Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:23, курсовая работа
В своей курсовой работе автор характеризует, в каких конкретных формах существует и функционирует Российская федерация, как особая политическая, структурная, территориальная организация общества.
Задача: раскрытие формы Российского государства, форму правления, форму государственного устройства, политический режим, а так же перспективы развития формы Российского государства.
Введение ......…….……….…….………………..…..3
I. Понятие и структура формы государства. ……...….5
II. Форма правления в России: ………..…….……...……8
1.Понятие формы правления ………………………..8
2.Особенности российской республики …………..10
III. Форма государственного устройства России: ……11
1. Понятие формы государственного устройства ….. 11
2. Особенности российского федерализма …….........13
3. Проблемы российского федерализма ……………..15
IV. Политический режим Российского государства: ..17
1. Понятие политического режима ……………...…....17
2. Особенности российского политического режима ..19
V. Перспективы развития формы Российского государства. …………………………………………….22
Заключение …………………………………………......24
Список литературы ……………………………...........25
Министерство образования Российской Федерации
Байкальский государственный университет экономики и права
Курсовая работа
Тема: Форма Российского государства.
Осипова Марина Анатольевна.
План:
Введение ......…….……….…….………………..…..3
1.Понятие формы правления ………………………..8
2.Особенности российской республики …………..10
Заключение …………………………………………......24
Список литературы ……………………………...........25
Введение.
Тему данной курсовой работы
я выбрал не случайно. Анализируя формы
В современном мире мы всё чаще можем встретить термин «форма государства». Для конституционного строя той или иной страны форма государства – это прежде всего комплексный правовой институт, то есть система внутренне согласованных норм, регулирующих реальное явление в данной стране (форму государства), ее различных сторон в их правовых взаимосвязях.1
На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:
1)социально – экономические, культурные.
2)национальные,
исторические и религиозные
3)природные и климатические условия.
4)политические силы и их расстановка.
Создавая понятие формы государства, различные авторы оперировали четырьмя составляющими. Это форма правления, форма государственного устройства, и политический режим. Форму правления можно рассматривать как организацию высших государственных органов, порядок их образования, структуру, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика. Форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные. Ну а государственно-правовой (политический) режим мы можем представить как совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный. Системный подход к изучению формы государства предполагает учет не только элементов (формы правления, государственного устройства, политического режима), но и связей между ними, образующих единое целое, а так же связей элементов с этим целым, ибо целое выступает как новое, самостоятельное образование, а не только через свои элементы. Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод о том, что форма государства определяет:
1)порядок формирования органов государственной власти;
2)структуру государственных органов;
3)особенность территориальной самостоятельности населения;
4)характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;
5)специфику отношений государственных органов и населения;
6)приемы, способы, методы осуществления политической власти.
В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства. Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В результате, из этого можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:
1)демократизм;
2)федерализм;
3)разделение властей;
4)республиканская форма правления;
5)политическое, идеологическое многообразие;
6)правовое государство;
7)государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации;
8)признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления;
9)социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.
Одной из современных тенденций развития государственности является возникновение разного рода гибридных и смешанных форм. Осуществлен отход от форм «чистых» президентской и парламентарной республики, появляется все больше полупрезидентских республик, президентских республик с чертами парламентарной республики и наоборот.
Термин «форма правления» (реже - «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира. Понятие формы государство зародилось еще до нашей эры. Аристотель писал о разграничении формы правления в зависимости от того, «осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)»2. В научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления., трактовка его в узком и широком смыслах. В узкой трактовке форму правления связывают прежде всего с правовым положением главы государства, а при широкой трактовке, понятие включает в себя отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду. В современной литературе традиционно форма правления определяется как характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государства.
Форма правления «раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании»3. Из этого мы можем сделать вывод о том, что форма государственного правления дает возможность понять то, как создаются высшие органы государства, и их строение, как развиваются взаимоотношения между верховной государственной властью и населением, между высшими и другими государственными органами, в какой мере организация высших органов государства обеспечивает права и свободы человека и гражданина.
Форма правления зависит от многих факторов, на нее оказывают влияние: соотношение социальных сил, уровень культуры, традиции страны, зарубежный опыт, а так же субъективные факторы.
С давних времен различают две основные формы правления: монархия и республика. Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Республика стала формой правления в Новое время.4 В развитых странах различие между монархией и республикой практически не имеет значения, к примеру монархия Испании практически не отличается от республики Португалии, с другой стороны, в развивающихся странах такие различия могут иметь достаточно существенное значение. Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархию, президентскую и парламентскую республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер.5
Республиканская форма правления в России отличается от парламентской и президентской республики. Сочетая в себе их черты, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти.
До сентября 1998 года в нашей стране наблюдалась очевидная ситуация «разделения правления»6. Президентское и парламентское большинство не совпадали. Между тем Президенту РФ удавалось сохранить свое положение фактического главы исполнительной власти., т.к. действовало единоличное им сформированное правительство. На данном этапе Россия являет собой очень редкий пример действительно полупрезидентской республики, сохраняя весьма шаткий «баланс сил».
На сегодняшний день, в современных демократических государствах обоснованию государственной власти служит такой принцип, как суверенитет народа и связь государства с народом.
Отдельные разновидности теории суверенитета, согласно которым “править должен мудрейший или наилучший, или закон, или большинство”(К.Поппер), противоречивы, т.к., например верховная воля народа может быть использована для игнорирования сначала законов, а потом и самой свободы. Значит принцип народного суверенитета может быть утвержден только с ограничениями. Одновременно он должен означать решающее участие народа в создании организаций, государственных учреждений, и осуществлении государственной власти через институты представительной и непосредственной демократии.
Понятие «формы государства» изучалось еще в древности. Философы стран Древнего Востока, Греции и Рима ставили вопрос классификации государственных форм, как один из самых важных в науке. Но тогда они, как правило не видели отличий между сущностью государства и его формой. В истории развития государств мы можем увидеть то, что за все время существования государств, они отличались друг от друга территориальным делением, внутренним строением а так же различной степенью централизации власти. Современная юридическая теория объединяет все выше сказанные явления в одно – форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями»7. В современной отечественной литературе, в замен старого, предложен новый термин «территориальная организация публичной власти»8, но его употребление ведет к смешению различных видов публичной власти.
Основными формами государственного устройства являются:
Так же существует и третья форма – конфедерация (временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей), но на сегодняшний день она нигде не встречается.
Следует отметить, что форма государства так же делится на:
Федеративное устройство России – реальность, с которой нельзя не считаться. Федеративные отношения в Российской Федерации регулируются по меньшей мере на пяти базовых уровнях: Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором, федеративными конституционными и федеральными законами, договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и, наконец, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ9.