Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является описать сущность формы государства. В соответствии с целью ставятся следующие задачи: 1) Раскрыть понятие формы государства; 2) Выявить особенности формы правления; 3) Описать государственное устройство.

Содержание

Введение
1. Понятие формы государства
2. Формы правления, их виды и особенности
3. Государственное устройство и его виды
4. Политико-правовой режим: понятие и виды
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая1.docx

— 44.58 Кб (Скачать файл)

Комплексное применение экономического, национального и политического принципов, с учетом сложившихся традиций и иных факторов, позволяет осуществить рациональное выделение административно-территориальных единиц. Их характерные признаки: четко очерченные границы, компактность, непрерывность и экономическая целостность территории, право населения формировать органы государственной власти и местного самоуправления. Именно в силу этого права определенная территория обретает черты, присущие социально-политической организации, и получает статус административно-территориальной единицы.

Административно-территориальное устройство каждой страны имеет особенности, а ее подразделения — свои наименования. В федерациях на административно-территориальные единицы делятся территории их субъектов, в унитарных государствах — вся территория страны.

Так, например, в США территории штатов, кроме Коннектикута и Род-Айленда, делятся на графства. В двадцати штатах графства подразделяются на низовые административно-территориальные единицы: тауншипы и тауны. В штатах создаются специальные округа, в том числе и школьные.

Территории субъектов Российской Федерации делятся на районы, города, села и поселки. В некоторых областях предприняты попытки восстановить существовавшие в России до Октября 1917г. волости и уезды, а сами области и края переименовать в губернии.

Организация России с точки зрения ее внутреннего построения с учетом национальных и территориальных факторов представляется сложной и настолько важной, что от нее в значительной степени зависят настоящее и будущее нашей страны и ее государственности.

До октября 1917г. Россия представляла собой унитарное государство, главным звеном административно-территориального устройства которого были губернии. На окраинах империи на правах губерний с рядом особенностей создавались войсковые области, где формировались специальные войсковые казачьи части, выполнявшие главным образом оборонительные, но вместе с тем и хозяйственные функции. Ряд регионов (Польша, Финляндия, отдельные районы Средней Азии) пользовались достаточно широкой самостоятельностью. Все это с формирующейся культурно-национальной автономией обеспечивало необходимую устойчивость территориальной организации Российской империи. Революционные события 1917г. охватили все основные сферы российской действительности, всколыхнув мощное национальное движение и активизировав стремление народов к национальной государственности. После установления Советской власти создание федеративного государства, построенного по национально-территориальному принципу, стало государственной политикой.

В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, согласно которой Советская Российская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик, что нашло отражение и в Конституции РСФСР 1918 г. В статье II этого Основного Закона говорилось о том, что Советы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, которые входят на началах федерации в РСФСР. Так была заложена правовая основа для создания федерации по национально-территориальному принципу.

Русский народ не имел своей собственной государственности, предполагалось, что ею является вся Российская Федерация, в границах которой в качестве ее субъектов образуются автономии. В таком виде Российская Федерация в 1922 г. объединилась с другими республиками в Союз ССР.

С прекращением в 1991 г. существования СССР в Российской Федерации активизировались процессы суверенизации. Автономные республики отказались от статуса автономий и приняли Декларацию о государственном суверенитете, автономные области (за исключением Еврейской) провозгласили себя республиками, некоторые автономные округа ставят вопрос о выходе из состава краев и областей, о преобразовании их в республики.

Неоднозначные процессы идут в исконно русских регионах — краях и областях. Стремление к самостоятельности национальных районов, жизненные реальности побудили и их поставить вопрос об изменении своего статуса, что привело к признанию краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга субъектами Федерации. Таким образом, Российская Федерация в настоящее время строится по национально-территориальному и территориальному принципам. Первый положен в основу формирования республик и автономий, второй — краев, областей, городов федерального значения как субъектов Федерации. Разновариантный характер субъектов Федерации, ее асимметричность требуют четкого, в первую очередь правового, механизма функционирования государственных структур различных уровней, отлаженности системы федеральных связей. Российская Федерация формировалась как федеративное государство на основании закона. Лишь одна автономная республика вступила с Россией в договорные отношения. 20 марта 1919 г. было подписано Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии. Создание в 1922 г. Союза ССР было юридически закреплено договором.

