Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:06, контрольная работа
В экономической литературе часто фискальную политику называют бюджетно-налоговой. Для лучшего понимания сути бюджетно-налоговой политики необходимо иметь чёткое представление о том, что такое государственный бюджет и налоги.
Государственный бюджет можно определить как финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода и главенствующее положение в системе финансовых планов.
Таким образом, в качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:
- повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет;
- изменение направлений
государственных инвестиций в
отрасли экономики с целью
значительного повышения
- привлечение в страну
иностранного капитала. При его
помощи решаются сразу
- претворение в жизнь
всех тех конкретных
Основные направления налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет должны быть нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.
Основные цели бюджетно–налоговой политики на 2011-2015 годы — повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.
Основные задачи включают:
- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
- оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
- концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;
- повышение эффективности управления государственным долгом.
Направлениями реализации бюджетно–налоговой политики являются:
- снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
- упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;
- повышение эффективности управления государственными финансами;
- диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;
- совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.
Реализация указанных направлений бюджетно–налоговой политики позволит довести долю налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП до 25,4 процента, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5 процента от ВВП. [2]
Для реализации поставленных задач планируется:
- упразднение мелких налогов
и сборов и снижение
- упрощение порядка исчисления
и переход к квартальным
- упорядочение взимания местных налогов и сборов;
- сокращение объемов
- обеспечение адресности
социальных программ и
- отработка механизмов
и постепенный переход к
- оптимизация портфеля
государственного долга по
- диверсификация финансовых
инструментов заимствований и
повышение эффективности
- совершенствование системы
управления долгом органов
- развитие внутреннего
рынка государственных
Налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок [13].
Таким образом, основными направлениями совершенствования налоговой политики Республики Беларусь являются следующие:
- упрощение расчётов и порядка взимания налогов;
- жёсткая регламентация
прав и ответственности
- совершенствование норм
юридической ответственности
- поэтапное снижение уровня
налогообложения с
- борьба с теневым сектором экономики;
- предотвращение утечки
капитала и стимулирование
- пересмотр и упорядочение
льгот в системе
- постепенное перемещение
налогового бремени с
- совершенствование таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;
- согласование механизма
налогообложения научно-
- стремление к унификации
с налоговыми системами, действующими
в государствах СНГ и ЕС, в
частности создания
По мнению экспертов PwC, «Беларусь начала амбициозную налоговую реформу в 2005 году. Она ликвидировала несколько налогов, сократила ставки налогов, расширила налоговую базу, упростила налоговые отчеты и налоговое законодательство. К тому же, правительство заинвестировало в внедрение электронной системы для того, чтобы упростить систему отчетности и уплаты налогов».
По темпам преодоления
расстояния до лидера мы
Похвала со стороны PricewaterhouseCoopers дорого стоит, но не будем забывать, что Беларусь все еще находится на неприлично далеком 129-м месте. Нас значительно опережает партнер по ЕЭП Казахстан. Он оказался на 17-м месте с семью налоговыми платежами (в Беларуси 10), 188-ью часами на выполнение налоговых обязательств (в Беларуси 338 часов) и совокупной налоговой ставкой 28,6% от валовой прибыли (в Беларуси – 60,7%).
Россия тоже опередила нас на два корпуса. У нее семь налоговых платежей в год, 177 часов времени руководителей компании на уплату налогов и совокупная налоговая ставка в 54,1%. Если не считать богатые нефтью страны, то близкими к образцовым эксперты PwC считаются налоговые системы Гонконга (4 место в мире), Сингапура (5-ое) и Ирландии (6-ое). Несмотря на высокий уровень госдоходов и расходов, как часы работает система налогообложения бизнеса в скандинавских странах, Канаде и Британии. Так в Дании совокупная налоговая ставка в 2,2 раза ниже, чем в Беларуси.
Впечатляют достижения
Грузии по раскрепощению
Информация о работе Фискальная политика государства: понятие и ее цели