Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 05:03, реферат
Различные государства, несмотря на определенную схожесть, имеют весьма существенные отличия, которые отслеживаются на протяжении всей истории, а это значит в свою очередь, что эти различия имеют за собой какую-то причину, лежащую за рамками общего развития и технического прогресса. Различия эти состоят в способе управления государством, форме государственной власти, отношение к религии и многом другом. По большому счету сюда можно включить любой фактор, оказывающий какое либо действие на государство, общество или его часть. Но все же при всех различиях и большом количестве существующих и существовавших ранее государств их можно разделить на условные подгруппы, т.е. выделить определенные признаки. В каждом из подходов к изучению типологии государств выделяются свои признаки, по-своему трактуются характеристики. Эти трактовки характеристик и признаки необходимо сравнить, чтобы получить представление о сходствах и различиях формационного и цивилизационного подходов.
1.Введение……………………………………………………………………………….……………………………….2
2.Формационный подход к изучению типологии государств…………………………………………………………………………………………………………….….4
2.1 Рабовладельческое государство…………………………………………………….7
2.2 Феодальное государство……………………………………………………………………….8
2.3 Капиталистическое государство……………………………………………………10
2.4 Социалистическое государство…………………………………………………….11
3. Цивилизационный подход к изучению типологии государств……………………………………………………………………………………………………………….14
3.1 Теория Л. Н. Гумилева……………………………………………………………………..16
4. Заключение……………………………………………………………………………………………………….22
5. Использованная литература……………………………………………………….………23
6. Приложение
Существенное
отличие социалистического
Государство, которое потеряло некоторые из свои свойств не может иметь те же функции, что и раньше. Формы собственности становятся иными. Люди уже не относятся к вещам как к своим или чужим, теперь все общее. В защите и преумножении общей социалистической собственности и состоит функция такого государства. Именно общественная собственность и является экономическим базисом государства.
3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ТИПОЛОГОИИ ГОСУДАРСТВ
В отличие от формационного подхода, цивилизационный подход содержит большое количество различных теорий. Здесь и теории экономического роста, и так называемые теории вызова, теории сближения капиталистических и социалистических систем.
Теории экономического роста чем-то напоминают марксистский подход, однако рассматривают государство не просто как экономическую формацию, а как сложную развивающуюся систему включающую в себя много различных факторов в той или иной мере действующих на нее. ( Религия, уровень техники, науки, и т.д.) Эту теорию поддерживал У. Ростоу. Он выделял пять стадий экономического развития, и каждое существующее и существовавшее общество можно отнести к одной из них. Первой ступенью развития является традиционное – первобытное общество, за тем следует переходное общество, далее общество находящееся в процессе сдвига, созревающее общество и общество достигшее высокого уровня потребления. Каждое из этих обществ имеет свои свойства и характеристики, отличающиеся друг от друга.
К теориям
экономического роста тесно
Другой подход в рамках цивилизационного заключается в том, что каждое общество представляет собой замкнутое образование со своими особенностями экономики, культуры, религии, психологии и т.д. Эти теории разрабатывали А. Тойнби, Л. Н. Гумилев.
Существует так же теория сближения социалистической и капиталистической систем. Так А. Д. Сахаров считал, что эти две системы должны слиться во едино, перенимая друг у друга все лучшее и отбрасывая недостатки.
В цивилизационном
подходе существуют и иные теории,
отличающиеся дуг от друга методами
и критериями изучения, но все они
в определенной степени примыкают
к теориям вышеперечисленным.
3.1 ТЕОРИЯ Л. Н, Гумилева
Вопрос о классификации государств (создаваемых народом различных политических образований в т. ч. и государств) был глубоко исследован Л. Н. Гумилевым. Он разработал оригинальную теорию по которой каждый народ (этнос) в своем развитие проходит определенные стадии, в каждой из которых имеет свои особенности культуры и, если так можно выразится, особенности народного характера. «Моя работа лежит между монографией и философией. Она – эмпирическое обобщение четырех статей и тридцати трактатов, а еще четырех монографий, выражающих суть диалектики природных процессов антропосферы». Так писал Л. Н. Гумилев в своей книге «Конец и вновь начало», в которой он обобщил содержание нескольких своих научных работ по проблемам зависимости человека от процессов происходящих в природе, незаметных нам, но имеющих на нас большое влияние. Л. Н. Гумилев исследовал обширный исторический материал, делая оригинальная, всегда логичные и непротиворечивые выводы. Сама по себе исследуемая автором проблема требует изучения исторического материала, т. к. процессы истории неуловимы в короткие отрезки времени, однако их невозможно не принимать во внимание. Ведь настоящее является совокупностью истории. «И ведь мало кому приходит в голову, что в свое время прошлое тоже было современностью. Значит, видимое постоянство современности - обман, и сама она ни чем не отличается от истории. Все хваленое настоящее – лишь момент, тут же становящийся прошлым, а вернуть сегодняшнее утро ни чуть не легче чем эпоху Пунических или Наполеоновских войн». Так написал Гумилев в предисловии к своей книги «От Руси до России». Трудно не согласиться.
В чем же суть теории?
