Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности тоталитарного политического режима и тоталитарных государств.
Задачи исследования состоят в исследовании особенностей тоталитарных государств, истории зарождения тоталитаризма.
Объектом настоящего исследования являются политические режимы. Предметом исследования является тоталитарный режим.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки тоталитарного государства…………………………...5
2. Взаимоотношение государства и личности в тоталитарном государстве..13
3. Причины возникновения тоталитарных государств……………………….17
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая теория. Тоталитарное государство новая.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Одна из крайних форм тоталитаризма – фашистский режим, характеризующийся националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими, а также крайней агрессивностью.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, провозглашенной официальной идеологией. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты господствующей расы.

Главная посылка фашистской идеологии такова: люде не равны  перед законом, государством и судом, их права и обязанности зависят от их национальности. Одна раса объявляется высшей и в государстве и в мировом сообществе, а значит достойной лучших условий для жизни. Другие нации или расы либо должны быть уничтожены, либо могут существовать лишь как неполноценные и постепенно уничтожаться.

Из вышесказанного можно  сделать вывод о том, что фашистский политический режим – это человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий к  бедственному положению своего же народа.

Фашизм отличается от других форм тоталитаризма милитаризацией, поиском внешнего врага, агрессивностью, склонностью к развязыванию войн и военной экспансией. Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический центризм, ведущий к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм.

При фашизме разрушаются общечеловеческие правовые и моральные ценности, набирает обороты произвол, упрощаются и чаще применяются карательные процедуры, ужесточаются санкции и вводятся превентивные меры уничтожаются права и свободы личности, увеличивается число деяний признаваемых преступными.

 

 

 

 

 

  1. Взаимоотношение государства и личности в тоталитарном государстве

 

Дж. Оруэлл писал: "тоталитаризм посягнул на свободу личности так, как  никогда прежде не могли и вообразить. Важно отдавать себе отчёт в том, что его контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать - даже допускать - определённые мысли и соображения, но диктуется, что именно надлежит думать. Личность изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства, по меньшей мере, столь же действенно, сколь контролирует их поступки".5

Человеческая психика устроена так, что люди быстрее объединяются для борьбы с каким-либо врагом, либо из зависти к своим соплеменникам, получившим больше материальных благ. Этот феномен активно используется всеми лидерами тоталитарных государств для объединения народа и управления им.

Для этого же в тоталитарных государствах искусственно создается и постоянно поддерживается атмосфера гражданской войны. В тоталитарном государстве народ должен быть уверен в реалистичности планов, провозглашаемых лидером, а также постоянно видеть спехи своего лидера. Кроме того лидеру в случае срыва каких-либо планов, необходимо как-то объяснить людям причины поражения. Для этой цели любой тоталитарный лидер начинает искать внутренних и внешних врагов, на которых можно в случае неудачи возложить ответственность за срыв планов.  Таким врагом может стать абсолютно любой человек, независимо от того, повинен ли он в чем-то перед государством или невиновен.

Тоталитаризм имеет  ещё одну особенность. В отличие  от деспотизма, абсолютизма и авторитаризма  тоталитарное государство всегда стремиться полностью переделать сознание людей, привести человека в полное соответствие с провозглашенной идеологией. В результате получается совершенно новый тип личности с особым психическим складом, мыслительными и поведенческими характеристиками. Для этого использовались следующие средства:

- стандартизация индивидуального  начала, растворение человека в  массе;

- сведение всех индивидов  к определенному среднестатистическому знаменателю;

- подавление личностного начала в человеке.

Конечной целью было формирование самоуправляемого индивида, полностью лишённого всякой автономии, который в своем поведении уже будет руководствоваться только теми догмами, которые на данный момент выдвигаются лидером. Это приводит к распространению доносительства и морально разлагает общество.

В тоталитарном обществе даже такие сферы жизни людей как наука, искусство, экономика, политика, философия, мораль и отношения между полами контролируются и направляются одной ключевой идеей. Одним из важнейших показателей проникновения тоталитаризма во все сферы жизни является создание нового языка, подменяющего смысл слов. По этому поводу Ф. Хайек писал: "... легче всего убедить людей в подлинности ценностей, которым их заставляют служить, если объяснить им, что это те самые ценности, в которые они всегда верили, просто раньше эти ценности понимались неправильно. Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран: полное извращение языка, подмена смысла слов, призванных выражать идеалы нового строя".6

Так как люди вынуждены  приспосабливаться к иррационализму языка, они поставлены в такие условия, при которых следовать официальным предписаниям невозможно, но при этом жизненно необходимо создавать видимость полного подчинения и исполнения этих предписаний. В итоге человек, находясь в обществе выглядит как вполне лояльный гражданин, а в частной жизни равнодушен к режиму и не доверяет ему.  Таким образом, нарушается один из основополагающих принципов классического тоталитаризма: тотального единства массы и партии, народа и вождя.

Ключевые посты в  партии, в управлении страной, в армии и т.д. занимают люди, больше всего соответствующие практике тоталитаризма, полностью поддерживающие ее и готовые прилагать усилия к его осуществлению. Но при этом указанные люди требуют, чтобы лидер также полностью соблюдал все требования тоталитаризма. Все это приводит к торможению развития, особенно в период социальных изменений, реформ.

Тоталитаризм в основном опирается на людей самого разного  социального происхождения, которые дезориентированы экономическими, социальными и военными потрясениями. Преимущественно это люди с маргинальной психологией. Такие люди бездумно вступают в правящую партию во имя общей идеи, даже не утруждая себя изучением идеологии.

