Федеральное Собрание - общенациональный представительный и законодательный орган государственной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в анализе сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.
Задачами работы является: определение порядка формирования палат Федерального Собрания РФ и его полномочий; обоснование структуры Российского Парламента и правового статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
3
ГЛАВА I. Общая характеристика и значение парламента в зарубежных странах……………………………..…………………………………………….……...

5
ГЛАВА II. Федеральное Собрание – парламент России……………………..…
10
2.1 Парламент РФ – общенациональный законодательный и представительный орган государственной власти……………………………………………….

10
2.2 Порядок формирования палат Федерального Собрания…………………..…
13
2.2.1 Порядок формирования Совета Федерации…………………………….…..
13
2.2.2 Порядок формирования и основания роспуска Государственной Думы…
14
2.3 Структура Федерального Собрания…………………………………………..
19
2.3.1 Структура Совета Федерации………………………………………………..
19
2.3.2 Структура Государственной Думы…………………………………………..
24
2.4 Полномочия палат Федерального Собрания…………………………………
28
ГЛАВА III. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ………………………………………….

40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...
49

Вложенные файлы: 1 файл

Новый текстовый документ.txt

— 4.75 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон о выборах  предусмотрел некоторые условия  допущения к распределению мандатов баллотирующихся в федеральном избирательном округе списков кандидатов помимо 5% заградительного пункта. До распределения мандатов между федеральными списками кандидатов из каждого списка исключаются депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам. Далее ЦИК РФ подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу за федеральные списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов. Эта сумма делится на 225, и полученный результат есть первое избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения мандатов. Если после этих действий остаются нераспределенные депутатские мандаты, они передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления на первое избирательное частное (метод наибольшего остатка). При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.13

На прошедших 7 декабря 2003 года выборах  депутатов Государственной Думы из 23 избирательных партий и блоков, принявших участие в выборах, к распределению депутатских мандатов по федеральному избирательному округу были допущены лишь 4 партии и блока -  Единая Россия получившая – 37,57 % голосов избирателей (120 депутатских мандатов), Коммунистическая партия РФ – 12,61 %  (40 депутатских мандатов), Либерально-демократическая партия России – 11,45 % (36 депутатских мандатов) и блок "Родина" – 9,20 % (29 депутатских мандатов), остальные партии в том числе "Яблоко" и "Союз правых сил" не смогли преодолеть 5 % заградительный барьер, набрав 4,3 % и 4,00 % голосов избирателей соответственно.

 

Государственная Дума на основании  Конституции РФ может быть распущена в следующих случаях:

  1. В случае трехкратного отклонения представленных главой государства кандидатур на должность Председателя Правительства РФ.14
  2. В случае несогласия Президента РФ с принятым Государственной Думой решением о недоверии Правительству РФ, если вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ,  а также в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, при выдвижении предложения депутатами Государственной Думы. 15

Государственная Дума не может быть распущена:16

  1. В течение года после избрания, если выразит недоверие Правительству РФ или откажет ему в доверии. Государственная Дума подлежит в этот период роспуску только в случае, если трижды отклонит представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.
  2. Роспуск невозможен после того, как Дума приняла постановление о выдвижении против Президента обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.  Запрещение роспуска действует на период, пока Совет Федерации не примет своего решения по обвинению или пока не истечет предусмотренный в ч. 3 ст. 93 Конституции трехмесячный срок.
  3. В период действия военного или чрезвычайного положения.
  4. В последние шесть месяцев пребывания Президента в должности.

2.3 Структура Федерального Собрания

Как уже говорилось выше, в Конституции РФ определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа, состоящего из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.17

2.3.1. Структура Совета Федерации

В Конституции РФ не указывается  численный состав Совета Федерации. Однако, исходя из того, что палата формируется путем представительства по одному члену от представительного и исполнительного органов государственной власти каждого субъекта РФ18 - на основании ч. 1 ст. 65 Конституции РФ - можно сделать вывод, что Совет Федерации должен состоять из 178 членов.

В Конституции РФ структура Совета Федерации закреплена в ст. 101. В  этой статье говорится о том, что "Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей"; "Председатель Совета Федерации и его заместители… ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты"; Совет Федерации образует комитеты и комиссии.19 

Более детально вопрос о структуре  раскрыт в Регламенте Совета Федерации.20

Возглавляет Совет Федерации  Председатель, который избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта РФ.21

Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами  Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одну кандидатуру. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения Совет Федерации утверждает список кандидатур для голосования. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.22

Регламент СФ выделяет полномочия Председателя Совета Федерации, основными из которых являются:

  • Председатель Совета Федерации представляет на рассмотрение Совета палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации;
  • ведет заседание палаты;
  • приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ;
  • направляет Президенту РФ для подписания и официального опубликования законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, одобренные Советом Федерации;
  • участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ в соответствии со ст. 85 ч. 1 Конституции РФ для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
  • представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Государственной думой, Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, Конституционным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, а также с общественными объединениями, государственными деятелями и парламентами иностранных государств, международными парламентскими организациями;
  • принимает решение о награждении граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и подписывает ее;
  • осуществляет иные полномочия предусмотренные Регламентом СФ.23,

Совет Федерации вправе отменить любое  распоряжение или поручение Председателя Совета Федерации, противоречащее законодательству РФ и Регламенту палаты.

