Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:44, дипломная работа
Цель данной курсовой работы состоит в проведении комплексного анализа трудового стажа в праве социального обеспечения. Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретическое и юридическое легитимное понятие трудового стажа как института права социального обеспечения;
2. Исследовать классификацию видов трудового стажа в РФ;
Трудовой стаж как институт права социального обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ
Право социального обеспечения – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и установлению юридических фактов.
Традиционно возникновение права на многие виды социального обеспечения связывают с прошлым трудовым вкладом гражданина - его трудовой либо иной общественно полезной деятельностью, а также с наличием других периодов, рассматриваемых законодательством РФ в этом аспекте.
Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.
Проводимая в Российской Федерации реформа затрагивает разные стороны социального обеспечения и меняет основные приоритеты действующего ранее законодательства. Изменения касаются, в том числе порядка определения права на пенсию с учетом продолжительности и количества лет общего трудового стажа. А федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ вводит понятие страхового стажа.
В настоящее время в связи с проводимой в стране реформой содержание и понятие трудового стажа меняется, поэтому основное значение в будущем будет иметь только страховой стаж работы. А трудовой стаж применим лишь при конвертации пенсионных прав в пенсионный капитал.
Отсутствие четкого
Цель данной курсовой работы состоит в проведении комплексного анализа трудового стажа в праве социального обеспечения. Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:
Объект исследования – это пенсионные правоотношения, которые порождает трудовой стаж, как юридический факт.
Предмет исследования – это нормативные акты, регламентирующие порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, правила оформления документов для подтверждения данного стажа, а также практика решения вопросов, связанных с определением стажа работы.
Методологической основой исследования является системный метод познания, на основании которого применялись два научных метода: формально-юридический и конкретно-исторический.
Формально-юридический метод
Исторический подход обусловлен тем, что реформа в РФ начата с 2002 года, в то время как большая часть трудоспособного населения начала свою трудовую деятельность еще при старом пенсионном законодательстве. Тем не менее на них будет распространяться пенсионная реформа в будущем и важное значение будет иметь наличие уже учтенного трудового стажа.
Структурными элементами курсовой работы являются введение; две главы, объединившие четыре параграфа; заключение и список использованной литературы, включивший в себя нормативные акты, научную и монографическую литературу, а также список электронных ресурсов.
В первой главе «Понятие и виды трудового стажа» будут рассмот-рены научное и юридическое понятия термина «трудовой стаж», а также дана классификация видов трудового стажа.
Во второй главе «Порядок установления и юридическое значение трудового стажа» будет рассмотрен порядок установления, то есть ис-числения и подтверждения, трудового стажа, а также будет проанализировано его юридическое значения как в общем, так и в частном аспектах.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды Анбрехт Т.А., Байковой Л.И., Бочарова О.В., Гусова К.Н., Захарова М.Л., Тучковой Э.Г., Мачульской Е.Е., Рождествиной А.А. и ряда других отечественных авторов, исследующих рассматриваемую в данной работе тематику.
Кроме того при написании данной работы были использованы нормативные акты РФ, электронные журналы и другие ресурсы сети Интернет.
1. Общая характеристика систем социального обеспечения
1.1 Основные этапы
становления систем
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Социальное обеспечение как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.
Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.
Феодальный период характеризуется господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, например благотворительность, санкционированное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения нетрудоспособных.
Определенный интерес
«Русская Правда» Князя
Историки отмечают, что «по мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое— продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе— усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви». В качестве доказательства второго направления в становлении системы общественного призрения можно привести Указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.
По Указу Царя Федора Алексеевича от 1682 г. в Москве было построено два госпита-ля; те из числа нищенствующих и убогих, которые могли работать, должны были «хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу».
Российское законодательство XIX в. делило нищих на четыре категории:
1) те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
2)те, кто по сиротству
и временным болезням впал
в нужду, однако может
3)те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;
4) те, кто по случайным
обстоятельствам впал в
Очевидно, такая «классификация»
нуждающихся была необходима для
определения характера
С зарождением капиталистического производства источником существования вместо труда в семейном хозяйстве становится труд на работодателя, который покупает рабочую силу, не гарантируя работнику возможность его обеспечения в случае наступления старости, нетрудоспособности, а его семье— в случае потери кормильца.
Резкое обострение во второй половине XIX в. противоречий между трудом и капиталом, угрожающее социальным взрывом, не позволило капиталистическому государству долго занимать позицию невмешательства в «свободу индивидуума». В ряде капиталистических государств принимаются законы об ответственности работодателей за несчастные случаи на производстве. В Германии такой закон был принят в 1871 г., в Англии — в 1880 г., в России — в 1903 г. Однако эти законы еще не были законами о социальном обеспечении, поскольку они закрепляли принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный здоровью работника. Для получения возмещения вреда работнику необходимо было доказать суду, что увечье наступило по вине предприятия.
В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принци-пиально новый этап — социальное обеспечение наемных работников начинает осуще-ствляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его ор-ганизации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка: 15 июня 1883 г. рейхстаг принял закон об обязательном государственном страховании на случай болезни; в июле 1884 г. — закон о страховании от несчастных случаев. Закон от 22 июля 1889 г. ввел обязательное страхование по инвалидности и по старости.
В России закон о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев был издан 23 июня 1912г. Этот закон стал прообразом законов Германии, однако в отличие от них он предусматривал меньший объем полномочий застрахованных. Так, в законе России не содержалось нормы, аналогичной норме германского закона 1883 г., в силу которой по истечении 26 недель болезни назначалась пенсия по инвалидности.
Вслед за законами о государственном
социальном страховании на случай болезни,
инвалидности, старости, трудового
увечья начинают приниматься законы
о страховании по безработице. Впервые
страхование данного
В развитии социального
обеспечения следует выделить еще
один важный этап, когда наряду с
государственным и
По мере восхождения человечества к вершинам цивилизации и формирования гражданского общества расширяется круг тех, кто, не нарушая его моральных устоев, может претендовать на социальную поддержку, не теряя своей способности к труду, если лишается возможности иметь соответствующий уровень достатка по независящим от него причинам и обстоятельствам, признаваемым обществом социально уважительными.
Кроме того, как свидетельствует
опыт функционирования систем социального
обеспечения в промышленно
Наконец, отчетливо прослеживается
тенденция изменения роли самого
государства в организации
Информация о работе Трудовой стаж как институт права социального обеспечения