Пассивная оппозиция большинства населения и яростное сопротивление бывших имущих классов приводит к разгулу террора. Поскольку крестьянское население в стране преобладало, по нему и пришелся основной удар. Кроме того, с целью сохранения своего авторитета новая власть часто очень жестоко расправлялась даже с рабочим классом, от имени которого она управляла.

При фашистском политическом режиме государство безгранично расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми сферами общественной  и личной жизни. Конституционные права и свободы граждан уничтожаются, а в отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей, при этом открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности и подчеркиваются государственные приоритеты основанные на национальной идее.

Противопоставление интересов  государства и гражданина решается в пользу государственных интересов  зачастую ложно понятых. Фашизм питается националистическими шовинистическими предрассудками заблуждениями.  Он использует для достижения своих целей сохраняющиеся в обществе национальные структуры для натравливания одних наций на другие. Фашизм – это право неравенства людей прежде всего по критерию национальной принадлежности.

Но наибольший урон нашему народу нанес духовный тоталитаризм, поскольку он уничтожил практически всю российскую интеллигенцию. Представители интеллигенции либо эмигрировали, либо были уничтожены, поскольку тоталитаризм считает недопустимым свободу мысли.

Таким образом, тоталитаризм в конце концов добился прямо  противоположных результатов. Вынудив часть представителей интеллигенции покинуть страну, а другую часть уничтожив, представители тоталитаризма тем самым способствовали большему развитию Запада и обрекли свою страну на многолетнее отсталое существование. Народные же массы, состоящие из среднестатистических рабочих оказались не способны всецело посвятить себя великой идее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины возникновения тоталитарных государств

 

Полностью контролировать общество стремились многие деспотичные  правители. В некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются  династия Маурья в Индии (321-185 гг. до н.э.), династия Цинь в Китае (221-206 гг. до н.э.), правление Чака над зулу (1816-1828). Легизм в Цинь, являвшийся официальной идеологией Цинь более 150 лет, являлся уже полноценной идеологией и имел философско-теоретическое обоснование необходимости тотального контроля.

Элементы тоталитаризма  всегда существовали во многих типах  диктатур. Ярким примером служит абсолютный авторитет владыки и жестокость правления в восточных деспотиях. Однако все элементы слились воедино и образовали тоталитарную систему лишь в определенный исторический период.

Большинство исследователей рассматривает тоталитаризм как особый социально-экономический строй, в возникновении которого большую роль играют идеологические схемы и постулаты, экономический базис не предшествует надстройке, а целенаправленно создается по чертежам политического руководства.

Как самостоятельная политическая система тоталитарный политический режим исторически сформировался из соответствующих диктаторских режимов, которые искусственно выстроили однотипные юридические, социальные и экономические отношения. Тоталитаризм был одиним из вариантов развития стран, находившихся в условиях системного кризиса, который характеризовался утратой населением социальных ориентиров, экономическим упадком, резким социальным расслоением, разрастанием нищеты, преступности и т.п.

В сочетании с наличием мощных пластов патриархальной психологии, культом сильного государства, деятельностью хорошо организованных партий с их железной дисциплиной и крайне амбициозными лидерами, а также распространением остро конфронтационных идеологических доктрин и некоторых других факторов указанные характерные особенности кризисов способствовали тому, что эти общества и встали на путь создания тоталитарных систем7.

К образованию тоталитарного  политического режима в России привели традиции подпольной деятельности, террористических организаций, революционизировавших политическую активность населения и оправдывающих идеи насильственного передела власти и богатства, избавления от лиц, мешавших и прогрессу и установлению справедливости. Эти традиции, утверждавшие презрение к ценности человеческой жизни и авторитету закона, впоследствии послужили причиной распространения бытового доносительства, оправдывавшего предательство людьми своих родных и близких во имя «идеалов», из страха и уважения к власти.

Исследования З. Фрейда, Э. Фромма, К. Лоренца, Р. Вельдера, Н. Тинбергена и других ученых свидетельствуют о том, что одной из онтологических основ тоталитаризма является природный потенциал архаического ориентирования человека, который никогда не исчезает полностью, а при определенных условиях может реализоваться в проявлениях деструктивности, зла, негативной агрессии как жизненном инстинкте. Найти ответ на противоречия собственной сущности человеку помогает характер – «заместитель» отсутствующих у него инстинктов, представляющий собой индивидуальный ответ на онтологически-экзистенциальные противоречия. Таким ответом может стать как стремление к любви, свободе, справедливости, истине, так и к агрессивности, ненависти, деструктивности. Результатом может стать либо демократия и гуманизм, либо же тоталитаризм.

Поэтому одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к массовым социальным фрустрациям, желанию человека убежать от одиночества, преодолеть страх перед рыночной стихией, найти смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации.

Кроме того, тоталитаризм дает возможность дать выход своим агрессивным инстинктам, преодолеть комплекс собственной неполноценности и возвыситься над окружающими с помощью принадлежности к избранной социальной группе или партии.      

 Воплощение тоталитарных моделей возможно только в определенных общественных условиях. Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества, которая привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала технически возможными насильственное внедрение идеологии и полный контроль за личностью.

На этой ступени развития в ряде стран появились монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. С возрастанием управляемости общественной жизни, а также развитием науки, техники и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку  разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой.

Информация о работе Тоталитарное государство