Форма государства: форма правления, форма государственного устройства и политический режим по конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:52, контрольная работа

Краткое описание

Именно из основ конституционного строя возникают самые важные общественные отношения между человеком и государством, между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями. Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет и регулирует эти отношения в первой главе, особо подчеркивая, что никакие другие положения Конституции (а тем более других нормативных актов) не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ). Конституция регулирует общественные отношения, возникающие по поводу осуществления народовластия, роли и места государственной власти в обществе, правового положения специально создаваемых различных политических организаций, т.е. определяет механизм политической власти (политическую систему).

Вложенные файлы: 1 файл

В№1 Основы конст строя в РФ.docx

— 44.51 Кб (Скачать файл)

Введение

Основы конституционного строя  являются важнейшими характеристиками общества, государства во всех его  главных проявлениях, и в первую очередь отношений государственной  власти со своими гражданами, что в  значительной степени определяет правовое положение человека и гражданина. 
     Именно из основ конституционного строя возникают самые важные общественные отношения между человеком и государством, между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями. Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет и регулирует эти отношения в первой главе, особо подчеркивая, что никакие другие положения Конституции (а тем более других нормативных актов) не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ). Конституция регулирует общественные отношения, возникающие по поводу осуществления народовластия, роли и места государственной власти в обществе, правового положения специально создаваемых различных политических организаций, т.е. определяет механизм политической власти (политическую систему).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Форма государства: форма правления, форма государственного устройства и политический режим  по конституции РФ

1.1.Форма государства

Традиционно отечественная  теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока:

1) форму правления

2) форму государственного устройства

3) политический режим.

Если форма правления  отвечает на вопрос о том, кто и как правит. Осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно властные структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Политический же режим  характеризует, как, каким способом осуществляется

государственная власть в  конкретном обществе, с помощью каких  приёмов и

методов государство выполняет  своё социальное назначение - обеспечивает

экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие обще социальные, национальные, классовые задачи.

Нетрудно заметить, что  содержание такого понятия как “форма государства” -

три указанных выше блока, весьма четко привязывается к  трём основным

характеристикам государства  как особой политической, структурной  и

территориальной организации  общества, раскрывают предметно, конкретно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать и соответственно изучать.

Вот почему форму государства  можно определить как такое устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.

Прежде всего, надо отметить, что в теоретическом осмыслении государстваособое место действительно занимает форма правления,поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

 

 

 

 

1.2.Форма правления в государстве

 

Форма правления является одной из важнейших частей формы  государства. Понятие формы государство зародилось еще до нашей эры. Аристотель писал о разграничении формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением(демократия).

 

В принципе вплоть до сегодняшнего времени указанный критерий остался: формы правления различаются  в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом  или принадлежит выборному коллегиальному органу.

 

Форма правления показывает, как образуется высшие органы, что  они собой

представляют, на каких началах  взаимодействуют, какой принцип  лежит в основе

взаимоотношений между высшими и другими государственными органами.

Под этой формой понимается организация власти, характеризуемая  ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве.

Также свидетельствует, участвует  ли население в формировании высших органов

государства, то есть демократическим  или недемократическим способом они

образованы. Недемократическим  путем формируются, например, высшие органы

государства при наследственной монархии.

Таким образом, под формой правления подразумевают организацию  верховной

государственной власти, в  особенности высших и центральных  ее органов,

структуру, компетенцию, порядок  образования этих органов, длительность и

объем их полномочий, взаимоотношения  с населением, степень участия

последнего в их формировании. В связи с этим выделяют монархические  и

республиканские формы правления.

1.3.Форма государственного устройства

История существования государства  свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Это уясняется под термином форма государственного устройства, под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми. Также нужно добавить, что форма государственного устройства делится на две группы: внутренние и межгосударственное устройства. К внутренним нужно отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным – конфедерацию.  Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких – либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)

1.4.Политический режим по конституции РФ

состояние демократии, политической свободы и гарантий прав человека в той или иной стране, являющееся результатом деятельности государства, политических организаций и непосредственной политической деятельности различных групп населения. При авторитарно-тоталитарных политических режимах жестко ограничиваются права человека; власть сосредоточена в руках олигархической группы, возглавляющей партийно-государственную структуру; разделение властей отрицается; управление максимально централизовано; выборы могут проводиться, но не имеют реального значения; политический плюрализм заменен правлением одной партии (если даже допускается существование других малозначащих партий); идеологии, противоречащие официальной, запрещаются, инакомыслие преследуется; ответственность государства перед гражданином не признается, граждане рассматриваются лишь как “винтики” в общем механизме государства. Все это нередко прикрывается конституцией псевдодемократического звучания, которая на самом деле фиктивна.