Многим заметны процессы, которые данная теория описывает, но не все могут придать им верное значение и сделать правильные выводы. Люди объединяются по принципу комплиментарности. Комплиментарность- это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим, т. е. положительная и отрицательная комплиментарность. Когда создается первоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего движения выбирают себе выбирают себе подходящих людей именно по этому комплиментарному признаку - выбирают тех, кто им просто симпатичен. Такие простые и все понятные вещи как симпатия и антипатия в исторических процессах играют очень большие роли в формировании этнических групп и создаваемых ими государств.
Этнос у человека – это то же, что прайды у львов, стаи у волков, стада у копытных животных и т. д. Это форма существования вида Homo sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, так и от чисто биологических характеристик, какими являются расы.1 По теории предложенной Гумилевым этносы в своем развитии проходят определенные ступени, на каждой из которых свои особенности культуры, науки, общественного уклада, социальных и правовых институтов данного этноса.
Прохождение и само наличие этих ступеней развития связано с открытым Гумилевым явлением пассионарности, уровень которой и определяет фазу (ступень) развития этноса.
Пассионарность – это необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (Часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.1
Другими словами Пассионарность – это наличие энергии в каждом человеке, составляющим какую-либо группу, способную выстроить государство в любой форме (римлянин, швед, викинг и т. п.) Количество этой энергии постепенно уменьшается, а когда ее уровень достигает нуля, этнос исчезает совсем. Но перед тем как исчезнуть этнос должен пройти определенные ступени развития, характеризующие связи, действующие внутри него как социальную, культурную, государственную и правовую систему. Гумилев выделяет шесть таких ступеней:
- Вспышка пассионарности
и период подъема.
- Акматическая фаза. Люди теперь уже не хотят занимать свое место. Они перестают работать на общее дело и начинают бороться каждый сам за себя. Поэтому императив меняет свое значение. Он звучит: «Будь самим собой». В таких случаях может возникнуть анархия за счет сильно пассионарных особей. Усмирить их или запугать очень трудно, подчас легче просто убить.2 Это время тоже не обходиться без потрясений. Пример из истории – крестовые походы, завоевание Сицилии норманцами.
- Фаза надлома.
В истории Европы фаза надлома
совпала по времени с реформаци
Фаза надлома – это возрастная болезнь этноса, которую необходимо преодолеть чтобы обрести иммунитет.4
- Инерционная фаза. Возникает общепризнанный идеал новой фазы. В некоторых случаях идеал – персона, но чаще – это отвлеченный идеал человека, на которого следует равняться и которому следует подражать.1 Наконец наступает время, когда не случается широкомасштабных войн, революций и других бедствий, присущих общественной жизни. Но у этого периода ест свои темные стороны – именно сейчас человек начинает покорять природу. Как бы не свирепствовали пассионарии. Но в отношении кормящей нас природы торжествующий обыватель – явление куда более губительное.2
- Фаза обскурции. Это время когда сам по себе императив поведения меняется мало. Просто теперь он принимает другое значение и по другому понимается людьми. Они говорят: «Мы на все согласны, только вы нас кормите и на водку давайте. Если мало дадите, то мы на троих скинемся». Всякий рост становиться явлением одиозным. Трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. Порядок устанавливаемый в этой стадии нельзя считать демократическим.3
- Гомеостаз.
Это все что осталось после
фазы обскурции, Гумилев
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Еще не так давно формационный подход к исследованию типологии государства считался в нашей стране единственным верным. Признавался только анализ общественной жизни, ее политической и правовой стороны, только как составной части классовой общественно-экономической формации. Маркс и Энгельс говорили, что ими создана совершенно новая наука об обществе. Свое первое сочинение они посвятили борьбе с идеологией вообще и буржуазной идеологией в частности.
Напротив. учения цивилизационного подхода больше опираются на своеобразие культуры, религии, этническое самосознание, экономику, но не возводя ее в ранг единственно возможного подхода к данному вопросу.
Нужно сказать, что в двадцатом веке большее распространение имел цивилизационный подход. По крайней мере на западе марксистское учение не было единственным разрешенным, а было лишь одной из теорий в понимание типа государства. Да и большинство ученых, за достаточно редким исключением не склонны противопоставлять два подхода, не смотря на их противоречия.
А все громкие заявления о том, что теории цивилизационного подхода должна бросить вызов марксистскому учению либо просто глупость, либо мода на противопоставление современной науки догматике коммунизма.
Как и везде, необходимо разумное сочетание.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 К. Маркс Ф. Энгельс Соч. Т. 13 С.497
2 С. С. Алексеев Теория права. М. 1994. С. 26
1 В. И. Ленин Полное собрание сочинений Т. 39 С. 73
1 К. Маркс Ф. Энгельс В. И. Ленин М.1986 С.77
1 Там же С.77
2 Там же С.77
1 Там же С. 78.
2 Там же С. 78-79
3 Там же С. 79-80
4 Там же С. 77
1 Там же С. 166
2 Там же С. 166-167
1 Л. Н. Гумилев «Конец и вновь начало» М. 1994 С. 72
1 Там же. С. 71
1 Л. Н. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли» С. 159
2 Там же С. 165-166
3 Там же С. 247
4 Там же С.265
1 Там же С. 305
2 Там же С. 335
3 Там же С. 339-340
1 Там же С. 362- 363
Информация о работе Формационный подход к изучению типологии государств