Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ системы управления инновационным развитием Российской Федерации.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:
Введение…………………………………………………………………….......
1 Теоретические основы управления инновационным развитием…………
1.1 Инновационное развитие: понятие, виды, функции, основные составляющие…………………………………………………………………..
1.2 Государственное регулирование инновационным развитием …..…….
1.3 Финансовое обеспечение инновационного развития………..………..
2. Анализ инновационной деятельности в Российской Федерации………………………………………………………………………
2.1 Методика оценки степени инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………….
2.2 Анализ предпосылок инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………..
2.3 Оценка регулирования инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………..
3 Перспективы повышения эффективности инновационной деятельности Оренбургской области…………………………………………………………..
3.1 Стратегические ориентиры развития инновационного развития Российской Федерации………………………………………………………….
3.2 Приоритетные направления регулирования инновационного развития Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А …………………………………………………………………..
2.1 Методика
оценки степени инновационного
развития в Российской
Систематичное управление инновациями (их целевыми характеристиками) – ключевой фактор обеспечения устойчивого поступательного развития страны. Решение данной задачи призвана обеспечить инновационная стратегия.
С целью выбора оптимальной инновационной стратегии (целевых характеристик инноваций, реализацию которых государство может профинансировать) наряду с внешними факторами необходимо дать оценку ресурсному потенциалу страны: его количественной и качественной составляющей.
Определив оптимальную инновационную стратегию, правительство государства преступает к ее исполнению. Данный этап предполагает проведение систематического контроля реализации выбранной инновационной стратегии с целью проверки ее эффективности.
Обе вышеупомянутые задачи (выбор оптимальной инновационной стратегии и контроль эффективности ее реализации) могут быть решены посредством оценки инновационной активности. В рамках стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. правительство планирует выделить 15,7 трлн. руб. с 2011 по 2020 гг. [6].
Чиновники считают,
что в настоящий момент
Проблемы анализа динамики инновационного развития российских компаний, и таким образом, оценки эффективности расходуемых бюджетных средств, а также вопросы контроля исполнения директив государственной инновационной политики могут также быть решены посредством оценки инновационной активности организаций, в частности, ее статистической составляющей.
Таким образом, сложность и многокомпонентность понятия инновационной деятельности, требуют исследования ее основных критериев, посредством систематизации которых представится возможность разработки методики комплексной оценки данной стратегической характеристики инновационного государства.
Обобщая существующие подходы к оценке инновационной деятельности государства, следует выделить ресурсное, результатное и статистическое направления.
Таблица - Основные подходы к оценке инновационной активности организации
Условное наименование подхода |
Ресурсный |
Результатный |
Статистический |
Характеристика подхода |
Основой подхода является оценка различных материальных и нематериальных ресурсов страны, потребляемых и используемых в рамках инновационной деятельности |
Подход предназначен для определения количества внедренных новаций и соответствующей результативности |
Подход позволяет отнести государство в категорию инновационно-активных (иновационно-пассивных) в соответствии со степенью удовлетворения выбранным критериям инновационной активности |
Задачи подхода |
Оценить объем затраченных материальных ресурсов и наличие задействованных нематериальных ресурсов в процессе разработки и внедрения новшеств |
Оценить эффект полученный в результате инновационной деятельности |
Получить информацию о принадлежности или непринадлежности страны к инновационно-активным |
Преимущества подхода |
Позволяет дать характеристику ресурсному обеспечению инновационной деятельности государства; обладает высокой практической применимостью; |
Дает возможность оценить умение организаций эффективно внедрять новшества; концентрируется на итогах инновационного процесса |
Требует минимальных временных затрат, обеспечивает статистической информацией |
Недостатки подхода |
Не учитывает получение |
От внимания ускользает степень участия предприятий страны в проведении НИР |
Не учитывает получение |
«Ресурсный» блок методики оценки инновационного развития имеет, в свою очередь, две составляющие: «качественную» и «количественную». «Качественная» составляющая ресурсного блока методики призвана оценить неисчисляемые ресурсы, «количественная» – исчисляемые ресурсы (финансовые и кадровые), затрачиваемые в рамках инновационной деятельности.
Оценку показателя инновационной активности (например, уровня затрат на НИОКР) целесообразно проводить в сравнении с установленным базовым значением (так как само по себе значение показателя не всегда является информативным). В качестве базовых величин могут выступать показатели за предыдущие периоды, соответствующие показатели других государств, среднеотраслевые значения (медианные или среднеарифметические)[7].
Для определения инновационного развития России, необходимо провести анализ развития инновационной сферы на основе ряда показателей, используемых при сравнении структурных характеристик инновационных систем:
а) доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий РФ;
б) доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;
в) доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках;
г) сальдо экспорта-импорта технологий.
За период 1995-2010 гг. число организаций, которые занимались технологическими инновациями, почти удвоилось (5,5% до 10,5%), но с 2007 по 2010 гг. их численность практически не менялась (9,3-9,6%) (Рис.10)
Рисунок 10 – Динамика показателей инновационной активности предприятий промышленного производства и сферы услуг в России, %.