В отличие от этого для  демократического политического режима характерно: признание и реальное осуществление прав человека и гражданина на уровне международных стандартов и взаимная ответственность государства и граждан; признание и осуществление принципов социального, правового и светского государства; высокая роль конституции, принятой демократическим способом, как действительной основы существующего правопорядка; управление государством на основе разделения властей, системы сдержек и противовесов и взаимодействия различных ветвей власти; свобода деятельности не только правительственных, но и оппозиционных партий, не прибегающих к насилию; реальное политическое значение выборов и других форм участия граждан в политическом процессе; поиски компромиссов и консенсуса для разрешения спорных вопросов и конфликтов.

В Конституции РФ 1993 г. зафиксированы  все перечисленные выше характеристики, и, следовательно, демократический  политический режим выступает как  конституционный правопорядок страны.

Глава 2. Основы федерального устройства РФ

Федерализм в России выступает  прежде всего как одно из средств  регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения  наций и народностей, проживающих  на территории страны. Это получило свое выражение в создании различных  форм национальной государственности  народов Российской Федерации - республик, автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних  форм национальной государственности  в другие. 
Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.  Поэтому субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения.

 Российская Федерация  построена на сочетании территориальных  с национально-территориальными  началами добровольного объединения  ее субъектов. Это объединение  оформлено Федеративным договором,  подписанным  31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции Российской Федерации. 
Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации:

1) государственная целостность;

2) равноправие и самоопределение  народов;

3) единство системы государственной  власти;

4) разграничение предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов  Федерации;

5) равноправие субъектов  Федерации во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной  власти (статья 5 Конституции Российской  Федерации).

Глава 3. Разделение властей как основополагающий признак  демократии и его закрепление  в действующей Конституции.

  Государственная власть  в Российской Федерации  осуществляется  на  основе разделения  на законодательную,  исполнительную  и судебную.   Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья  10 Конституции Российской Федерации).

 В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации - принцип разделения властей.

  Этот принцип был  выработан  мировой  практикой   развития  демократических государств. Суть его в том, что  демократический  политический  режим  может быть   установлен   в   государстве   при   условии    разделения    функций государственной власти  между  самостоятельными  государственными  органами.

Поскольку  существуют  три  основные  функции   государственной   власти   - законодательная

- исполнительная 

- судебная

 каждая из  этих  функций  должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной  власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и  судебных  функций  в деятельности одного органа  государственной  власти  приводит  к  чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность  установления  в стране диктаторского политического режима. Особенно это опасно в  России, так как  у  нас  совершенно  отсутствует  опыт  демократического  правления, ограничения власти законом.

  Реализация  принципа  разделения  властей  в  российской  Конституции  не

означает многовластия. Власть изначально  едина,  так  как  ее  единственным источником, согласно статьи 3  Конституции  Российской  Федерации,  является многонациональный народ Российской Федерации.

То,  что  главам, посвященным трем  ветвям  власти,  в  Конституции  предшествует   глава   4   "Президент Российской  Федерации",  объясняется  важностью   единства   государственной власти. С этой  главы   начинается   изложение   в   Конституции   системы государственных  органов  Российской   Федерации,   что,   помимо   прочего, объясняется также особым значением Президента в организации  государственной

власти Российской Федерации.

  Конституция исходит  из того, что никакой государственный  орган  не  может претендовать  на  суверенное  осуществление  всей  полноты   государственной власти в стране.

 

 Сама государственная  власть не  делится  между   органами  -

она едина. Можно говорить лишь о  практической  необходимости  разграничения функций  между  органами,  осуществляющими  соответственно  законодательную, исполнительную  и  судебную  власть.  Осуществление  государственной  власти связано   с   разделением   функций    между    органами    законодательной, исполнительной  и  судебной  власти.  Эти  органы  самостоятельны   лишь   в осуществлении  закрепленных  за  ними  Конституцией   и   законами   функций государственной власти.

  Каждый  государственный   орган,  осуществляющий  одну  из  трех   функций государственной   власти,   взаимодействует  с другими   государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают  друг  друга.  Такая  схема взаимоотношений   называется   системой   сдержек   и   противовесов.  Она представляет единственно возможную схему организации государственной  власти в демократическом государстве.

  На федеральном уровне  организации  государственной   власти  в  Российской Федерации система сдержек и  противовесов,  согласно  Конституции,  выглядит следующим образом.

   Законодательный орган  -  Федеральное  Собрание  -  принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов  государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность  постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной  форме  участвует  в формировании Правительства,  судебных  органов  Российской  Федерации.

     Участие Государственной  Думы  в  процессе  формирования  Правительства Российской Федерации  является  важнейшим  проявлением  взаимодействия законодательной и исполнительной властей на  федеральном  уровне,  что вытекает из принципа разделения  властей,  установленного  статьей 10 Конституции Российской Федерации.

Данный принцип предполагает наряду с разграничением  функций  законодательной,  исполнительной  и  судебной власти их  взаимодействие  (включающее  взаимное  влияние,  контроль).

Информация о работе Форма государства: форма правления, форма государственного устройства и политический режим по конституции РФ