Федеральное собрание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:41, реферат

Краткое описание

цель работы, которая состоит в анализе и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.

Задачи работы:

◦анализ Федерального Собрания Российской Федерации, как представительного и законодательного органа;
◦обоснование конституционно-правового статуса Совета Федерации и Государственной Думы;
◦изучение законодательного процесса в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Ready1b_Федеральное собрание.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

      Вопрос  о подтверждении, прекращении (досрочном  прекращении) полномочий члена Совета Федерации предварительно рассматривается Комиссией Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам, который начинается  с доклада председателя либо по его поручению председателя Комиссии по регламенту и парламентским процедурам. Данное решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.

      Член  Совета Федерации в течение всего  срока его полномочий обладает неприкосновенностью  в соответствии с Конституцией РФ.

      Вопрос  о лишении члена Совета Федерации  неприкосновенности рассматривается  по представлению Генерального прокурора  Российской Федерации, которое предварительно рассматривается Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам и Комиссией по регламенту и парламентским процедурам, готовящим заключения. По результатам рассмотрения Совет Федерации может принять одно из следующих решений3:

  • дать согласие на лишение члена Совета Федерации неприкосновенности;
  • отказать в даче согласия на лишение члена Совета Федерации неприкосновенности.

     Решение Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и должно быть мотивировано. Оно оформляется постановлением, не требующим дополнительного голосования. Данное постановление в течение трех дней со дня его принятия направляется Генеральному прокурору Российской Федерации.

     Председатель  Совета Федерации Федерального Собрания РФ и заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы или открытого голосования. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.

     Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации  предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета вправе предложить только одну кандидатуру.  Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.

     Совет Федерации принимает решение  о количестве заместителей Председателя Совета Федерации, которые замещают Председателя в его отсутствие. Кандидатуры на должность заместителя предлагаются Председателем Совета Федерации. По каждой из предложенных кандидатур на должность заместителя Председателя Совета Федерации проводится обсуждение и раздельное голосование.

     Результаты  голосования оформляются постановлениями Совета Федерации.

     Порядок деятельности Совета Федерации, его  органов и должностных лиц  определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и решениями Совета Федерации.

     Вопрос  о числе заместителей Председателя решается Государственной Думой. Кандидатов на должности заместителей могут  выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы.

     Заместители председателя Государственной Думы по поручению Председателя ведут заседание палаты, замещают Председателя в его отсутствие, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты согласно распределению обязанностей между ними.

     Решение об освобождении от должности Председателя Государственной Думы, его первого  заместителя и заместителей принимается  большинством голосов от общего числа  депутатов.

     Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

      Важным  руководящим органом Государственной  Думы является Совет Государственной  Думы, который создается для предварительной  подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета Государственной Думы участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. На заседаниях Совета вправе присутствовать и депутаты Государственной Думы.

      Государственная Дума собирается на первое заседание  на 30-й день после избрания. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или заместителя Председателя поочередно на ее заседаниях председательствуют представители всех депутатских объединений по согласованию между ними.

      Депутаты  Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты.

     Работа  в Государственной Думе осуществляется на русском языке.

     Согласно  Конституции Государственная Дума может быть распущена Президентом  РФ в случаях трехкратного отклонения представленных главой государства кандидатур на должность Председателя Правительства РФ и в случае несогласия Президента РФ с принятым решением Государственной Думой о недоверии Правительству РФ, если вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ. В  случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска4.

      Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, а также, если ею было выдвинуто против Президента обвинение с момента выдвижения до принятия соответствующего решения Совета Федерации. Кроме того, Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания полномочий Президента Российской Федерации.

      Можно отметить, что Совет Федерации  и Государственная Дума – это  две палаты Федерального Собрания, эффективное взаимодействие которых является необходимым условием политической стабильности в России, не смотря на то, что каждая из них имеет свой порядок формирования, сферу своей компетенции, сроки полномочий членов палат, процедуры роспуска и режим работы.

      Нормы Конституции Российской Федерации  в самом общем виде регулируют взаимоотношения палат парламента в организационной, законотворческой и иных сферах деятельности. Принадлежащее  Совету Федерации и его отдельным  членам право законодательной инициативы предполагает  возможность внесения ими законопроектов в государственную Думу. В свою очередь принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительные комиссии для преодоления возможных разногласий.

      Подводя итоги, можно отметить, что деловые  отношения двух палат – Совета Федерации и Государственной  Думы – важнейшее условие поступательного  развития российского парламентаризма. Конституция четко определяет статус и формы взаимоотношений обеих палат парламента как составных частей единого представительного и законодательного института – Федерального Собрания.

Заключение

     Исходя  из всего выше изложенного, можно  определить сущность и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ.

     Федеральное Собрание – Парламент РФ, высший законодательный и представительный орган государственной власти, состоящий  из двух палат – Государственной  Думы и Совета Федерации. Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно является, прежде всего, выразителем интересов и воли народа, а как законодательного то, что основополагающей функцией его деятельности является принятие законов.

     В Совет Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта Российской  Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной  власти.

     Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она  формируется в результате прямых и всеобщих выборов по мажоритарной системе. Половина от общего состава Государственной Думы избирается по одномандатным избирательным округам; вторая половина – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, которые выдвигаются избирательными объединениями или партиями.

     Совет Федерации и Государственная  Дума избирают из своего состава Председателей, которые ведают внутренним распорядком  соответствующих палат.

     Весьма  важнейшими структурными подразделениями палат Совета Федерации и Государственной Думы являются образуемые ими комитеты и комиссии, которые являются постоянно действующими органами. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к их ведению.

Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – М., 2006. – 64С.
  2. Федеральный Закон «О Выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.12.2003г. № 175 – ФЗ.
  3. Авакьян С.А. Федеральное Собрание – Парламент России//Государство и право. - 2004. –  №6 . – С.96 – 98.
  4. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Совета Федерации//Правовая экономика. – 2005. - № 10. С.3 – 7.
  5. Кококтов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятия и структура//Правоведение. – 2001. - № 8.
  6. Миронов С.м. Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его взаимодействие с другими органами государственной власти//Журнал российского права. – 2003. - № 1. – С.3 – 8.
  7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. И доп. – М.: Норма, 2004. – 816с.
  8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 587с.
  9. Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 432с.

Информация о работе Федеральное собрание