Совет Федерации принимает  решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации, которые замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие, имеют право по его поручению подписывать постановления палаты, издавать распоряжения, а также организуют взаимодействие комитетов, комиссий Совета Федерации. 24 Они могут быть освобождены от занимаемой должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством голосов от общего числа членов "верхней" палаты.

В Совете Федерации создается Совет  палаты, который образуется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием. Совет палаты является постоянно действующим коллегиальным органом.

В соответствии с Конституцией РФ в Совете Федерации образуются комитеты и комиссии.25

Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Численный состав комитетов определяется палатой, однако комитет должен насчитывать не менее 8 членов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.

В Совете Федерации действуют следующие комитеты:26

  1. по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
  2. по вопросам безопасности и обороны;
  3. по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
  4. по вопросам социальной политики;
  5. по вопросам экономической политики;
  6. по международным делам;
  7. по делам Содружества Независимых Государств;
  8. по аграрной политике;
  9. по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
  10. по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;
  11. по делам Севера и малочисленных народов.

Совет Федерации может ликвидировать  отдельные комитеты или образовать новые.

Регламентом также предусмотрена  постоянная комиссия Совета Федерации  по регламенту и парламентским процедурам.27

Эта комиссия:

  • готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законам по вопросам, регулирующим статус члена Совета Федерации, и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Совета Федерации;
  • анализирует и обобщает предложения, поступающие от комитетов и членов Совета Федерации, вырабатывает рекомендации и вносит на рассмотрение палаты предложения об изменении Регламента;
  • консультирует руководство Совета Федерации, комитетов, комиссий палаты, членов Совета Федерации, руководство Аппарата Совета Федерации, руководителей его структурных подразделений по положениям Регламента;
  • проверяет соответствие документов, подтверждающих полномочия членов Совета Федерации, положениям ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ";
  • готовит заключения и вносит на заседание Совета Федерации проекты постановлений Совета о признании, прекращении или подтверждении полномочий его членов;
  • готовит заключения по представлению Генерального прокурора о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности;
  • организует аналитическую работу по проблемам парламентских процедур в Совете Федерации, в том числе с использованием опыта парламентов иностранных государств, государств - участников СНГ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, Советом Федерации могут  быть образованы и другие комиссии (например,  комиссия по реформе меж  бюджетных отношений в РФ (4 апреля 2001 г.) и др.)

Заседание комитета, комиссии Совета Федерации правомочно, если на нем  присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание проводит председатель или заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации. Заседания комитета, комиссии Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседания комитета палаты могут проводиться непосредственно в субъектах Российской Федерации. Место проведения заседания определяется соответствующим комитетом, о чем уведомляются члены Совета Федерации. Внеочередное заседание комитета, комиссии Совета Федерации созывает председатель комитета, комиссии либо по своей инициативе, либо по поручению Председателя Совета Федерации или заместителя Председателя Совета Федерации, координирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии.28

 Деятельность комитетов и комиссий осуществляется на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Совет Федерации заслушивает отчеты своих комитетов и комиссий по вопросам их ведения.

Процедурные решения комитета, комиссии принимаются большинством голосов присутствующих членов, решения комитета о созыве внеочередного заседания Совета Федерации - 2/3 общего числа членов комитета, остальные решения - большинством общего числа членов комитета, комиссии.

2.3.2. Структура Государственной  Думы.

В отличие от Совета Федерации Конституция  РФ закрепляет численный состав Государственной Думы – 450 депутатов.29

Общие положения, касающиеся структуры Государственной Думы, так же, как и структуры Совета Федерации закрепляется в ст. 101 Конституции РФ.

Подробно же, она изложена в Регламенте Государственной Думы.30

Для совместной деятельности и выражения единой позиции, по вопросам, рассматриваемым Государственной  Думой, депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы.

Государственную Думу возглавляет  Председатель. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. В ходе обсуждения, кандидаты, давшие согласие баллотироваться на должность Председателя Государственной Думы, выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов. Представители каждого депутатского объединения и депутаты, выдвинувшие своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод, который принимается без голосования.31 В случае если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов (т. е. более половины от общего числа депутатов), проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы. 32

Информация о работе Федеральное Собрание - общенациональный представительный и законодательный орган государственной власти РФ