Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:55, доклад
Бихевиористская трактовка власти рассматривает власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Власть в этом понимании - это реализация воли к власти. Сторонники бихевиористского подхода требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями. Они считают власть особенной сущностью, носителем которой выступает отдельный индивид, заставляющий других людей повиноваться своей воле. Власть отождествляется с силой, обладание которой дает право на повелевание и управление людьми.
Бихевиористская трактовка власти была введена в политическую науку в 1930-х гг. и связана с именами американских ученых Ч.Мерриама (1874-1953), Г.Лассуэла (1902-1978) и англичанина Дж.Кетлина (1896-1975).
Власть
как отношение между людьми имеет
определенную структуру. Ее основными
компонентами являются субъект, объект,
средства (ресурсы), основания и механизм.
Кроме того, важными характеристиками
власти являются ее сфера, или радиус
распространения; величина (сила), объем
и временная продолжительность;
затраты (материальные и психические),
связанные с обеспечением подчинения
и преодолением сопротивления; техника,
т. е. способы и процедуры реализации
власти, а также противодействующие
влияния и поведенческие
Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им выступает руководитель или, в общем плане, тот, кто отдает распоряжения, имея соответствующие права и(или) средства. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду). В нем предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение команды. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему исполнителей (объекта) — второго важнейшего элемента власти.
Объект власти — исполнитель руководящих указаний, распоряжений. Власть всегда двустороннее взаимодействие ее субъекта и объекта с доминированием воли руководителя (властителя). Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти.
Мотивы подчинения: Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению является страх перед наказанием.
Более
стабильной является власть, основанная
на интересе, поскольку личная заинтересованность
побуждает подчиненных к
Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю.
Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства.
Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.
Мотивы властвования : Конкретными мотивами властвования могут быть как намерение что-то сделать в интересах людей, так и личные амбиции, желание самоутвердиться и т.п.
Ресурсы наряду с субъектом и объектом выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Ресурсы
власти очень многообразны. Существует
несколько классификаций
К
утилитарным относятся
В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач.
Источники власти — авторитет, сила, престиж, закон, богатство, социальный и политический статус, тайна, интерес, знания и т. д. По мнению некоторых экспертов, в частности О. Тоффлера, основными источниками власти, властным первоначалом являются: сила (низшее качество власти), богатство (среднее качество власти) и знания (высшее качество власти). В современном мире, по его мнению, знания (в различных формах: информация, искусство и т. д.) подчинили себе силу и богатство, став определяющим фактором функционирования власти
политическая власть — это особый вид власти, возникающий в ходе становления и развития обществ как сложных, дифференцированных социальных систем.
1)
Легальность - политическая власть
в государстве (за исключением
откровенно диктаторских
2) Верховенство - т.е. политическая власть в государстве стоит выше всех других видов власти (в семье, в группе, в учреждении), превосходит их по силе и по “охвату” - т.е. не ограничена какими - то четкими рамками, а проникает во все “клеточки” общественной жизни;
3) Моноцентричность - т.е. наличие единого центра принятия решений: в географическом плане - это столица государства, в смысле учреждений - это определенные политические институты, такие решения принимающие (президент, правительство, отдельные министерства и ведомства);
4)
Многообразие ресурсов - т.е. политическая
власть в государстве держится
не только принуждением, но и
тем, что имеет в своем
а)
экономические - способность государственной
власти распоряжаться определенным
объемом материальных благ, осуществляя
регулирование экономики и
б) социальные - способность власти понижать и повышать статус индивидов, раздавая престижные должности или лишая их;
в) информационные - контроль государственной власти за информацией и средствами ее распространения ( напрямую - через цензуру, косвенно - через финансирование и предоставление льгот лояльным издания);
5)Публичность-публичность,
т.е. всеобщность и
Разделение
властей — это теоретическая
доктрина и реальная практика разделения
власти между несколькими
В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка .Он считал, что народ является высшей властью и с помощью общественного договора учреждает государство и передает власть правителям, которые делят власть на законодательную и исполнительную.
Дальнейшее
развитие теория разделения властей
получила в трудах Ш. Монтескье («О духе
законов»). По его мнению, для ограничения
злоупотреблений властью и
Принцип
разделения властей был реализован
при образовании США и
Существует 3 уровня.
З – парламент : 1.верховный совет(Спикер- Матвиенко. 166чел) 2.Госдума(450чел.Нарышкин)
И – Правительство(Премьер Медведев)
С – Конституционный, высший арбитражный, верховный
З – ЗАКС(50 депут. Спикер – Макаров)
И – Правительство СПб(Смольный) губернатор- Полтавченко
С – Городской Суд СПб, Гор.Арбитражный, с 2000 г. Устовный суд
З - - -
И – Районная администрация(Глава района)
С – Районный суд
Также ограны местного самоуправления – муниципалитет
Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан. Показатели, свидетельствующие о эффективности власти, следует искать во всех сферах общественной жизни. Самые важные из них следующие:
-уровень
смертности, рождаемости,
-уровень материального благополучия;
-уровень
физической безопасности
-уровень налогов;
-величина управленческого аппарата;
-уровень образования населения;
-уровень безработицы.
Эффективность власти – величина меняющаяся. Она может нарастать, и тогда власть в обществе пользуется поддержкой, но может и снижаться, что часто становится причиной наступающего кризиса.
М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства (власти)
Традиционное господство. Этот тип
господства обусловлен традициями, нравами,
привычкой к определенному