Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

Вложенные файлы: 1 файл

Форма государства.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 «УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА»

                                                        

 Юридический факультет

      Специальность  «Юриспруденция»

            Кафедра  ______________________

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 По дисциплине: «Теория государства и права  » 

  Тема: «  Форма государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:

научный руководитель

___________    ______________

(личная подпись)        (расшифровка подписи)

Оценка:

«___________»

«_____» ____________ 20 года

Выполнил:

студент   курса,  группы_

                           


 

 

 

 

Пермь,  2013 

 

                                               Содержание

 

Введение

С точки зрения современных  представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин «государство» служит для обозначения  аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом.

В широком смысле государство можно рассматривать, как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников1.

Понятие формы государства  относится к важнейшим его  характеристикам. Оно позволяет  установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства: форму правления, форму территориального (государственного) устройства, политический (государственный) режим. В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

На первый взгляд между  формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции. Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики — тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии — тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство. Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.

Актуальность данного  вопроса объясняется тем, что  в современном обществе то и дело возникают вопросы, связанные с  определением форм правления, государственного устройства или видов режимов  того или иного государства. В  связи с этим необходимо определиться с сущностью понятия форма государства и с критериями определения его видов.

Целью настоящей курсовой работы является анализ понятия формы  государства, как единство формы  правления, государственного устройства и государственного режима.

Задачами для реализации указанной цели выступили:

  1. Характеристика Аристотеля о формах государства;
  2. Определение понятия форма государства;
  3. Анализ формы Российского государства.

Изучением данной темы занимались многие авторы, в том числе Поляков А.В., Марченко М.Н., Малько А.В. и ряд других. Исследования данных авторов использованы при написании курсовой работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Аристотель о государстве и его формах

Аристотель подверг  критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Осуществив грандиозное  обобщение социального и политического  опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

По Аристотелю, человек  — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное  стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом  социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя2.

Природа государства  стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается  качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Отождествив общество с  государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство  — это такое общество, которое  достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы3.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить  следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное  научное изучение определённой области  общественных отношений в самостоятельную  науку о политике.

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так  как «человек по природе своей  существо политическое». Чтобы правильно  устроить общественную жизнь людям  необходима политика.

Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели, государственного устройства4.

Государство — продукт  естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители  государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные  устройства:

Правильный строй —  строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

Монархия (греч. monarchia —  единовластие) — форма правления, при которой вся верховная  власть принадлежит монарху.

Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она  встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй  — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

Тирания — монархическая  власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — соблюдает  выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится  в руках людей богатых и  благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал  предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать  такой строй, когда свободнорожденные  и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Отклонение от монархии даёт тиранию,

отклонение от аристократии — олигархию,

отклонение от политии  — демократию.

отклонение от демократии — охлократию5.

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное  неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

При любом государственном  строе общим правилом должно служить  следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможность чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать  за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Отступление от права  означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию  и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права»6.

Главное в государстве  — гражданин, то есть тот, кто участвует  в суде и управлении, несёт военную  службу и выполняет жреческие  функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» — политического  устройства 158 государств (из них сохранилось  только одно — «Афинская полития»).

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную  и национально-государственную организацию  государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Информация о работе Форма государства