Это низкий результат, особенно на фоне аналогичных показателей зарубежных стран. Причем не только инновационных лидеров – Германии (70%), Бельгии (60%), Канады (55-57%) – но и для большинства государств Центральной и Восточной Европы, где уровень инновационной активности колеблется в пределах 20-40%. Наряду с технологическими инновациями в последние годы особое значение для повышения эффективности производства приобретают и нетехнологические инновации – организационные и маркетинговые. Однако на российских предприятиях они пока еще не получили должного распространения, что ограничивает динамику инновационной активности. Инновационные процессы в России за анализируемый период находились в состоянии устойчивой стагнации, последовавшей за постдефолтным скачком на его стартовом этапе. Это обусловлено не только макроэкономическими условиями, структурой рынков и качеством корпоративного управления, но в значительной степени – неэффективностью национальной инновационной системы и неадекватностью ее институтов требованиям инновационного развития. Тем не менее с 1995г. по 2010г. значительно увеличились затраты на технологические инновации.
Одним из показателей, характеризующих степень инновационного развития России является доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках (Рис.11).
Рисунок 11 – Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %.
В масштабах экономики
России эффект от инновационной деятельности
мало заметен. Доля инновационной продукции
предприятий промышленного
Серьезным фактором, способствующим инновационному развитию является ее достаточное финансирование. Недостаток финансирования приведет к снижению качества инноваций, не обеспечит возможности их реализации на постоянной основе.
Несмотря на ежегодное увеличение ассигнований из федерального бюджета на научные исследования и разработки – до 166,5 млрд. руб 2010г против, например, 77,1 млрд. руб. в 2006 году – реальная доля их в ВВП снижается. Сегодня по этому показателю Россия занимает 31-е место в мире – 1,03%. При этом сокращается и доля частного бизнеса в финансировании научно-исследовательских и конструкторских работ [8].
2.2 Анализ предпосылок
инновационного развития
Несмотря на последовательные и убедительные призывы руководства страны к переходу на инновационный курс развития, Россия продолжает далеко отставать от развитых стран, более того этот разрыв увеличивается.
Продолжает устаревать производственная база ключевых отраслей, износ основных фондов порой превышает 70%. Наиболее прибыльные, по идее, высокотехнологичные сегменты национального хозяйства представляют собой по большей части рудименты советской эпохи. Не решены самые очевидные проблемы — от модернизации отечественной энергосистемы до создания приемлемой модели гражданского лайнера для рынка авиаперевозок. Катастрофическая ситуация складывается в ВПК, отставание по разработке современных видов вооружений увеличивается, а то что разработано не всегда поступает в первую очередь в свою армию. Велико отставание и в других, критически важных с точки зрения НТР областях - информационных технологиях, биотехнологиях, производстве новых материалов и др. [9] .
Однако, начата работа по формированию национальных исследовательских центров (на базе Курчатовского института создан первый такой центр). Сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности – технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием и др. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров.
Положено начало созданию новой российской «территории инноваций» в подмосковном Сколково, где создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов.
Создается система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний – через управляющую организацию проекта Сколково, а также, в перспективе, через Российский фонд технологического развития после его реорганизации. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития.
Проведена значительная работа по
совершенствованию правового
Важно и то, что в последние два-три года вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию, в рамках которой определены государственные научно-технологические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Тема модернизации и инноваций находится в постоянном фокусе политического руководства страны.
В то же время, из запланированных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года результатов на I этапе (2006-2007 г.) достигнуто лишь менее трети от запланированных показателей. При этом, большинство показателей оказались ниже предусмотренных инерционным сценарием (не учитывающим мероприятия, проводимые в рамках Стратегии), а некоторые демонстрировали негативную динамику.
Мировой экономический кризис 2008-2009 годов серьезно усложнил для России выход на траекторию инновационного развития. Ухудшилось финансовое состояние предприятий, что препятствует наращиванию доли негосударственного финансирования сектора исследований и разработок. В условиях сокращения доходов бюджета более жесткой стала бюджетная политика, что ограничивает возможности использования государством финансовых стимулов для наращивания инновационной активности. Необходимость поддержания достигнутого уровня социальной защиты населения, пенсионного обеспечения в условиях снизившихся доходов бюджета, негативных демографических трендов, связанных со значительным сокращением численности экономически активного населения, обусловила определенный рост нагрузки на бизнес в части социальных платежей. Это дополнительно ограничивает для бизнеса возможность инвестирования в инновационное развитие.
На втором этапе (2008-2010 гг.) выполнения Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40 процентов, а большинство показателей по-прежнему не достигают даже уровня, предусмотренного инерционным сценарием, по отдельным ключевым показателям сохраняется негативная динамика.
Информация о работе Управление инновационным развитием Российской федерации