Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:02, доклад
Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством. Основной ценностью в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Положения, зафиксированные в статье 2, непосредственно связаны со статьей 1 и развивают ее. Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Важную роль в обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина играет институт уполномоченного по правам человека.
Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством. Основной ценностью в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Положения, зафиксированные в статье 2, непосредственно связаны со статьей 1 и развивают ее. Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Важную роль в обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина играет институт уполномоченного по правам человека.
Институт уполномоченного по правам человека является новым для российской правовой системы, хотя в мировой истории он известен давно. Во многих странах для обозначения этой должности используются различные наименования, но обобщенно данный институт носит название - омбудсмен.
Выбранная тема курсовой работы актуальна, поскольку институт омбудсмена занимает важную роль в механизме защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов, выполняет роль своеобразного связующего звена, обеспечивая диалог между властью и обществом.
Институт омбудсмена имеет скандинавское происхождение и возник в Швеции в 1809 году, поскольку Омбудсмен юстиции в Швеции впервые появился был впервые учрежден в рамках концепции парламентаризма как должностное лицо, осуществляющее контроль за соблюдением законов судьями и государственными чиновниками.
В отношении термина "омбудсмен" существует несколько этимологических версий. В средневековом шведском языке слово "ombud" означало силу и авторитет. Норвежским словом "ombud" первоначально называлось лицо - посол или делегат, которое обращалось с посланием к народу от имени короля. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово "омбудсмен" как "поверенный", "управляющий делами", "доверенное лицо". В средневековых германских племенах омбудсменами были лица, которым поручалось собирать штрафы с семей, виновных в преступлениях, в пользу семьи жертвы. Так или иначе, по прошествии времени основным смысловым значением омбудсмена стало понятие авторитетного представителя других лиц, защитника интересов слабых от нарушений со стороны сильных.
Существуют различные
подходы к определению
Международная ассоциация юристов формально определяет институт омбудсмена как службу, предусмотренную конституцией или актом законодательной власти и возглавляемую независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по своему усмотрению и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады.
В целом омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.
В Российской Федерации институт Уполномоченного по правам человека впервые был закреплен в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР.
Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации осуществляется на основе федерального конституционного закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ.
Для назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации существуют объективные критерии: наличие гражданства Российской Федерации, возрастной ценз - не моложе 35 лет без ограничения высшего предела, а также субъективные критерии: наличие у кандидата познаний в области прав и свобод человека и гражданина, наличие у него опыта защиты прав и свобод человека и гражданина1.
Уполномоченным может быть назначено только лицо, имеющее гражданство Российской Федерации.
Исключительное право внесения предложений о кандидатах на замещение должности Уполномоченного предоставлено Президенту Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания РФ, депутатам Государственной Думы, депутатским объединениям в Государственной Думе РФ.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Такая мера необходима для проведения предварительного обсуждения кандидатуры на должность государственного правозащитника депутатами Государственной Думы РФ в ее структурных подразделениях, фракциях, а также с организационными вопросами по включению вопроса о назначении кандидатуры на должность Уполномоченного в повестку дня очередного пленарного заседания нижней палаты парламента РФ.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.
Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Уполномоченный
считается вступившим в должность
с момента принесения присяги
включается в список для тайного
голосования двумя третями
Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.
Одно
и то же лицо не может быть назначено
на должность Уполномоченного
Уполномоченный
обладает неприкосновенностью в
течение всего срока его
Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Уполномоченный по правам человека должен решать вопросы в пределах своей компетенции, определенной в главе 3 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
К Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации за защитой своих нарушенных субъективных прав могут обратиться следующие категории лиц: граждане Российской Федерации, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. Указанные категории лиц объединены в Законе под общим термином "заявители". Следовательно, в качестве заявителей жалоб могут выступать только физические лица. Эта же статья также устанавливает форму, в которой к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации обращаются рассмотренные выше субъекты, это жалоба. Данное положение обусловлено конституционной нормой (ст. 33 Конституции РФ), закрепляющей право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
К компетенции Уполномоченного относится: рассмотрение жалоб граждан РФ и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Законом оговаривается одно условие: решения и действия (бездействие) вышеуказанных органов, должностных лиц и государственных служащих, на которые распространяется юрисдикция Уполномоченного, должны быть предварительно обжалованы заявителями в судебном или административном порядке.
Такое положение подчеркивает особенность деятельности Уполномоченного как независимого и неподотчетного каким-либо государственным органам или должностным лицам гаранта государственной защиты прав и свобод граждан даже в тех случаях, когда какое-либо лицо уже имело опыт обращения в органы государственной власти или судебные органы за защитой своих прав, и как дополнительного института правовой защиты.
Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека играет важную роль в государстве и обществе, осуществляя государственный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прежде всего государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Он не может быть отнесен к органам какой-либо одной ветви власти в рамках системы разделения властей. Уполномоченный по правам человека содействует устранению выявленных нарушений прав человека со стороны государства, способствует осуществлению не только парламентского контроля, а также контроля, осуществляемого исполнительными и судебными органами государственной власти.
1 Тамбовцев В.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2007.