Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 02:11, контрольная работа
Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны, она присуща странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.
Для демократии как способа организации государственной власти характерны следующие признаки:
Признанием народа источником власти и носителем суверенитета, именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их
Демократия, институты прямой демократии. 3
Типы права и основные правовые семьи современности. 7
Механизм правового регулирования. 12
Список используемой литературы. 14
Конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства) называют национальной правовой системой. Совокупность национальных правовых систем, обладающих доминирующими сходными чертами, объединяют в правовые семьи. Выделяют следующие основные правовые семьи:
К романо-германской правовой семье относят национальные правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых систем. Выделяют две группы правовых систем: группу романского права и группу германского права. Для романо-германской правовой семьи характерно:
Англо-саксонская правовая семья включает в себя две группы: группу английского права и группу права США. Основным источником права в англо-саксонской семье является судебный прецедент, англо-саксонское право – это право судебной практики, в рамках которой суды не только применяют, но и создают нормы права.
В отличие от романо-германской правовой семьи в англо-саксонском праве разделение системы права на отрасли является менее четким: более важное значение предается правовым институтам. В самой Англии нет ни конституции как единого документа и основного закона государства, ни кодексов европейского типа, а нормативные акты под влиянием судебной практики содержат нормы казуистического характера. Отсутствует деление права на частное и публичное, его заменяет деление на общее право и право справедливости.
Право США имеет ряд особенностей: принятие Конституции, запрещение ссылаться на английские судебные решения, разработка в ряде штатов кодексов, однако судебная практика сохранила свое значение в США.
Социалистическая правовая семья значительно схожа с континентальным правом. К ней принадлежали правовые системы СССР и стран, составлявших социалистический лагерь в Европе, Азии, Латинской Америке. Социалистическая правовая семья имеет ряд особенностей:
Мусульманская правовая семья охватывает более 50 государств. Мусульманское (исламское) право представляет собой совокупность норм религиозного характера, основанных на исламе. Основными источниками мусульманского права являются Коран (священная книга ислама), Сунна (сборник преданий о жизни пророка Мухаммеда), Иджма (свободный комментарий средневековых правоведов), Кияс (правила применения шариата к новым жизненным ситуациям). При отсутствии в Коране или Сунне правил поведения в некоторой конкретной ситуации, их поиск осуществляется на основе рационального толкования предписаний ислама – иджтихада, его имеют право давать только специальные мусульманские правоведы – муджтахиды. Судьи же при рассмотрении дела обычно не обращаются к Корану или Сунне, а ссылаются на мнение муджтахида.
Африканская правовая семья
на протяжении многих веков объединяла
правовые системы обычного права
на африканском континенте и действовавшие
в рамках отдельных племен. После
колонизации Африки здесь распространились
правовые системы колониальных держав.
В результате возникла тройственная
система колониального права, состоявшая
из права метрополий, законов, изданных
колониальными администрациями, и
обычного права.
Функционирование
права в обществе, его реализация выражается
в правовом регулировании, под которым
понимается осуществляемое при помощи
системы особых юридических средств
воздействие на общественные отношения.
Общей юридической целью правового регулирования
является создание в обществе стабильного
правопорядка, а также системы органов,
способных этот правопорядок поддерживать
и защищать. Правовое регулирование преследует
и общую социальную цель: создание необходимых
условий для поступательного развития
общества. Предметом правового регулирования
являются общественные отношения.
Единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения, называется механизмом правового регулирования.
Единый механизм правового регулирования фактически распадается на три различных процесса: механизм правотворчества, механизм реализации и механизм государственного принуждения.
Элементами механизма
правового регулирования
В процессе правового регулирования можно выделить три стадии: формулирование правила поведения (издание нормы права), возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов и их реализация. Правовое регулирование начинается с формулирования нормативного регулятора путем принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих правовые нормы, из которых и складывается право. Юридические нормы регламентируют поведение людей, определяют, какие права и обязанности они могут иметь, как должны поступить в той или иной ситуации, каковы последствия несовершения данных действий.
При наличии юридических фактов правовые нормы начинают действовать: у конкретных лиц возникают или изменяются конкретные права и обязанности. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к определенной жизненной ситуации и возникновение правоотношения. Права и обязанности в правоотношении реализуются в определенном поведении субъектов права, которое называется актом реализации правоотношения. Здесь юридические нормы достигают намеченного результата. В научной литературе стадия реализации норм права часто подразделяется на два этапа. На первом этапе возникают права и обязанности в конкретном правоотношении, на втором - права и обязанности участников правоотношений реализуются в жизни.
В ряде случаев для достижения намеченного результата необходимы дополнительные акты специальных государственных органов, так как многие нормы права не могут быть реализованы без властного вмешательства. Оно нужно, например, когда субъекты добровольно не исполняют возложенные на них обязанности, и состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел, в вынесении обязательного для субъектов решения (приказа, постановления или приговора суда). В отличие от норм права эти акты носят индивидуальный характер: они распространяются только на определенных лиц и нацелены на претворение (применение) юридических норм. Такие акты называются актами применения права. Акты применения иногда необходимы и при возникновении правоотношений. Таким образом, применение возможно и на второй, и на третьей стадии правового регулирования.
Список используемой литературы
Информация о работе Типы права и основные правовые семьи современности