Договорный характер регулирования федеративных отношений был использован в 1992 г. для разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации Но этим договором Федерация не создавалась, им лишь упорядочивались отношения внутри ее Две республики (Татарстан и Чечня) Федеративный договор в 1992 г. не подписали. Но переговорный процесс продолжался, и в 1994 г был подписан договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочии

Россия многонациональна и федеративна. Это положение должно лежать в основе российской государственной политики Учет особенностей республик и регионов, наделение их равными социально-экономическими, бюджетно-финансовыми и иными, связанными с собственностью и рыночными отношениями, правами позволит при сохранении многообразия добиться единства по важнейшим стратегическим направлениям, определяющим облик общества, благополучие его народов Возможно, наряду с национальной автономией, созданной по национально-территориальному принципу, образование территориальных автономий, основанных по воле населения и его исторически сложившейся культурно-этнической общности (казачества, например), где это не ущемляет интересов других народов. Вместе с национальной и территориальной автономией в Российской Федерации широкое распространение может получить культурно-национальная автономия (немцы Поволжья и других регионов) с тем, чтобы учесть и сбалансировать интересы различных народов. Все это призвано способствовать укреплению российской государственности, объединившей в федерации многие народы исторические судьбы которых нерасторжимы.

 

 

  1. Политико-правовой режим: понятие и виды

Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.

Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.

Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов различают демократический и  авторитарный государственно-правовые режимы.

Рассмотрим подробнее общие черты антидемократических режимов власти.

Авторитарный режим связан с отстранением населения от управления обществом и государством с существенным ограничением его основных прав и свобод. Различают конституционно-авторитарные и тоталитарные разновидности авторитарного режима.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается.6

Тоталитарный (фашистский, расистский) режим более реакционен и связан с ограничениями не только в политической, но и в личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены. К выборам в парламент (если он существует) не допускается значительная часть населения.

Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер.

Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам

Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации приостановлением деятельности некоторых политических партий передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д.

Решение о введении особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного положения устанавливается законом и при необходимости может быть продлена лишь по решению компетентных органов государства.

Итак, режимы осуществления государственной власти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется зависимостью как от элементов формы государства (абсолютная монархия и унитарная государственность тяготеют к более жестким, централизованным методам управления, а парламентская республика и федеративное построение государства — к введению альтернативных более демократических методов воздействия), так и от иных объективных и субъективных обстоятельств, национальные и исторические традиции, особенности культуры, религии и даже территориальные размеры государства и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Серьезные  потрясения  переживает  посттоталитарное  национально-государственное  устройство.  В  многонациональных  унитарных  государствах  неизбежное  в  переходный  период  ослабление  центральной власти  и  межрегиональных  экономических  связей  вызывает  самоизоляцию  административных  единиц:  игнорирование  местными  руководителями  законов  и  распоряжений  правительства,  переход  в  режим  натурального  хозяйства.  Но  по  мере  возникновения  рыночных  связующих  механизмов  и усиления  новых  государственных  структур  эти  тенденции  ослабевают  и  государственное  единство  постепенно  восстанавливается. В  многонациональных  федерациях  центробежные  процессы  осложняются  стремлениями  наций  к  подлинному  внутреннему,  а  часто  и  внешнему,  самоопределению.  Проявляются   ранее  подавляемые  силой  различные  (в  том  числе  территориальные)  споры  и  противоречия.  Помочь  сохранить  единое  государство  способно,  как  это  ни  парадоксально,  неразбериха  в  национально - государственном  устройстве -  использование  различных  политико-правовых  режимов  для  субъектов,  претендующих  на  разный  уровень  самостоятельности:  автономия,   федеративные  или  даже  конфедеративные  отношения.  Тогда  между  всеми  «самоопределяющимися  регионами»  остаются  определенные  связи,  а  главное - снижается  опасность  военного  разрешения  конфликтов.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Большой Юридический Словарь. - М., 1998
  2. Венгеров А.Б.  Теория государства и права. – М., 1999.
  3. Денисов А.И. Сущность и форма государства. - М., 1960.
  4. Жидков О.А. и Крашенинникова Н.А. История государства и права. -  М., 1999.
  5. .Корельский В.М. и Перевалова В.Д. Теория государства и права. - М., 1999.
  6. Матузов Н.И. и Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2000.
  7.   Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. - Свердловск, 1989.

 

 

 

 

1 Венгеров А.Б.  Теория государства и права. – М., 1999. С. 221.

2 Жидков О.А. и Крашенинникова Н.А. История государства и права. -  М., 1999. С. 251.

3 Денисов А.И. Сущность и форма государства. - М., 1960. С. 149.

4 См.: Государственный строй США. – М., 1976. С. 57.

5 См.: Федерация в зарубежных странах. – М., 1993. С. 5 – 7.

6 Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. - Свердловск, 1989. С. 219.


Информация о работе Форма государства