, их взаимодействия между собой и   с населением, степень участия населения в их  формировании.

 Существуют две  основные формы правления - монархия  и                         республика. Их верховные органы  отличаются друг от друга и  по порядку образования, и по составу, и по  компетенции.

 Монархия - форма правления,  где высшая государственная                         власть принадлежит единоличному  главе государства -  монарху  (королю, царю, императору, шаху и  т.д.), который    занимает престол по наследству и не несет  ответственности перед населением.

Монархии  бывают двух видов.  При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он   осуществляет законодательную функцию (воля монарха -    источник права и закон; по Воинскому уставу Петра 1 государь - "самовластный монарх, который никому на свете  о своих делах ответу дать не должен"), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа                         развития феодального государства, когда после  окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных      государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть                         рассредоточена между монархом и  другим органом или    органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная   монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха   ограничена конституцией, парламентом, правительством и   независимым судом.

 Республика - это форма  правления, в которой высшая                       государственная власть принадлежит выборным органам,                         избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический  способ образования                         верховных органов государства; в развитых государствах                         взаимоотношения между высшими органами строятся на   принципе разделения властей, они имеют связь с   избирателями и ответственны перед ними.

 Республиканская форма  правления зародилась в                        рабовладельческих государствах. Наиболее яркое   проявление она нашла в демократической Афинской  республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание),                         избирались полноправными гражданами Афин. Однако более                         распространенной в рабовладельческих государствах была                         аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти   принимала участие военно-земельная знать.

В эпоху феодализма республиканская  форма правления                         применялась нечасто. Она возникала  в тех средневековых  городах, которые имели право на самоопределение   (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие   города-республики выборным путем создавали органы власти  (городские советы, мэрии) во главе с ответственными   должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

 Современные республики  подразделяются на парламентарные                         и президентские. Различаются они главным образом тем,  какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его   работу и перед кем - парламентом или президентом -                         правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только                         законодательными полномочиями, но и  правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство  несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства.  Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских  выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен  возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр, может называться    иначе.

Информация о работе Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории