Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 15:12, контрольная работа
Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства, формируются система территориальных единиц, из которых складывается государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от их правовых статусов.
Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством.
С точки зрения их формы все государства делятся на две группы — унитарные и федеративные.
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ…………………….4
3. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА
РОССИИ…………………………………………………………………….……6
4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ…………………………………………….13
5. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ……………………………………...…16
6. ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ………………………………………………………………….…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...….…22
К ним относятся:
Конституция республики, республиканское законодательство;
Система органов государственной
власти республики, которая устанавливается
ею самостоятельно в соответствии с
основами конституционного строя РФ
и общими принципами организации
представительных и исполнительных
органов государственной
Территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия; Республиканское гражданство;
Государственный язык; Собственные символы государства.
Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных -- по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Статус данных видов субъектов федерации: края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.
Для конституционного статуса субъектов федерации характерно наличие следующих элементов: устава; своего законодательства; системы органов государственной власти соответствующего субъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом; территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ.
Положение автономии может иметь особенности по сравнению с другими субъектами. Может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Это должно делаться по представлению их законодательных и исполнительных органов.
Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами власти края или области.
Пребывание в составе
РФ в качестве субъекта предполагает
взаимодействие с федеральными органами,
участие в их работе. Равноправие
всех субъектов Российской Федерации
между собой, в том числе во
взаимоотношениях с федеральными государственными
органами, обусловливает их равные
правомочия в таких взаимоотношениях.
Субъекты имеют гарантированное
представительство в Совете Федерации,
их законодательным (представительным)
органам принадлежит право
5. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ
Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.
Проблема определения
компетенции федеральных
Это - объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение. компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.
Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении:
а) исключительный компетенции федеральных органов власти,
б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов,
в) исключительной компетенции субъектов федерации.
Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций.
Российская Федерация следует по этому испытанному пути: статья 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст. 72 - перечень вопросов, находящихся в местном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т.е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.
Разграничение предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти Федерации
и ее субъектами возможно только на
основе Конституции, Федеративного
договора и иных договоров по этим
вопросам. Это положение включено
в число основ конституционного
строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано
воспрепятствовать решению
Отнесение Конституцией тех
или иных вопросов к числу предметов
ведения Федерации означает установление
исключительной компетенции федеральных
органов (Президента РФ, Федерального
Собрания, Правительства РФ). Эти
и только эти органы в праве
издавать по перечисленным вопросам
присущие им правовые акты (указы, законы,
постановления), осуществляя нормативное
регулирование и текущее
Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп:
1) Вопросы государственного строительства;
2) Вопросы регулирования
экономики и социального
3) Вопросы внешней политики
и внешнеэкономической
4) Вопросы обороны и охраны границы;
5) Вопросы создания
6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.;
7) Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.
Из этого перечня вопросов,
составляющих предметы ведения Российской
Федерации, можно сделать ряд
важных выводов в отношении
а) только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.;
6) на территории субъектов
Федерации могут располагаться
объекты федеральной
в) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;
г) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;
д) Вооруженные Силы являются
едиными для всей страны, ни один
субъект Федерации не вправе создавать
собственные вооруженные
е) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др.
Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.
6. ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ
ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ
Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.
Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 14 пунктах ст. 72, можно условно разделить на несколько групп:
1) Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод;
2) Вопросы регулирования
экономики и социального
3) Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы;
4) Координация международных
и внешнеэкономических связей
субъектов Федерации,
Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое и др.) регулируется Федерацией и ее субъектами совместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и др.) - только Федерацией. Федерация совместно с ее субъектами регулирует такую огромную сферу общественной жизни, как социальная сфера. В отношении создания системы органов государственной власти и местного самоуправления Федерация претендует только на совместное установление общих принципов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.
Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.
Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российское конституционное законодательство: парадигмы современного развития: Учебное пособие Конституция Российской Федерации. - М.: Аничкин Е.С., АТиСО, 2008 г.
2. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. -- М.: Юрид. лит., 1994
3. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов / Ершов В.А.;- М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2011 г.
4. Конституция Российской Федерации. -- М.: Юрайт, 1998
5. Основы государства и права под ред. акад. Кутафина А. В. -- М.: Юрист, 1997